Классный журнал

Кирсан Илюмжинов Кирсан
Илюмжинов

Чтоб не укачало

17 июня 2017 10:30
Председатель ФИДЕ Кирсан Илюмжинов сознается, что расстроился, узнав тему этого номера: оказывается, на кораблях его укачивает. Да и степную Калмыкию, президентом которой он был, нельзя назвать морской державой. Но это не мешает всем мальчишкам Калмыкии, как когда-то самому Кирсану, мечтать о морских приключениях. Ведь степь и океан так похожи.
Когда получил эсэмэску от редактора «Русского пионера» с заданием написать о кораблях, даже слегка расстроился. Ну не люблю я эти посудины, бороздящие гладь морей и океанов. Чего скрывать — меня элементарно в море укачивает. Я же далекий от мореплавания человек. Родился там, где степь прикасается к небу, — в Калмыкии.
 
А потом подумал: хотите про корабли? Не вопрос. Напишу. О том корабле, что мне дороже всего на свете. Читайте.
 
Сначала — немного истории, куда без нее. За многие тысячи лет человечество прошло огромный путь — от примитивных тростниковых плотов к изящно летящим по волнам каравеллам и бригантинам и до мощных, поражающих воображение атомных ледоколов.
 
Впрочем, стремление вперед, к новым горизонтам, высочайший интеллект, обес­печивающий это движение, так и не привели к осознанию того, что наша планета, по сути, такой же корабль, дрейфующий среди далеко не безопасных просторов Вселенной. Что тут удивительного? Вспомните знаменитый припев из песни «Битлз» про желтую субмарину:
 
We all live in a yellow submarine,
Yellow submarine, yellow submarine.
 
Вот так и живем мы все — в одной желтой подводной лодке. Или на одном корабле. И бороздим океан под названием Жизнь. А что? Живем, не жалуемся.
 
Наверное, нет ни одного мальчишки, не мечтавшего стать моряком. Мечтали об этом и мы в Калмыкии. Это кажется странным лишь на первый взгляд. Более притягательным всегда бывает то, что кажется недостижимым. Тому, кто ничего крупнее городского пруда не видел, океан кажется чем-то невероятно величественным, а покоряющие стихию люди — сказочными великанами.
 
Часто детская влюбленность перерастает в страсть всей жизни, и тогда история флота пополняется новыми громкими именами. Уроженец Владимира Михаил Лазарев, Павел Нахимов из Смоленска родились и выросли вдалеке от морских просторов. Но это не помешало им стать прославленными мореходами и флотоводцами.
 
Впрочем, нам, ребятам из Калмыкии, было проще представить себя покорителями водного пространства. Степь столь же бескрайняя, как и океан; и разве покрывающий ее травяной ковер не колышется, как морские волны? Остается лишь обозначить подручными средствами борта, воткнуть посередине палку повыше — и вот ты на легкокрылой бригантине преследуешь пиратов Флинта. Сделал шаг в сторону — и ты уже на необитаемом Острове сокровищ…
 
Но впервые море и морские суда я увидел в «Артеке». Помню, меня поразило несоответствие детских представлений о размерах шхун и каравелл, о которых читал в книгах, и настоящих размеров круизных лайнеров и военных кораблей. Они были огромны, размером с трех-четырехэтажный дом!
 
В 70-х годах прошлого века норвежец Тур Хейердал во главе интернациональной команды на соломенном плотике «Ра-2» пересек Атлантику, и скептикам пришлось умолкнуть. В команде Хейердала был и наш соотечественник, путешественник Юрий Сенкевич. Родившийся, кстати, в городе Баян-Тумен, в Монголии. Но это так, к слову о тяге к морям и океанам у степняков.
 
За минувшие века лучшие умы приложили немало усилий, чтобы сделать наше путешествие по воде более комфортным и безопасным. Мы научились, как говорят моряки, ходить не только по воде. Теперь мы идем туда, куда раньше не посмели бы и заглянуть: в морские глубины и царство вечных льдов.
 
Мне приходится немало колесить по миру. И, хотя сам я предпочитаю самолеты, я видел немало современных кораблей, каждый из которых — поистине чудо света. Каждый из них — это гимн человеческому уму, мастерству, энергии и предприимчивости. И — командному духу.
 
Корабль без команды мертв. Даже если он полностью укомплектован по штатному расписанию, но собравшиеся на нем моряки еле уживаются друг с другом, судно обречено. У многих жива еще в памяти катастрофа «Коста Конкордии», одного из крупнейших европейских круизных лайнеров, затонувшего буквально в двух шагах от итальянского берега.
 
Как выяснилось позже, трагедия произошла из-за того, что рулевой буквально не понимал, что ему приказывает капитан. И хорошо еще, что берег был близко, иначе гибель «Титаника» показалась бы рождественской сказкой.
 
Да, морские законы пишутся кровью и горем. Но люди, влекомые к морю, кто по любознательности, а когда — из чес­толюбия или по иным причинам, готовы на любые жертвы.
 
Стихия, чуждая нам в принципе, имеет настолько сильное влияние на наше общество, что сейчас политологи и социологи делят население Земли на «народы моря» и «народы суши». Вторые более консервативны и основательны, зато, по мнению ученых, первые более предприимчивы и демократичны.
 
Не знаю, насколько правомерно такое деление. Нам всем в той или иной мере свойственно мечтать о неизведанных берегах и соленой романтике. И людей, готовых положить жизнь на достижение мечты, не так уж и мало. Сейчас мы начали покорять очередную мечту человечества — космос.
 
При этом мы зачастую не замечаем очевидного. Вся наша Земля — по сути, утлое суденышко, несущееся сквозь бушующую Вселенную. Помните эпизод из фильма «Люди в черном», когда руководитель секретного агентства объясняет молодому сотруднику: «Какая-то опасность для землян существует постоянно. Но зачем же беспокоить людей?»
 
Это правда. Астероиды и кометы, способные уничтожить жизнь на планете, не такая уж редкость. Мы только-только научились их замечать, но понятия не имеем, как предотвратить столкновение. Есть еще вспышки сверхновых, наполняющие космос смертельной радиацией, есть блуждающие звезды, способные уничтожить Солнечную систему.
 
И я не понимаю, как мы, люди, потратив столько сил и времени на совершенствование морских судов, не желаем приложить столько же усилий для совершенствования нашего общего корабля.
 
Почему мы бездумно выкачиваем и выкапываем невозобновляемые ресурсы? Ради чего отравляем воду и воздух? Как мы, зная, что главное условие выживания — сотрудничество всех со всеми, позволяем себе тратить больше денег на вооружение, чем на медицину? Почему мы до сих пор ведем себя как взбунтовавшаяся команда? И далеко ли уплывет такой корабль?
 
И потому я бы очень хотел, чтобы девиз ФИДЕ «Gens una sumus», «Мы — одна семья», стал девизом всего человечества. Все-таки наш главный корабль — планета Земля. И только от нас зависит, чтобы никого не укачало.

Колонка Кирсана Илюмжинова опубликована в журнале "Русский пионер" №74. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
Все статьи автора Читать все
     
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (2)

  • Сергей Демидов
    17.06.2017 18:44 Сергей Демидов
    зачем же беспокоить людей?

    побеспокоишь и приобретешь себе проблемы...
    так что пусть люди и живут себе на здоровье...
  • Я есть Грут
    18.06.2017 09:27 Я есть Грут
    Суть человечества проста:
    Друг друга юзать без конца.
    Века сменяются веками,
    А мы, снедаемы страстями,
    Никак не можем осознать:
    Смысл не в том, чтоб потреблять.
    Лишь отдавая человек
    Не зря живёт свой краткий век.
74 «Русский пионер» №74
(Июнь ‘2017 — Август 2017)
Тема: корабли
Статьи по теме
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям