Классный журнал
Илья
Авербух
Авербух
Ледяные правила
16 января 2018 11:40
Фигурист и хореограф Илья Авербух объясняет, почему именно сейчас так важно суметь выйти на лед босиком. По‑честному, на голый холодный лед, без фальши и имитации. Всем звездным составом, в котором несколько олимпийских чемпионов. И каждый раз — как первый.
Я с некоторой завистью смотрел на театральные постановки, где можно держать долгие паузы, работать в полутонах света с минималистическими декорациями, в которых ты шаг за шагом можешь развивать сюжет. Но, к сожалению или к счастью, лед диктует свои правила, требует покорения большого пространства, на котором нельзя поставить камерный спектакль. Начиная работать в уникальном в своем роде жанре ледового спектакля, я прекрасно понимал, что будет непросто. В первую очередь донести до зрителя, что мы не «ледовое ШОУ», а настоящая драматическая история. Все началось с «Огней большого города», которые мы создали на пике популярности телевизионного проекта «Ледниковый период». Спустя четыре года я решился на что-то новое. В 2015-м родилась наша «Кармен».
К этой истории обращались миллионы раз сотни режиссеров. Сюжетная линия настолько сильная, а драматургия настолько четко выстроена, что для масштаба льда это произведение подходило идеально, не зря именно музыка Бизе неоднократно была заглавной у многих олимпийских чемпионов по фигурному катанию. После триумфальной «Кармен» мы выбрали не менее знаменитую историю о двух влюбленных — Ромео и Джульетте.
У нас получилась не просто история двух несчастных возлюбленных, мы вышли на что-то большее. Когда я брался за эту трагедию, я думал о том, в каком мире мы сейчас живем. В вечном противостоянии: вражда ради вражды, разделение ради разделения. Во многом именно поэтому мы не заканчиваем спектакль смертью двух героев. Более философскую мысль зритель слышит из уст отца Лоренцо — чемпиона мира Алексея Тихонова: «Враждой не стоит жить, мы рождены любить». Кульминация спектакля — наш финальный выход. Мы снимаем костюмы, маски и даже коньки и ступаем голыми ногами на лед. Это момент преодоления, мы говорим зрителю, что мы открыты, нам нечего прятать. В наш век бесконечных подмен и фальсификаций, когда никто никому не верит, все искажается и предается, мы ищем факты, которые бесспорны. Я долго искал визуальный момент, сцену, сюжетный ход — что-то, что было бы честным и искренним на сто процентов. Мы говорим о том, что мы безоружны, мы открыты, мы надели коньки только потому, что это наш способ диалога со зрителем. Нам нужно было выйти к свету, и для меня этот спектакль — это прежде всего момент очищения от слепой войны. Я не голословен, говоря о преодолении. Вы только представьте: семь олимпийских чемпионов, чемпионы мира, Европы — у нас полностью звездный состав. Я не знал, как они отреагируют на мою идею вывести всех босиком. Сейчас за спиной более 80 спектаклей. И каждый раз мы все, включая меня, ступаем босыми ногами на лед. Хотя некоторые из зрителей все же думают, что существует некий подогрев или суперневидимые стельки, спешу вас разуверить: все по-честному.
Мне часто задают вопрос, как я справляюсь с таким количеством чемпионов в одном коллективе, не существует ли этой самой пресловутой вражды внутри команды. Распределение ролей между олимпийскими чемпионами — непростая задача. Для меня как для режиссера важно уловить суть персонажа, соотнести ее с характером и образом артиста. Собирая звездный состав, я должен позаботиться, чтобы всем было интересно принимать участие в спектакле. Несмотря на то что постановка довольно современная, я не делаю ставку на новые технологии. Моя команда — это золотые чемпионы, я давно знаю всех, и мы работаем в атмосфере абсолютного доверия. Я не бравирую их именами, их статусом, я помогаю им реализоваться как артистам, себе — как режиссеру. Наши спектакли — это золотая середина, спортсменам не приходится идти на компромисс ради денег. Для всех нас это творчество. Это новое воплощение, это новые грани спортивного таланта участников.
Сколько я слышал упреков, что Ромео и Джульетта были очень юными, но все, кто видел спектакль, без сомнения, пришли к выводу, что лучше Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина вряд ли бы кто-либо сыграл. Помимо олимпийской программы на тему «Ромео и Джульетты» у этой пары огромный личный жизненный опыт. Каждый из них и любил, и переживал, и в результате они оба живут в гармонии и счастье, в своих семьях. Тот самый важный опыт, которого нет у молодых людей.
Удивлять не только зрителей, но и спортсменов, ставя перед ними сложные, порой непосильные задачи, безусловно, очень важно. Ввести в спектакль рассказчика было задумкой не случайной. Если это спектакль, то всегда есть актеры, которые говорят.
Алексей Тихонов блестяще справился с ролью отца Лоренцо. Он выступает рассказчиком истории. Мы слышим его сбившееся дыхание — он делает сложные поддержки, дорожки шагов, скорость катания феноменальная. Весь спектакль — это, по сути, борьба отца Лоренцо с Чумой, их постоянный разговор, спор. Чума — образ собирательный: это и смерть, и рок, и вражда. Помните: «Чума на оба ваши дома»? Оксана Домнина сыграла одну из ключевых ролей, она в ней купается, наслаждается ею. Кто-то из журналистов сказал, что у нас получился спектакль главных ролей, нет второстепенных. Каждый из фигуристов настолько ярко представил своего персонажа, что выделить одну или две главные роли просто невозможно.
Пока у нас нет своего дворца, нет дома, в котором мы можем спокойно репетировать, реализовывать те или иные технические идеи. Так, например, на премьере в Сочи у нас долго не мог пойти дождь в одной из главных сцен. Но мы его победили, и теперь зрители восхищаются и удивляются, как на льду сочетаются одновременно и пылающий огонь, и проливной дождь, под которым герои Романа Костомарова и Максима Маринина сражаются на настоящих шпагах, будто это дуэль шекспировской эпохи.
Весной мы нацелены показать спектакль на знаменитой исторической площадке «Арена-ди-Верона». Это не просто желание поехать с гастролями за рубеж, для меня в этом есть определенная миссия. Я люблю свою страну, в которой я смог реализоваться. И мне очень важно, чтобы нас воспринимали по-взрослому. Это уже не детские капризы, а проблема самоопределения, поиска своего пути, своего места в мире. Все знают о русской школе оперы и балета, о русском театре. Но мы готовы к новому, некоему новаторству. Это важно не только мне, режиссеру и продюсеру, это также важно каждому человеку из моей команды, которые так же, как и я, не спят ночами ради безупречного результата.
У льда есть характер: он может быть жестким, может быть мягким, а может быть своим. Сталкиваясь с проблемой нехватки «льда», я все больше и больше хочу наконец-таки обрести свой театр, в котором мы сможем реализовать все задуманное. Я действительно не вижу для себя другой страны, кроме России, и я переживаю из-за всего, что происходит. Конечно, конкуренция всегда будет прикрываться благими намерениями всеми сторонами любого конфликта, но мне бы очень хотелось, чтобы Россию увидели и такой — открытой и честной, как наш финальный выход на лед.
- Все статьи автора Читать все
2
2601
Оставить комментарий
Комментарии (2)
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников1 3684Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 5785Коллекционер. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова7144Литературный загород -
Андрей
Колесников10251Атом. Будущее. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова1 9310Список литературы о лете
-
Андрей
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
Какой конфуз-то, боже мой!
Да мы всегда честны, открыты!
Но вот ОНИ лишь ложью сыты!