Классный журнал
Кирсан
Илюмжинов
Илюмжинов
Чтоб не укачало
17 июня 2017 10:30
Председатель ФИДЕ Кирсан Илюмжинов сознается, что расстроился, узнав тему этого номера: оказывается, на кораблях его укачивает. Да и степную Калмыкию, президентом которой он был, нельзя назвать морской державой. Но это не мешает всем мальчишкам Калмыкии, как когда-то самому Кирсану, мечтать о морских приключениях. Ведь степь и океан так похожи.
Когда получил эсэмэску от редактора «Русского пионера» с заданием написать о кораблях, даже слегка расстроился. Ну не люблю я эти посудины, бороздящие гладь морей и океанов. Чего скрывать — меня элементарно в море укачивает. Я же далекий от мореплавания человек. Родился там, где степь прикасается к небу, — в Калмыкии.
А потом подумал: хотите про корабли? Не вопрос. Напишу. О том корабле, что мне дороже всего на свете. Читайте.
Сначала — немного истории, куда без нее. За многие тысячи лет человечество прошло огромный путь — от примитивных тростниковых плотов к изящно летящим по волнам каравеллам и бригантинам и до мощных, поражающих воображение атомных ледоколов.
Впрочем, стремление вперед, к новым горизонтам, высочайший интеллект, обеспечивающий это движение, так и не привели к осознанию того, что наша планета, по сути, такой же корабль, дрейфующий среди далеко не безопасных просторов Вселенной. Что тут удивительного? Вспомните знаменитый припев из песни «Битлз» про желтую субмарину:
We all live in a yellow submarine,
Yellow submarine, yellow submarine.
Вот так и живем мы все — в одной желтой подводной лодке. Или на одном корабле. И бороздим океан под названием Жизнь. А что? Живем, не жалуемся.
Наверное, нет ни одного мальчишки, не мечтавшего стать моряком. Мечтали об этом и мы в Калмыкии. Это кажется странным лишь на первый взгляд. Более притягательным всегда бывает то, что кажется недостижимым. Тому, кто ничего крупнее городского пруда не видел, океан кажется чем-то невероятно величественным, а покоряющие стихию люди — сказочными великанами.
Часто детская влюбленность перерастает в страсть всей жизни, и тогда история флота пополняется новыми громкими именами. Уроженец Владимира Михаил Лазарев, Павел Нахимов из Смоленска родились и выросли вдалеке от морских просторов. Но это не помешало им стать прославленными мореходами и флотоводцами.
Впрочем, нам, ребятам из Калмыкии, было проще представить себя покорителями водного пространства. Степь столь же бескрайняя, как и океан; и разве покрывающий ее травяной ковер не колышется, как морские волны? Остается лишь обозначить подручными средствами борта, воткнуть посередине палку повыше — и вот ты на легкокрылой бригантине преследуешь пиратов Флинта. Сделал шаг в сторону — и ты уже на необитаемом Острове сокровищ…
Но впервые море и морские суда я увидел в «Артеке». Помню, меня поразило несоответствие детских представлений о размерах шхун и каравелл, о которых читал в книгах, и настоящих размеров круизных лайнеров и военных кораблей. Они были огромны, размером с трех-четырехэтажный дом!
В 70-х годах прошлого века норвежец Тур Хейердал во главе интернациональной команды на соломенном плотике «Ра-2» пересек Атлантику, и скептикам пришлось умолкнуть. В команде Хейердала был и наш соотечественник, путешественник Юрий Сенкевич. Родившийся, кстати, в городе Баян-Тумен, в Монголии. Но это так, к слову о тяге к морям и океанам у степняков.
За минувшие века лучшие умы приложили немало усилий, чтобы сделать наше путешествие по воде более комфортным и безопасным. Мы научились, как говорят моряки, ходить не только по воде. Теперь мы идем туда, куда раньше не посмели бы и заглянуть: в морские глубины и царство вечных льдов.
Мне приходится немало колесить по миру. И, хотя сам я предпочитаю самолеты, я видел немало современных кораблей, каждый из которых — поистине чудо света. Каждый из них — это гимн человеческому уму, мастерству, энергии и предприимчивости. И — командному духу.
Корабль без команды мертв. Даже если он полностью укомплектован по штатному расписанию, но собравшиеся на нем моряки еле уживаются друг с другом, судно обречено. У многих жива еще в памяти катастрофа «Коста Конкордии», одного из крупнейших европейских круизных лайнеров, затонувшего буквально в двух шагах от итальянского берега.
Как выяснилось позже, трагедия произошла из-за того, что рулевой буквально не понимал, что ему приказывает капитан. И хорошо еще, что берег был близко, иначе гибель «Титаника» показалась бы рождественской сказкой.
Да, морские законы пишутся кровью и горем. Но люди, влекомые к морю, кто по любознательности, а когда — из честолюбия или по иным причинам, готовы на любые жертвы.
Стихия, чуждая нам в принципе, имеет настолько сильное влияние на наше общество, что сейчас политологи и социологи делят население Земли на «народы моря» и «народы суши». Вторые более консервативны и основательны, зато, по мнению ученых, первые более предприимчивы и демократичны.
Не знаю, насколько правомерно такое деление. Нам всем в той или иной мере свойственно мечтать о неизведанных берегах и соленой романтике. И людей, готовых положить жизнь на достижение мечты, не так уж и мало. Сейчас мы начали покорять очередную мечту человечества — космос.
При этом мы зачастую не замечаем очевидного. Вся наша Земля — по сути, утлое суденышко, несущееся сквозь бушующую Вселенную. Помните эпизод из фильма «Люди в черном», когда руководитель секретного агентства объясняет молодому сотруднику: «Какая-то опасность для землян существует постоянно. Но зачем же беспокоить людей?»
Это правда. Астероиды и кометы, способные уничтожить жизнь на планете, не такая уж редкость. Мы только-только научились их замечать, но понятия не имеем, как предотвратить столкновение. Есть еще вспышки сверхновых, наполняющие космос смертельной радиацией, есть блуждающие звезды, способные уничтожить Солнечную систему.
И я не понимаю, как мы, люди, потратив столько сил и времени на совершенствование морских судов, не желаем приложить столько же усилий для совершенствования нашего общего корабля.
Почему мы бездумно выкачиваем и выкапываем невозобновляемые ресурсы? Ради чего отравляем воду и воздух? Как мы, зная, что главное условие выживания — сотрудничество всех со всеми, позволяем себе тратить больше денег на вооружение, чем на медицину? Почему мы до сих пор ведем себя как взбунтовавшаяся команда? И далеко ли уплывет такой корабль?
И потому я бы очень хотел, чтобы девиз ФИДЕ «Gens una sumus», «Мы — одна семья», стал девизом всего человечества. Все-таки наш главный корабль — планета Земля. И только от нас зависит, чтобы никого не укачало.
Колонка Кирсана Илюмжинова опубликована в журнале "Русский пионер" №74. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
- Все статьи автора Читать все
-
-
28.11.2024Как стать миллиардером 2
-
25.09.2024Вовсе не элементарная частица 2
-
30.04.2024В каждой ноте любовь и надежда… 0
-
16.12.2023Всегда не готово 1
-
22.11.2023Я выхожу туда, где тени 0
-
03.10.2023Небуранный полустанок 1
-
11.07.2023Строго по рельсам 1
-
15.01.2023Чабан в буране 1
-
27.11.2022Тайган в неволе 0
-
06.07.2022Я ищу потерянный луч 0
-
10.05.2022Наше время еще не вышло 1
-
15.03.2022Я не умею милости просить 0
-
2
3271
Оставить комментарий
Комментарии (2)
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников1 3962Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 6046Коллекционер. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова7341Литературный загород -
Андрей
Колесников10511Атом. Будущее. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова1 9510Список литературы о лете
-
Андрей
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
- Новое
-
-
18.01.2025Zакрылся бар
-
18.01.2025Мои Кабардино-Балкарские удивления. Удивление четвёртое
-
18.01.2025ВЧЕРА…
-
побеспокоишь и приобретешь себе проблемы...
так что пусть люди и живут себе на здоровье...
Друг друга юзать без конца.
Века сменяются веками,
А мы, снедаемы страстями,
Никак не можем осознать:
Смысл не в том, чтоб потреблять.
Лишь отдавая человек
Не зря живёт свой краткий век.