Классный журнал
Марлен
Хуциев
Хуциев
Апология хитрости
23 февраля 2018 10:00
Хитрость — дама яркая, быстрее смелости города берет. Режиссер Марлен Хуциев нашел в своих архивах оду хитрости, а может быть, мистерию, буффонаду. А может быть, даже сценарий предвыборного ролика. Ignorabimus. Так же как ничего, скорее всего, не узнаем и об авторе, вольнослушателе Сергее. Прямо история с Патриарших прудов, даже трамвай имеется.
Сергей… Да, Сергей. Он появился на курсе (это было году… в девяносто четвертом) и все время молчал. Он сильно отличался — ходил в костюме с галстуком. Сидел, молчал, что-то записывал… Потом подошел, представился, спросил, не имею ли я чего-нибудь против, чтобы он был вольнослушателем.
Я сказал, что не имею, но, наверное, это нужно как-то оформить официально, что ли…
— Письмо в ректорате. Но мне хотелось знать ваше мнение.
И он ушел, прихрамывая. Потом мне сказали, что письмо из Госдумы. Это была первая Дума.
А ведь я узнал его. Я видел, как на Чистых прудах человек попал под трамвай. Не самое приятное зрелище. Все было как положено: милиция, «скорая», крики… А вот тот, кто попал под трамвай, был совершенно спокоен. Он даже сознание не потерял. Мне даже показалось, что он с интересом присматривается к происходящему вокруг него… Это и был он. Вольнослушатель. На занятия он ходил аккуратно, но все время молчал. Его сторонились, но, видно, его это ничуть не занимало.
Ну чем можно было заниматься в то отчаянное время? Хмуро было в стране, хмуро было в институте, не клеилось дело, занятия проходили неинтересно. И вот однажды я предложил:
— А давайте сочиним что-то вроде «Декамерона», только современного. Повеселим себя. Каждый возьмет какую-нибудь тему, как страсть человеческую, свойство характера, а лучшее поставим на площадке.
Вроде понравилось. Пошли предложения.
— Измена, страсть! Сексуальная революция!
— Жадность!
— Глупость!
— Злоба!
— Хитрость! — вдруг громко сказал вольнослушатель. Все обернулись. Это были первые слова, сказанные им вслух.
— А почему хитрость? — спросил я.
— У хитрости — тараканьи ножки, — ответил он серьезно. — А ножки — хрупки…
Ну вроде что тут еще объяснять. Все ясно.
И после этого он пропал. А работа пошла. Читали, обсуждали… Кое-что уже начали ставить.
Как-то во время репетиции в аудиторию вошел человек, отрекомендовался фельдъегерем и вручил мне пакет из Госдумы. Попросил расписаться в получении.
Пакет с трехцветным флагом и двуглавым орлом был от вольнослушателя Сергея. Он коротко извинялся, что не может лично передать работу — уезжает с парламентской делегацией. Работа, отпечатанная на замечательной бумаге, называлась «Апология Хитрости. Фарс в одном действии. С прологом, эпилогом, расстрелом и фуршетом (подражание Э. Роттердамскому)».
Я прочел. Работа была путаной, но, несомненно, заслуживала внимания. Писал человек явно способный. И хотя (времени-то сколько прошло!) имеется недостача нескольких страниц, предлагаю ее читателям «Русского пионера». Ни строчки не дописано, только кое-где расставлены знаки препинания. Да, были еще рисунки, но они потеряны. (Я стараюсь избавляться от бумаг, тем более от студенческих работ, но это вот сохранил — как знак времени, что ли…)
Итак, пролог.
Музыкальное вступление. Рев, подавляющий мощью и скорбью. Стремительные взрывы могучего восторга, теснящего дыхание и обжигающего. Шум человеческих деяний, тоскливый вопль «Зачем?», неистовые искания ответов и нахождения.
Сцена темна. На сцене высится какая-то гигантская, уходящая под колосники дощатая конструкция, контурами напоминающая что-то вроде лошади.
Зал. Зал небольшой, заполнен людьми. Действие происходит и на сцене, и в зале. Два матроса на сцене. Бескозырки, бушлаты, винтовки со штыками. Краса и гордость. Пулеметные ленты на груди крест-накрест.
Вглядываются в зал.
Первый:
— Кто это?
Второй:
— Наши потомки. Наше будущее.
Первый:
— Интересно посмотреть на осуществившееся будущее!
Сцена освещается. Из кулисы выходит дама неопределенного возраста. На шее у дамы лиса — горжетка. Прожектор подсвечивает пушистый хвост. Дама в вечернем платье.
Конец пролога.
Дама на сцене, обращается к залу:
— Дамы и господа! Добрый вечер.
Глазки лисы светятся красными огоньками.
В зале:
— Это что, новая трактовка? Метафора?
— Метафора, взявшая винтовку, — это другой код, матрица другая…
— Ну, посмотрим. Новаторство. Надо поощрять…
Дама на сцене:
— Вы что же, не узнаете меня? (Говорит на разные голоса, то звонким пионерским, то глубоким контральто, то с прибалтийским акцентом, то по-народному, нараспев, и так на протяжении всего действия.)
Из зала:
— Пугачева?..
Дама на сцене:
— Фи!
Из зала:
— Вайкуле! Лайма! (Неуверенные хлопки.)
Дама на сцене (грозит пальцем):
— Ах, хитрецы! Лукавцы! Хитрюши! Хитрованцы!
Дама на сцене принимает различные позы:
— А так? А вот так? Ну?! Смотрите, смотрите, смотрите!
Она похожа одновременно на всех эстрадных артисток, на всех телеведущих, чем-то на Хазанова, чем-то на Жванецкого с пышным лисьим хвостом…
Дама на сцене:
— Не узнали? А ведь мы отлично знакомы! Но я вижу, рабочий день сильно утомил вас… Конечно, труд во благо народа тяжел и неблагодарен… Но не до такой же степени… Хорошо! Я отброшу скромность, представлю саму себя!
Тут утеряна страница (пропуск в тексте).
…Как это — смелого пуля боится, смелого штык не берет? Народная поговорка лукавит: хитрого пуля боится, хитрого, хитрого штык не берет! И не смелость, при всем уважении, хитрость берет города! Аплодисменты!
Зал аплодирует. Но как-то неуверенно.
Дама на сцене раскрывает веер. Сквозь веер смотрит в зал. Что-то испанское есть в ней.
— Я поведу вас вглубь столетий… Жаль, нет проектора, нет диапозитивов и кинофильмов… За всем не усмотришь… Но включайте воображение! Включайте! Что вы видите? Каменный век! Ах, что за красавцы, что за чудо-богатыри! С дубинами, с кремниевыми копиями идут они на мамонта! Грудь в грудь! Лоб в лоб! Жаль, что все они погибнут, краса и гордость первобытной эпохи! А вот другие: и ростом не вышли, и плечи, скажем, не комильфо… Так себе людишки, но! Все чего-то присматриваются, принюхиваются, лобики морщат… Да… А ведь именно они — они! — придумали силки, западни и, в конце концов, волчьи ямы! Чем руководствовались, спрашиваю я вас? Хитростью! И ведь выжили! Выжили, в отличие от мамонтов и бравых красавцев-смельчаков! И потомство дали! (Смотрит в зал через лорнет.) Так кому вы обязаны своим появлением на свет? Героям? Ха-ха-ха!
Зал молчит.
Шепотом:
— А фуршет будет?
Шепот в ответ:
— Должен быть…
Сцена ярко освещается. Из дощатой конструкции, которая — теперь это хорошо видно — представляет собой огромного коня, появляются (спускаются по веревкам) матросы и заполняют всю сцену. Деревянный конь стоит опутанный веревками, как паутиной…
Небольшой пропуск в тексте.
— Итак, хитрость. От имени которой я говорю с вами… Да что… Мы свои люди — являюсь ею, как вы, смею надеяться, уже догадались!
Зал. Некоторое замешательство.
(В дальнейшем дама на сцене будет именоваться Хитростью.)
Хитрость раскланивается:
— Ignorabimus доподлинно всего. Но факты говорят сами за себя. Вот, полюбуйтесь, троянский конь! (Жест в сторону.) Красавец! А как было придумано! И пала неприступная Троя! А что говорил великий китайский полководец Сунь-цзы? «Вернуть армии боеспособность с помощью хитрости — залог победы!» Мудро! А если обратиться к эпосу? Из древности идет этот тотем — Кума Лиса — герой русских сказок. Ренар — у французов. Рейнеке-лис — у немцев. Тут игра слов: Рейн-Рейнеке — это что, так просто? Да нет, конечно! А кто написал поэму о Рейнеке-лисе? Ну? Образованные люди!
Из зала:
— Гете… (Неуверенно.)
Хитрость:
— Браво! Бис! Конечно, он! Олимпиец! А уж он-то понимал! Обмакнул бы он перышко в чернила ради пустого дела? Нет, конечно, импосибль! Так-то, господа. Депутаты, бизнесмены, управленцы, политологи! Что б вы делали без меня, а?! Как бы крутились? Со своими бюджетами, проектами, сметами, комитетами? С прогнозами на будущее? А гранд политик?
Хитрость, пригорюнившись, смотрит в зал:
— Что заскучали? Э-эх, ребята… Глядя на вас, как не вспомнить классика? «Ой, скучно, бес…» — «Сан дут, герр Фауст!» Но я вас развеселю! Хочете — сплету вам на милетский манер… А впрочем… Может, споем?
Хор моряков на сцене. Мощью вступает «Варяг».
Хитрость:
— Не то!
Хор смолкает.
Хитрость:
— А вот: «Пришла курочка в аптеку / И спросила человека: / — Нет ли пудры и духов — / Для приманки петухов!!!» И-ха-ха!
Зал молчит.
Голос из зала (женский голос):
— Белиберда. На маргарине. Кто за культуру отвечает? Завтра поставим вопрос на комитете!
Хитрость:
— Слава тебе, великолепная гражданка! Молодец женщина — бонус за непосредственность! А вы, мыслящий камыш (тростник) мужского полу?
Голос из зала (мужской):
— Хватит болтать!
Хитрость:
— Красноречие — живопись мысли. А вы, мой дорогой, с огнем играете! Разговор-то наш о главном, о насущном… Без чего, как говорится, ни крокодил не несется, ни комар не доится. Не загоняйте в угол биссектрису! Это опасно!
Тут пропуск. Утеряна страница. А жаль…
Голос из зала:
— Немец хитер, обезьяну выдумал!
Хитрость (задумчиво):
— Это смешно? Ну, смейтесь тогда…
Моряки на сцене танцуют «яблочко». Но как-то уныло, незажигательно…
Хитрость (она сейчас похожа на артистку Инну Чурикову и говорит ее голосом):
— Кстати, про обезьян… Обезьяна забралась в мастерскую скульптора. Осмотрела все со вниманием, и попалась ей трагическая маска… «Какая голова, — сказала обезьяна, — а мозгу в ней нет!» Эзоп, басня.
Хитрость примеряет маску. Маску лисы.
Хитрость:
— Гулять так гулять! — начинает бросать в зал разнообразные маски: классические маски, античного театра, маски театра дель арте, детские — мишек, ушастых зайцев, колобков, длинноносого советского Буратино…
— Ну, надевайте, примеряйте! Чего застеснялись?
Зал преображается. Человеческие лица исчезают. Только маски, маски, маски…
Хитрость:
— Замечательно. Маска выявляет суть… Никого не хочу обидеть… К слову, когда Зевс сотворил людей, он вложил в них все чувства, кроме одного. Стыд забыл… Ну, заработался, бывает, сами знаете… Думал, думал, как же быть, каким образом вложить стыд в человека… И вложил его в зад! Я ни на что не намекаю! Ах, Эзоп, ах, проказник!
Зал реагирует бурно. Хохот, аплодисменты!
Хитрость (печально) голосом Дорониной:
— Вот ведь как! Бьешься, бьешься… Sanguine et sudore. А какой-то древнегреческий охальник вам ближе и милее… А вот представьте: покину я вас, переселюсь, так сказать, в параллельный мир и буду оттуда наблюдать всех вас, которых… И что же будет на Земле? Не знаете? А будет вот что: открытость, простота, меланхолия! Сплошной хаос. И все ваши штабы, парламенты, сеймы, думы, рады, кнессеты и советы вождей, союзы и профсоюзы плавненько переселятся в пещеры. Но предупреждаю: пещер на всех не хватит… Значит, снова жизнь — борьба! Войны, голод, хлад…
Зал. Маски замерли. Тишина.
И в этой тишине — громовой голос со сцены:
— Нет, не за такое будущее боролись мы, товарищи! Мы промахнулись! Но мы исправим свою ошибку!
Команды:
— Оружие к бою!
— Целься!
— Огонь!!!
Паника в зале.
— Пли!
Залп! Переходящий в фейерверк.
Эпилог. Карнавал. Бушует карнавал. Петарды, маски, смех. Восторг публики. Ликование зала.
Хитрость в микрофон. Похоже на Валерия Леонтьева:
— Valete et plaudite! И пусть лиса перехитрит лису!
Зал пуст и темен. Всюду на полу, на креслах брошенные маски. Скалятся, смеются, грустят, беззвучно хохочут…
Фуршет.
Богатые столы. Зрители едят и пьют усердно и со вкусом.
— Неплохо, неплохо…
— А икорки маловато…
— А говорят, культура в загоне!
— Кто говорит?
— Враги.
— А кто это все придумал?
— Сын юриста, кто же еще!
— За Вольфыча! Ну голова, ну молоток!
— Эх, голова! Не была б ты так умна…
— Не налегай, не налегай! Еще десерт будет!
— Несут, несут, несут!
Занавес.
Мы встретились с Сергеем. Я сказал, что мне понравилось, но у меня есть несколько замечаний. Вольнослушатель на это никак не отреагировал. Сдержанно поблагодарил.
— И что вы думаете с этим делать?
— Для площадки сложно, нужно сократить.
— Мы будем это снимать. Как предвыборный ролик. Готовимся к следующим выборам… Посоветуйте, на какой студии можно бы…
Посоветовать я не мог, просто не знал…
— Найдем, — успокоил меня вольнослушатель. — Если партия берется…
— Какая партия?
Тут наступила пауза. Он смотрел на меня с удивлением.
— Наша. Руководство одобрило. Мой депутат — ответственный за процесс реализации… Я помощник депутата, вы разве не знаете?
Я ответил, что знаю. Вольнослушатель помолчал.
— Как я понимаю, вас это не очень интересует?
— Что именно?
— Ну… Власть… Как там что устроено…
Я ответил, что интересует, но это для меня не самое главное.
— А ведь это очень полезно… знать…
Я согласился с ним.
— Ignorabimus, — сказал вольнослушатель. — Всего — нет. Но кое-что могу рассказать. Правду. — Он понизил голос. — Или это вам тоже не интересно?
Разговор был долгим. Он волновался, было видно, что нужно человеку выговориться. Много он рассказал. Удивительного и неожиданного. Но об этом я писать не буду.
Прощаясь, я сказал ему:
— А вы, Сергей, совсем перестали хромать.
— Хороший протез. — Он улыбнулся. — Был в Бельгии с парламентской делегацией… Ну и… Вот хожу, не чувствую… Хороший протез… Ничего, у нас тоже будут хорошие… Скоро. Партия наша берет это дело под свой контроль!
- Все статьи автора Читать все
-
-
03.09.2019Ты помнишь, товарищ 0
-
19.06.2019Черновик 1
-
02.04.2019Некролог 0
-
19.03.2019Конец «Шанса» 2
-
06.02.2019Монолог плохого человека 0
-
03.01.2019"С новым годом, пионеры!" 1
-
28.12.2018Волчица с Чистых прудов 0
-
10.12.2018Пепел рисовой бумаги 0
-
04.11.2018Вновь я посетил 0
-
11.10.2018Каждое 14-е число 0
-
04.09.2018В развитие темы 1
-
10.06.2018Цап-Цап-Цап 0
-
2
2151
Оставить комментарий
Комментарии (2)
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
Друг мой, это не беда.
Можно хитростью одной
Заменить талантов рой.
Мне б иметь такую,
Все помните,
И это хорошо..
Грациозность и ум лис не раз привлекали внимание многих и людей, и ученых, и конечно же писателей!
Не зря главным героем поэмы И. Гете в его «Рейнике Лис» стал Лис -философ и пройдоха Рейнике, использовавший средневековый эпос о животном мире.
И на его примере показал жизнь общества, устройства государства и дел вершения у Высшего властителя — Царя зверей.
И конечно же ; «Geduld bringt Rosen» - Упорство и труд все перетрут!
Мое знакомство с этим зверем, прозванным мной за глаза, - "Лесной Кот". Было в золото добычной артели на Южном Урале.
Потому считаю котов самыми умными из царства зверей?
Есть у меня тому все основания, по моему мнению и наблюдениям за этими скрытными и так трудно изучаемыми представителями «инопланетян» живущих среди людей и умело управляющие, как Рейнике лис нами, а мы даже не подозреваем об этом.
В те давние времена, «бомжевания» в золот-добычной Тумановской артели, наблюдал за жизнью лисов. Это была настоящая лиса- Огневка, как та самая Патрикеевна, о которой пишут в сказках.
Видел как она приучала своих лисят ловить уток на реке и в водах запруды воду которой использовали для промывки золотосодержащей породы на промывочном столе.
Ее грациозность движений при вхождении в воду не описать словами, это было как пантомима и медленное священнодействие одновременно.
Вступая в воду и погружаясь постепенно она была стрелой охотника и самым искусным инструментом ловли спящих уток на поверхности воды. Подплывая близко она ныряла и поднырнув стремительно хватала за шею «сонную тетерю». Лисята лежали не шелохнувшись наблюдая это священо действие их мамы. И после удачного броска ее и появления вновь на поверхности воды они пищали, лаяли и прыгали от восторга как дети увидевшие фокус в цирке.
Были и степные лисицы - «кончаки» они быстро освоились около монитора, с помощью которого мощная и шумная струя воды разбивала с легкостью комья земли и выбрасывала камни породы высоко в воздух с грохотом валившиеся позади промывочного стола.
Ни какой шум воды и мое нахождение вблизи не пугали их.
Они знали, что получат свой "дурно" пахнущий обед людей, приправленный бог знает зачем, солью перцем и такой-то помидорной «гадостью», но что уж есть, и с этим им пришлось смириться.
А кто же от еды откажется? А потом, кто в рукав армейской офицерской куртки им любезно предоставленной, разрешит залезть и там спать сном праведников?
Гладить давались и скоро познакомившись с местной собакой, изгнав ее из моего «фаворитства», сами стали «фаворитами» и верными спутниками в моих перемещениях по участку работ наших промывочных установок, зорко следивших за появлением автомобиля привозившего нам обеды в течении рабочего дня.
Меня даже рабочие прозвали «Лисий мастер», хотя был просто мастер на этом золото-бодычном участке в Башкирии не далеко от города Пласт.
О нем и его обитателях написал один классик в 19 веке, но как мои рабочие познакомились с этим произведением, как-нибудь в другой раз поведаю, тоже курьез был и «разрыв шаблона» у них.
Как и их осознание, что лисы пожалуй умнее их многих — Не работали, а обед имели, а вот кто кого «Терпением и трудом перетер», чтобы кого-то к чему-то приручить, это еще тот вопрос, лисьего менталитета.
А как, и кто дал царству зверей и самому Рейнике лису визуальные образы Вы сами знаете, он на гравюрах Вильгельма Фон Каульбаха или посмотрите опять, это и есть образ и подобие их лисьей породы, умных, находчивых и всегда целеустремленных пройдох, философов и уверенных в себе девиз жизни которых: «Geduld bringt Rosen» - Упорство и труд все перетрут! По моему мнению...
Кстати, чтобы "приручить" свою "шайтан команду"- работников артели, состоявших в немалом количестве из "отверженных"- бывших сидельцев. Контингент был тот еще, разношерстный, не как у лисы шкурка гладкая и мягкая, их характеров и жизненных судеб.
И мне тоже пришлось, как Рейнике лису, применить все фантазии и опыт организации интернациональных армейских коллективов для выполнения "постановленных задач вышестоящим руководством".
Поверьте, если бы не знание поэмы Гете, в том числе, мало бы что вышло. Так что, "лисы" ни когда не окажутся без "своей норы", в этом сам убедился и не только во время работы в этой артели.