Классный журнал
Борис
Бернаскони
Бернаскони
+–0
31 января 2018 12:00
Из колонки культового архитектора и молодого человека Бориса Бернаскони читатели (не все, конечно, но, предполагаем, многие) впервые услышат про алгоритмическую архитектуру Гиперкуба и Матрекс. Но наши читатели не из тех, кто боится новых знаний и трендов. Пионеры приветствуются!
Мы живем в Архитектуре. Мы создаем ее. Она создает нас. Жизнь Архитектуры, в отличие от нашей, течет медленнее, но циклы очень похожи.
Архитектура уже давно не политика, но «длинные циклы» Архитектуры с политикой все же связаны. События в горячих точках, холодная война и оттепель — физический и эмоциональный фундамент для возникновения определенного подхода в создании Архитектуры. В этот момент каждое здание становится посланником политической воли или реагирует на политические решения, придавая политике форму и выражая ее эстетически. Конечно, речь здесь идет не о линейной застройке, хотя типовые проекты тоже могут быть интересными, а о проектах, называемых знаковыми. Полностью разбомбленный во время Второй мировой войны старый Роттердам становится экспериментальной градостроительной площадкой, создавая новую школу голландской Архитектуры. Петровский экспансивный стиль правления генерирует город Санкт-Петербург с нуля. Повышение и понижение политического градуса прямо влияет на создание знаковых инфраструктурных объектов и, соответственно, новых эстетических систем. Римский ордер, дворцовый неоклассицизм, индустриальный авангард, неоакадемический тысячелетний рейх, социалистический ампир, промышленный модернизм. В «горячие» времена возникли авангардный дом Мельникова и конструктивистский дом Наркомфина. В «холодные» времена возникли сталинские высотки. В «оттепель» возникли хрущевки.
«Средние циклы» Архитектуры сравнимы с сезонами. «Сезонность» здания связана с программой сооружения и тем, как здание функционирует в своем жизненном цикле. Например, первые пять лет здание работает согласно задуманной программе. В нем размещены производство, офисы и складские помещения. Через десять лет район становится центром массивного жилого квартала, и здание вынужденно меняет функцию, превращаясь в апартаменты. Оболочка сохранилась, содержание поменялось. Или, например, доходный дом. Долгое время в нем размещались комфортабельные анфиладные квартиры. Началась война, и владелец здания, предположим, переоборудовал его для нужд собственной больницы, разместив в нем приемное отделение клиники, операционную и стационар. После окончания войны здание передается под склад военсовета. Изначальная программа здания замораживается.
«Короткие циклы» Архитектуры можно сравнить с погодными циклами, измеряемыми переходом через ноль градусов по Цельсию, так как именно этот показатель является практически главным в выборе архитектурного решения и фундаментально влияет на форму и оболочку здания, просто говоря — фасад. Ведь именно фасад отвечает и за поддержание необходимого климата, и за внешний вид городской среды. В здании Матрекс я сделал наклонный фасад, и он сразу превратился, по сути, в кровлю, так как по нему течет вода. Воду необходимо правильно «отвести» так, чтобы в 0 градусов она еще и не замерзла и не превратила фасад в ледяную горку. Переход температуры через ноль происходит везде по-разному. В Лугано, например, это случается в среднем 20 раз в год. В Нью-Йорке — 50 раз. В Найроби — никогда. В Санкт-Петербурге — до 300 раз в год. Количество циклов влияет на себестоимость строительства здания. Чем больше переходов, тем сложнее и, соответственно, дороже технологии и материалы фасада. В Найроби строительство в разы дешевле, чем в Санкт-Петербурге, так как стеклопакет не нужен, утеплитель не нужен, стена менее массивная. В Санкт-Петербурге же при минусовых температурах земля промерзает до двух метров в глубину, а мокрый снег прибавляет дополнительную нагрузку на кровлю здания до трех тонн на квадратный метр.
Архитектура, как и вода, реагирует на понижение градуса. Когда я создавал Алгоритмическую Архитектуру Гиперкуба и Матрекс, я считал, что в архитектурном смысле живу в «горячие времена», ощущая надвигающиеся фундаментальные перемены в профессии, связанные с IT. Есть большая вероятность, что в скором времени архитекторов не станет. Нас заменят алгоритмы. И мне необходимо начать «думать» как алгоритм и даже в конце концов стать пионером** архитектурных алгоритмов. Алгоритмический рационализм — эпоха, в которой мы сейчас находимся, — приближается к абсолютному нулю***, балансу интересов политики, экономики и технологий и заморозке какого-либо движения и экспериментов. Без эмоций. Чем дальше от абсолютного нуля, тем «горячее» Архитектура. Тем более она эмоциональна, подвижна, сложна и интересна. Четыре времени года расширяют архитектурное сознание. Недаром именно в Токио и Москве такой большой разброс архитектурных подходов. Я все время думаю, может ли новая Алгоритмическая Архитектура содержать «храмовые» свойства и традиционную эмоциональность. Для меня именно наличие времен года, сезонность и широкий диапазон температур позволяют Архитектуре представлять весь спектр состояний, всё разнообразие форм и не перейти в алгоритмический абсолютный ноль.
* Архитектурное обозначение в строительных чертежах отметки уровня пола, относительно которой ведется проектирование. Также это обозначает точку колебания температуры, при которой осадки меняют состояние из жидкого в твердое и наоборот (замерзание воды, таяние льда), — с решениями проблем водоотведения связана вся мировая архитектура, но в России архитекторам приходится сталкиваться с большим количеством циклов перехода температуры воды через ноль и, значит, решением вопроса морозостойкости строительных материалов, что делает производство и эксплуатацию архитектурных произведений в России выдающимся приключением.
** Это мой первый литературный архитектурный текст, написанный специально для выпуска журнала «Русский пионер» «Снег». До этого мне удалось издать несколько книг: «Архитектурные материалы», «Museй», «Гиперкуб», «Матрекс» — с особым способом подачи информации в форме «клипового сознания», где текст и картинка равноценны и делят пространство 50/50.
*** Начало отсчета абсолютной температуры. Соответствует –273,16°С. В настоящее время в физических лабораториях удалось получить температуру, превышающую абсолютный нуль всего на несколько миллионных долей градуса, достичь же его, согласно законам термодинамики, невозможно. При абсолютном нуле система находилась бы в состоянии с наименьшей возможной энергией (в этом состоянии атомы и молекулы совершали бы «нулевые» колебания) и обладала нулевой энтропией (нулевой неупорядоченностью). (Энциклопедия Кольера)
3
2605
Оставить комментарий
Комментарии (3)
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников1 3689Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 5790Коллекционер. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова7148Литературный загород -
Андрей
Колесников10256Атом. Будущее. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова1 9314Список литературы о лете
-
Андрей
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
Мне милей в Майами хата.
Что за стиль, увы, не знаю.
Этажи уж год считаю...
Их творчество подобно кипению смолы или металла, когда необходимо постоянно поддерживать градус кипения, иначе процесс не будет довершен до его логического конца и тогда результат его будет выглядеть уродливо в незавершенности задуманного, бестолково, не оправдавшим затрат энергии на его конечное осуществление.
Призывая опыт градостроительства в Роттедаме, автор слегка умолчал о том, что стало результатом внедрения этих архитектурных решений с 1940 по 1960 годы.
Если кратко, результат был плачевный, общество отвергло концепцию градостроительства в развитии городского строительства по направлениям создания районов или как было принято в СССР в 60-е годы, микро районов. Это сравнение для понимания, на что примерно были похожи новые районы Роттердама.
Страны Европы, где нет тоталитарного пресса в идеологии, влияния на социальную жизнь людей, в частности в Нидерландах, не приняли такой путь развития градостроения.
Граждане просто не захотели жить в таких районах.
Главным уроком, достижением Нидерландских архитекторов и ученых разных профилей от психологов до социологов, был вывод; - что нет идеального пути развития архитектуры и не возможно построить абсолютно совершенный мегаполис.
Развитие городской среды возможно будет успешным если оно будет согласовываться с жителями города их нуждами, а не только руководствоваться нуждами государства и достиженимяи "технического прогресса" сужающего зону свободы устройства жизненного пространства горожан.
"Хрущевки" в СССР. Этот опыт градостроительства был необходим стране, но не украсил города своими "квадратами" районов. Да, жилищная проблема на первом этапе после войны была решена.
Американский опыт строительства временного блочного жилья и первая линия по изготовлению панелей для сборных конструкций из бетона закупленная во Франции помогла "творческому гению советского инженера" решить многие проблемы связанные со строительством быстро возводимого жилья.
Я и сам родился и прожил 25 лет в такой пятиэтажные построенной в 1957 году. С этими пятиэтажными домами связано много хорошего и много разного в годы в СССР.
Все верно, архитектура как зеркало отражает свое развитие, развитие государств, изменения в социальной жизни их граждан, все так.
Одной из необходимой причин строительства районов Сити во многих странах, было вызвано отсутствием в то время Интернета, тогда его заменял в основном Телекс, хотя знают ли современные поколения что это за "зверь" коммуникаций сущестовавшего в мире до конца 90-х, когда на смету ему начали приходить спутниковые средства связи посредством компьютеров.
Расположение банковских контор, адвокатских бюро, представительств фирм под одной крышей и многих сопутствующих сервисов было необходимо. Строились целые районы - подобные московскому сити.
Действительно, стоит чаще говорить о России и о разитии ее архитектуры, не многие побывали в Гонконге, Америке, где зарождались эти утопии архитектурного направления, но так необходимые на своем этапе развития торгово экономических связей.
Проект Матрекс, подобный матрешке вписанной в усеченную пирамиду , интересен своим оригинальным философско- концептуальным решением.
Признаюсь, сама идея вписать матрешку, как объемную форму, но не здания а пустого пространства поминающего полое яйцо с пережимом в вершине, как собственно и выглядит матрешка, завораживает меня.
Какой философский смысл несет в себе усеченная пирамида Матрекс, можно воспринимать по разному.
Мне представляется его концептуальный смысл, как усеченные пирамиды древности исчезнувших цивилизаций оставивших нам в наследие пирамиды Мачу-Пикчу.
Что имеем в целом в этой концепции, какой смысл мне увиделся;
Матрешка не является российским изобретением, и хотя стала российским трикстером в изобразительном искусстве, смысл матрешки, как символ чужой культуры, родился как вещественный символ японского философского осмысления мира вещей и поиска сокрытого в природе окружающего мира.
Пирамиды Мачу -Пикчу - загадка которую разгадывают ученые, что это была за древняя цивилизация и почему она исчезла не оставив о себе следов объясняющих этапы ее развития и существования.
Проект Матрекс осуществляется на полях в Сколково. По моему мнению, "Проект Сколково", сам по себе, стал трикстером в российском обществе с устоявшимся мнением многих граждан страны, что Сколково это один из проектов "роспила" денег государства на разные технологические штучки, которые мы потом все равно закупаем в Китае, пока остается.
Лично я, пока не вижу реальных результатов таких "кластеров" наукоградов.
В свое время, во время войны и годы холодной войны, такие центры научной мысли и производственной мощи страны создавались для оборонотехнических целей и создавались вынуждено, порой с ноля, в "чистом поле", используя концепции и проекты известные в Европе.
Согласен с автором, если он имел в виду такую необходимость, как концентрацию научной мысли которую необходимо символизировать и постараться объединить архитектурной "доминантой" для нее, где могли бы располагаться пространства на которых будут демонстрироваться достижения ученых, проводиться выставки и форумы ученых для обсуждения своих проблем и путей поиска их решений.
Однако, развитие компьютерных технологий средств коммуникаций и систем безопасного обмена информации позволяют людям некоторых профессий работать удаленно, им не нужно теперь иметь рабочее место в бизнес Сити, офисы для таких индивидуумов и даже фирм становятся не нужны.
Сегодня, такие бизнес центры покидают их бывшие арендаторы и даже владельцы домов в деловых Сити стремятся продать такую "выгодную" недвижимость, к сожалению, уже не так гарантировано обеспечивавшая как ранее стабильность доходов от сдачи помещений в аренду или частичной продажи помещений.
Характерный пример этому Мери Экс. Да, то само знаменито "яйцо" в центре Лондона архитектора Нормана Фостера, его выкупила частная фирма для личного использования, его бывшие хозяева вовремя сориентировались в будущей перспективе этого проекта.
В целом, в мире было построено много концептуально новых зданий, таких как Милениум, Олимпийские стадионы в Греции и России.
И то, что многие страны, так же отставшие в развитии своих городских инфраструктур, последовали бывшему мировому тренду, строительства своих национальных "Сити", ни о чем не говорит для понимания будущего архитектуры и ее развития, это просто повторение - копирования архитектурных моделей развитых стран, которые сами уже готовы отказаться от имеющихся у них подобных "Сити" из кустов небоскребов.
Кстати, судьба Олимпийских стадионов Греции и России в Сочи, Миллениума в Лондоне, как и провал проекта строительства нового квартала в района бывшей эл. станции Баттерси в Лондоне говорит о непродуманности будущего для таких архитектурных изысков.
И похоже, по моему мнению, реконструкция в центре Стокгольма тоже ждет такая же перспектива.
Одно хорошо, Матрекс строится за городом, он не разрушает исторических доминант в городе, как это делают небоскребы Сити в той же Москве и сделало яйцо Фостера в Лондоне, помимо "Глаза" - колеса обозрения на берегу Темзы.
Удаленность Сити в Москве от исторических ее доминант в разных районах города, очевидна, Но "глаз" граждан страны не обмануть и присутствие таких монстров не дает жителям города почувствовать себя соучастниками какого-то "таинственного процесса" развития экономики страны, скорее чувство сожаления, что деньги тратятся на удовлетворение чьих-то амбиций, когда в стране так и не решена жилищная проблема для граждан в разных регионах страны, а концепции путей ее решения сомнительны, с учетом социальных различий и доходов граждан.
Отчего начали к тому и вернулись; - Жизненное пространство города, как организм, развивается по своим законам и не может развиваться без учета многих аспектов городской жизни, как и без необходимого диалога с его жителями о том, как организовать в нем жизнь, достойную жизни людей как в 21 веке, так и в дальнейшем.
О том, как развивалось строительство в послевоенные годы в Европе и какие проблемы этого нашли свое отражение социальной жизни людей, можно наглядно увидеть в фильмах Жака Тати, кстати нашего соотечественника; "Мой дядюшка", "Время развлечений", "Трафик" где наглядно и понятно, особенно поколениям 50-х 60-х годов рождения, хотя и поздним поколениям тоже, будет понятно что потеряли в архитектуре старых городов и как это комично выглядело.
Интересно услышать и автора статьи, если мой комментарий, будет интересен.
Хотя, вероятно он всецело занят своим проектом и созданием публикаций о его осуществлении.
И я его понимаю, надо оправдать вложения гос.поддержки или инвестиций в проект Матрекс, который на мой, не профессиональный взгляд, имеет сомнительное будущее именно как олицетворение "гения инженеров" работающих в Сколково и одновременно интересен своим неординарным и перспективным решением для строительства зданий символизирующих достижения науки в архитектуре. Достижения науки, на мой взгляд, лучше представлять в новинках потребительских услуг, товарах, медицине, средствах коммуникаций или в фундаментальных открытиях науки.
Курьез его строительства в Сколково еще в том, что у нас этот , как теперь модно стало называть, после его определения человеком, чьи слова отливают в граните, - "Кластером в нашей силиконовой долине", стал пониматься своеобразно.
В Америке это "Кремниевая долина", как центр развития высоких технологий, а у нас понятие значения слова - силикон, стал мемом чего-то искусственного, вставленного куда-то для увеличения чего либо в размерах, создания чего-то искусственного, не настоящего.
Здание Матрекс своеобразный памятник тому, что спрятано в усеченной пирамиде похожей на Мачу-Пикчу - пустота.
Пространство, виде матрешки пустое. Пустое, как пустая идея искусственного "оплодотворения" российской науки гениями выращенными в "пробирке" Сколково, поэтому получился хороший символ этой идее "Кластера".
Концепция самого Сколково, как проект по быстрому рождению достижений в науке и ее прикладных применениях, выглядит как предложение родить ребенка за месяц, девятью беременными женщинами, но к сожалению, ничего из такой "творческой идеи" не получится.
А распыление или "освоение" денежных средств на строительство такого уединенного района для концентрации творческих людей на ограниченной территории не даст существенных результатов, разве что освоят территории земельных участков под строительство жилья, хорошо для тех же творческих от науки людей, но скорее всего будут продавать жилые помещения или здания людям просто пожелавшим жить за городом в окружении элиты от науки.
Переживания автора, о дождевой воде, на мой взгляд, пустое, известна эффективность угла наклона поверхностей в градусах чтобы вода текла самотеком и при этом не ослаблять конструкцию здания, как и строительство консольных нависающих конструкций не являющихся чем-то новым.
Больше будет проблема мытья стекол фасада здания, потому как пригород Москвы, это не совсем экологическое место, как центр Лондона, где стоит яйцо Фостера, там это тоже проблема, но не такая головная боль, экология другая, воздух чище - пыли меньше.
Одно положительное в здании Матрекс, это его не округлые внутренние помещения как в "яйце", что затрудняет организацию внутреннего пространства в проекте Фостера.
В 2005г был в Сент-Мери Экс, не очень впечатлило. Снаружи из далека , да, а при подходе было впечатление как протискивание сквозь катакомбы узких улочек в вечной тени и нависающего над тобой исполина из стекла и стали, но без такого сакральный смысла его, как формы яйца, как символа зарождения новой жизни. Здание произвело на меня впечатление; -что инородное "тело" -яйцо, помещено каким-то "животным" прямо на голову жителей города.
Пирамида Матрекса, как пирамида Мачу-Пикчу будет стоять и своим силуэтом напоминать, что та, древняя цивилизация исчезла, так и не оставив о себе ни каких особых знаний и информации почему же это произошло.
А может стать наглядным примером воплощения идей нашего знаменитого архитектора Н.Ладовского, продвигавшего в своих изысканиях поиск новых архитектурных форм, свободных от форм архитектурной стилистики предыдущих эпох.
И автору статьи удастся в его будущем градостроительном творчестве воплотить идею Ладовского в развитии города Москвы.
Р.С. Россия как название страны ассоциируется с женщиной, а на Руси женщины мерялись высотой кики, головным украшением.
У кого кика была выше, та и считалась важной персоной, с высоким социальным статусом.
Вот и меряются до сих пор страны своими архитектурными "киками", у кого выше, богаче и оригинальнее в своем исполнении, хотя их функциональное назначение порой ничтожно.
Уважаемый Борис, сегодня поправил текст своего комментария, устранил ошибки как стилистические в тексте.
Извините, не сделал этого раньше, но теперь все как и хотел высказать.
Пожалуйста, не обижайтесь на видимость критики в свой адрес, проект Матрекс действительно не ординарен своим решением организации внутреннего пространства с созданием символизма как внутренней конструкции здания, так и всего его комплексной конструкции.
У меня нет архитектурного образования, поэтому вы лишь узнали мнение человека интересующегося историей архитектуры и развитием ее стилей и направлений.
Архитектура не существует сама по себе, она отражение всего многообразия рукотворного мира людей и всегда будет находится в творческом осмыслении, в поисках новых форм и конструкций организующих закрытые и открытые пространства.
Успехов вам в реализации ваших проектов.
Р.С. Буду признателен вам, если найдете возможным высказать ваше мнение на мое понимание проекта Матрекс.
Вы профессионал, всегда интересно узнать о своих оценочных суждениях,
и если ошибаюсь, то в чем.