Классный журнал

Иван Вырыпаев Иван
Вырыпаев

Не улетать

16 февраля 2018 10:00
Режиссер Иван Вырыпаев снял в свое время фильм, который называется «Эйфория». И колонка у него получалась именно об этом — об эйфории. И вот есть в его колонке такая фраза: «За сымитированное счастье всегда приходится платить». А вот колонка получилась несымитированная. Но платить придется все равно: по крайней мере гонорар.
Есть эйфория оправданная, ее еще называют подъемом, который мне всегда приносит творческая реализация. Например, ты пишешь новую пьесу, потом ставишь спектакль, зрители приходят, понимают, благодарят, и ты чувствуешь отдачу — ты потратил энергию, и она вернулась к тебе. Но выхолощенной эйфории я бы опасался. Это как раз та самая эйфория, которая была в моем фильме с одноименным названием.
 
Герои «Эйфории» почувствовали такой импульс любви, который может и созидать, и разрушать. Такой энергией надо уметь управлять, а они не сумели и поплатились за это. Они были просто не готовы: чувство, которое возникло между ними, смело и разрушило их жизни, семьи, их самих. Такая эйфория еще похожа на наркотики. Когда-то давно у меня был опыт с экстази: ты съедаешь таблетку — и вокруг тебя столько любви, блаженства, тебя охватывает счастье, все люди становятся братьями, а утром — опустошенность и холод. Где это счастье? Оно не настоящее, как будто просто «Вау!» и все. Суррогат, одним словом.
 
За сымитированное счастье всегда приходится платить. Герои фильма обладали счастьем в какие-то мгновения, купались в эйфории, а потом наступило похмелье, то есть расплата. Когда мы себя отож­дествляем со своими внешними проявлениями или с событиями, то нас всегда ждет трагическая развязка, потому что все события, все явления находятся в динамике, они преходящие. Ничего нельзя удержать. Дай бог нам всем здоровья, но мы умираем, и не в нашей воле это остановить. И если твоя жизнь связана только с близким человеком и тебя самого нет, ты с ним как бы отождествился, то в случае потери тебя ждет сильнейшая трагедия, а в случае непотери — постоянный страх потерять.
 
Я вспоминаю, почему я стал делать этот фильм: меня как раз занимал вопрос — что будет, если люди столкнутся с такой сильной любовью. Он странный, она странная, и жизнь у них тоже странноватая. Они явно не интеллектуалы, и что им делать с этим? Оказывается, они не знают, что делать, и среда, в которой они живут, тоже не готова...
 
Любовь — это труд, взаимоотношения — это труд, семья — это труд. Я это знаю. Я женат в третий раз. Когда-то у меня были две совершенно неудачные попытки, потому что я не был готов. Сейчас я давно живу в счастливом браке, потому что мы с женой работаем над этим. Вот почему этот брак такой счастливый и хороший? Потому что люди совершают работу — плодотворную, глубокую и духовно полезную. А герои фильма существовали просто на эмоциональном импульсе, который их в итоге и разрушил. Это была моя попытка прикоснуться к жанру трагедии.
 
Следует отличать эйфорию от резонанса. У меня внутри есть определенная энергия, которая выражается, например, в форме моих эстетических взглядов, моего восприятия. И эта энергия с чем-то резонирует, а с чем-то нет. Я раньше всегда говорил: «Мне нравится этот фильм или спектакль». Сейчас я перестал так думать. Произведение искусства не может нравиться или нет, оно может срезонировать с тобой в определенной ситуации. Я недавно был в Вене на выставке современного искусства. И вот идешь, идешь, идешь, и как будто ничего, мазня какая-то. А в какой-то момент — раз! — остановился непонятно почему, посмотрел на какую-то работу, и произошел резонанс. Все мы резонируем, и я люблю это состояние. А эйфорию стараюсь отслеживать и не поддаваться ей, то есть не улетать.
 
Социальный успех, когда хвалят твое эго, — это же тоже немного эйфория, иллюзия. Я сейчас написал новую пьесу, прочитал друзьям, некоторые по старинке начинают хвалить, а я уже на свой счет это не принимаю — тогда надо и родителей моих поблагодарить, и дедушек с бабушками, и всех людей, которых я встретил. Но хвалят личность, которая принимает успех на свой счет и совершает странную ошибку — начинает верить, что это она сама всего добилась. Это неминуемо вызывает эйфорию, потому что успех приятен для человеческого эго и подтверждает, что жизнь прожита не напрасно. И человек думает, какой он серьезный, большой, как много он сделал для мира и других людей. Ты раздуваешься и раздуваешься от собственной важности и не понимаешь, как это опасно — держаться за пустоту.    
Все статьи автора Читать все
   
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (2)

  • Я есть Грут
    16.02.2018 18:07 Я есть Грут
    В эйфории нету меры.
    Превышает все размеры
    Чувство счастья и восторга.
    Лишний шаг - и Вы у морга...
  • Сергей Макаров
    20.02.2018 14:15 Сергей Макаров
    И этот рассказ чем-то напомнил о перстне Поликрата приносившим ему удачу, но поверивший в его силу как амулету потерял разумную осторожность и поплатился за это.
    В свое время многие увлекались чарсом, курили его солдатики. Такое, что они видели на войне, не каждому удается пережить и чтобы крыша не съехала.
    Но потом на гражданке их эта "эйфория" достала своей костлявой рукой.
    А тут 90-е, ни работы, ни нормальной жизни, эйфория от "гона" мгновенно давала расслабуху, а на "авторитетов" равнялись и остальные, так например, спокойный и далекий от границ страны город Екатеринбург стал потреблять "эйфорию", с которой боролся Евгений Ройзман.
    Сейчас про него говорят, что жестоко боролся, а где были кто за гуманные, по их мнению способы были?
    Боролся Ройзман как умел и результаты есть.
    А кто его критиковал, возможно сами к "эйфории" были не равнодушны.
    Нет. Не потребляли, денежки не пахнут "эйфорией", бизнес есть бизнес, а за ради прибыли такие и мать родную заложат в ломбард.

    Социальный успех, когда хвалят твое эго, — это же тоже немного эйфория, иллюзия. И еще какая, сколько актеров и певцов не этом сломались, список известный.
    Но пережить успех, как и поражение или временный провал в творчестве, или в жизненной ситуации могут не все, только целостные личности.
    Тут главное быть предупрежденным, о таком возможном варианте, и если автору это удастся при написании новой пьесы, то флаг ему в руку.

    Но как показал мой опыт и наблюдение, какой бы знаменитый в свое время не был человек, все равно люди забывают дела которые после него остались, не все и не все, но все же без напоминания забудут.
    Как забыли на днях о Сергее Капице и его творчестве, что он оставил людям как преподаватель и популяризатор науки.
    Да и 15 февраля 1998г забыли.
    Не хотят помнить погибших 6- роты, не вовремя тогда это случилось, перед выборами президента.
    Вот и сегодня, не до погибших в Сирии, кто бы ни был, русские были,
    может опять эйфория мешает, от "побед" или еще чего ...
    а выборы, опять не вовремя все случилось.
79 «Русский пионер» №79
(Февраль ‘2018 — Февраль 2018)
Тема: юбилейный
Статьи по теме
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям
 
Новое