Классный журнал

Андрей Бильжо Андрей
Бильжо

Люди и корабли

15 июня 2017 11:30
Художник и писатель Андрей Бильжо, как следует из его колонки, обошел пол земного шара на кораблях, ему есть что о них рассказать, он знает, какими они бывают. Читателю предлагается парад кораблей, наблюдаемый Андреем Бильжо с набережной Венеции, «морской республики». Но (спойлер): будет в колонке и шторм. Держитесь.
 
Корабли бывают маленькими, большими и огромными.
 
Когда огромные корабли входят в Венецию, то Венеция становится на их фоне (именно так, а не наоборот) беззащитной, хрупкой, трогательной. Она похожа на ребенка или старика, переходящего многополосную автостраду с мчащимися самоуверенными и беспощадными машинами.
 
Люди, стоящие на многочисленных палубах этих лайнеров и смотрящие на Венецию сверху вниз, похожи на насекомых, не умеющих летать.
 
Корабли бывают уверенные в себе и застенчивые.
 
Гордые, уверенные в себе (мол, от нас все зависит), местные (мы здесь родились, мы видели много иностранцев), приземистые, тупорылые (мы простые работяги) тащат по проливу Джудекка через всю Венецию иностранных модных наглых красавцев. И в этот момент эти красавцы неуклюжи и беспомощны, неповоротливы и застенчивы, так как их сердце (машина) практически не работает. Этих красавцев венецианцы не любят. И выступают против них, вывешивая на своих домах плакаты с перечеркнутыми кораблями. «Нет большим кораблям!» — гласит надпись по-итальянски.
 
Эти сытые, богатые наглецы разрушают своей вибрацией уникальный город.
 
Корабли-эгоисты.
 
Корабли бывают молодыми, модными, ухоженными, беспечными, заносчивыми, истеричными. С них льется веселая музыка, доносится смех, на их фоне фотографируются. Сладкая жизнь.
 
А бывают корабли старыми, больными, скрипучими, с морщинами, шрамами, синяками. Корабли — работающие пенсионеры.
 
Корабли бывают брошенными. Они лежат на боку на берегу и смотрят плохо видящими круглыми глазами на воду, в которую они уже никогда не вернутся. Эти корабли вспоминают шторма, ветра и свою бурную жизнь. И медленно умирают.
 
Все, что можно из них вынести, вынесли, и от былой их красоты не осталось ничего. Остов. Оболочка. Душа корабля где-то летает «по морям, по волнам, нынче здесь, завтра там…».
 
В Венеции есть магазин, который я очень люблю. Там продаются предметы со списанных и даже утонувших кораблей. Рюмки, бокалы, приборы, глобусы, рынды, лампы, часы, карты, картины… На всех предметах выбиты названия корабля.
 
В Италии корабли называют женскими именами — именами мам конструкторов или капитанов. Почему не жен? Потому что, как говорят итальянцы, жены меняются, а мама всегда одна.
 
Корабли бывают смелыми и, рискуя собой, выполняют свою работу.
 
А бывают корабли-трусы. Они боятся далеко отойти от берега. «Мы боимся! — говорят корабли. — Мы можем утонуть! Мы вас только тут покатаем. Мы прогулочные…»
 
Корабли бывают злые. Злые корабли привозили в порт Дудинка по Енисею в течение двадцати лет в трюмах зэков для того, чтобы они строили Норильск и добывали полезные ископаемые. Трюм открывали и выливали им на голову баланду, которую они, голодные, должны были поймать своими ладонями. «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…» Это из рупора выливалось на пристани в Дудинке, когда зэки на ней, на этой пристани, на коленях стояли с руками за спиной. И мой дед был среди них, тогда младше меня сегодняшнего. Щуплый интеллигент, носивший пенсне.
 
Бывают корабли дураков, а бывают философские корабли.
 
Корабли… О них я могу рассказывать долго. «Кем ты хочешь быть, Андрюша?» — спрашивали меня соседи по коммуналке. Дурацкий вопрос. Моряком, конечно. Я ж в матроске. Вы что, не видите?
 
Вот и книжка «Салажонок» Сергея Колбасьева стоит у меня до сих пор на полке. На ней написано: «Будущему моряку от старого моряка дяди Сережи. Симеиз. 1959 год».
 
Я обошел пол земного шара на кораб­лях. Из Находки я вышел на БМРТ «Тулома», откуда спустя пять суток в сетке с помощью подъемного крана, как картошку в авоське, над Тихим океаном меня перегрузили на плавбазу «Наталья Ковшова».
 
В кают-компании должна была висеть репродукция картины «Девятый вал» Айвазовского. Так задумали советские художники по интерьерам кораблей. Морская же тематика. А за иллюминаторами Тихий океан, а под килем Марианская впадина. Картину заменили на «Утро в сосновом лесу» Шишкина. Морякам хотелось видеть землю. У нашего стармеха (на флоте его называют «дедом») в двухкомнатной каюте в одной из комнат жили птицы. И фотообои изображали березовую рощу.
 
Во время шторма, в который мы попали, мы держались все вместе, смотрели «Служебный роман» Эльдара Рязанова. «У природы нет плохой погоды! / Каждая погода — благодать. / Дождь ли, снег… Любое время года / Надо благодарно принимать…» Наш корабль бросало из стороны в сторону, как щепку, и клало под углом 90 градусов.
 
Тогда, 17 сентября 1978 года, сидя в спасательных жилетах, мы прощались с жизнью. Благодаря капитану наше судно не утонуло. Капитана после этого неделю не видели. Он не выходил из своей каюты и выпил весь свой капитанский представительский запас. А это много. И то, что мы в СССР не видели.
 
Буфетчица носила ему еду в каюту и надолго там оставалась. Буфетчицу капитан в рейс выбирает сам. «Хорошо тому живется, кто с буфетчицей… дружит» — такая на флоте была пословица.
 
Прошла уже неделя после невероятного шторма. И вот однажды в трал вместе с рыбой попал контейнер, видимо смытый волной с сухогруза. В контейнере были японские магнитофоны. И все в отличном состоянии. Кто упаковывал-то? Японцы! Тральцы, конечно, никому об этом чуде не сказали. Выбросили пустой контейнер за борт, а магнитофоны попрятали в каюты. А что с ними делать дальше? На Родину их привезти никак нельзя. Это же контрабанда.
 
Готовые консервы «Скумбрия в масле» у нас брали каботажные суда из Владика и Находки. И вот что придумали тральцы. Часть магнитофонов они продавали членам команды с этих судов. А часть просили отправить посылкой к себе домой. За услугу один магнитофон бесплатно. Об этой истории узнал первый помощник капитана. Он, как известно, по политической части. Ну и начались собрания, угрозы… Короче говоря, деньги стали подбрасывать в разные места — от гальюна до кают-компании — скомканные комочки темно-розовых червонцев. Скомканная маленькая розовая мечта. Оставшиеся магнитофоны пересчитали и опечатали.
 
Фразы, в которых упоминалась Родина, звучали на нашей плавбазе по громкой связи по нескольку раз в день абсолютно обыденно. Например: «Радиограммы с Родины в радиорубке могут получить Бильжо, Иванов, Степанчук…»
 
Была еще фраза: «До возвращения на Родину осталось…» Дальше шли месяцы и дни. И все их считали. Восемь месяцев на промысле — это много.
 
И Родина встретила нас многочасовым таможенным досмотром в Севастополе. Все члены команды сидели по своим каютам, и нельзя было выходить и переговариваться, а жены и дети стояли на причале и все это время ждали тех, кого не видели, тех, кого любили. «Ничего, столько ждали и еще подождут», — это сказал таможенник.
 
А что искали? Я открою сейчас эту страшную тайну — ведь прошло уже много времени. Искали лишнюю пару джинсов, складные зонтики и газовые шарфики.
 
И вот наконец команда по трапу сходит с корабля. Целует своих детей, жен, друзей. «Папа, а жвачку привез?» Первый вопрос ребенка.
А пустой корабль стоит и молчит. Кораб­лю бывает стыдно за людей.
 
Будьте здоровы и держите себя в руках.

Колонка Андрея Бильжо опубликована в журнале "Русский пионер" №74. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Я есть Грут
    15.06.2017 13:04 Я есть Грут
    Да я б за те магнитофоны
    Того, кто ставит мне препоны,
    Вмиг без раздумий охладил,
    Чтоб меньше "родину любил".
74 «Русский пионер» №74
(Июнь ‘2017 — Август 2017)
Тема: корабли
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям