Классный журнал

Александр Журбин Александр
Журбин

Берегите их, поэтов

29 мая 2017 11:00
Композитор Александр Журбин знает толк в стихах и поэтах. Поэтому он их сначала журит (мол, развелось и кто только не пишет), потом признает (мол, а куда без них), а в финале призывает беречь (потому что поэзия — главный признак человеческого). А еще там есть дирижабль.
 
Ох, надоели эти стихи!
Все пишут и пишут,
всё пишут и пишут —
на многих страницах,
в печатных книгах,
в тоненьких сборниках,
и на миллионах сайтов,
на фейсбуке, в инстаграме,
в телеграме,
в вайбере, на вотсапе.
И даже простой СМС
заражен рифмованными строчками.
 
Нам шлют стихи.
Особенно в праздники.
Например, в День дурака
или, скажем, в День 
защитника Отечества,
уже не говоря
про 8 Марта и Новый год.
 
Но эти праздники
мы помним с детства
и празднуем их по-прежнему
широко и радостно,
и стихи идут живые и искренние,
а вот, скажем, на День матери,
на День народного единства
и на День работника культуры,
на День музыки или 
на день рождения Рунета
никто не шлет стихи.
Никто не радуется этим праздникам,
никто их и не празднует
и не помнит о них…
 
Но эти сумасшедшие поэты
стихи пишут не только в праздники,
они пишут
денно и нощно,
в выходные и в будни.
От этих поэтов
просто некуда деваться,
от этих стихотворных потоков
невозможно скрыться,
они словно снежная лавина,
словно торнадо или цунами
тебя закручивают штопором,
и некуда убежать,
выхода нет…
 
То один, то другой пиит
зарифмует строчек 8 или 10
и сразу с ними — на фейсбук.
И спрашивает: а ты читал?
А ты заметил, как гениально
я написал о времени и о себе?
Ну, скорее всего, о себе,
а после уж и о времени,
и о наших миазмах,
и о наших маразмах,
о наших трюизмах и плеоназмах,
в духе дадаизма или акмеизма…
 
Да, поэт знает эти слова,
но понимает их неточно.
А вернее, ничего он 
в этом не понимает,
он не отличает метонимию 
от метафоры,
он не знает слов 
«гипербола» и «парабола»
и никогда не слышал слова «центон»,
 
потому что у поэта нет времени
заниматься ерундой…
Он пишет и пишет,
и все стихи, стихи, стихи,
и чаще всего с рифмой —
сейчас это просто:
полно в магазинах рифмовников,
словарей рифм,
ну а в интернете
их сотни, их тысячи,
миллионы, миллиарды —
только выбирай
нужное слово и рифмуй, рифмуй,
и будут тогда стихи с рифмами.
А в России иначе нельзя,
потому что в России 
только с рифмами
стихи считаются стихами,
а без рифм тебя засмеют
и скажут: ну какой же ты поэт,
если не можешь подобрать
рифму, например, к слову «дирижабль»?
И тогда наш поэт исхищряется
и сочиняет:

************
Дирижабль —
Это дирижер.
Дирижабль,
Он плывет без жабр.
Дирижабль,
Он ведь тоже корабль.
Он летит,
Как большой сталактит.
В небе он один
Господин.
Красно-белый дирижабль
Ночь на небе пролежабль,
Проплывает он по небу
И на север путь держабль.

************
Итак, поэт, найдя свой стержень,
рифмовать стал без удержу.
 
И у него пошли стихи,
Словно парни от сохи.
Они глухи, они тихи,
Хотя по сути неплохи.
Как без невесты женихи,
Они бросаются в грехи
И, будто в поле лопухи,
Рождают кучи чепухи,
Словно французские духи,
Они имеют запах, и…
Внесет последние штрихи
Только прощальное хи-хи.
 
Все хорошо, но только — фи! —
Это фигня, а не стихи!

************
А без стихов нам жить нельзя.
Ведь настоящие стихи,
Они как новое вино
Залито в старые мехи.
Они как старое кино,
Которое смотреть смешно
и, может, даже чуть грешно,
чуть-чуть темно,
чуть-чуть черно,
немного перемудрено…
 
Жить без стихов, быть может, просто,
Но не прожить нам без стихов,
И ничего важнее нет,
Чем этот редкий дар — ПОЭТ.
 
Английский писатель Ивлин Во сказал:
«Существуют некоторые стихотворные строки, которые из всего множества ассоциаций с неизбежностью рождают в нас именно те ощущения, которых мы жаждем; это патентованное средство, надежное снадобье, великое колдовство».
Вот так и мы все. У каждого в глубине сознания, скорее даже в подсознании, лежат заветные строки.
Пороюсь там.
 
ЦЕНТОН
В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,
Светила нам только зловещая тьма,
Свое бормотали арыки,
И Азией пахли гвоздики.
Передо мной встает Флоренция,
Фосфоресцируя домами,
И отмыкает, как дворецкий,
свои палаццо и туманы.
Любить иных тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
Как стыдно одному
ходить в кинотеатры,
Быть нежной, бешеной и шумной,
— Так жаждать жить! —
Очаровательной и умной, —
Прелестной быть!
В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена,
Нежнее нежного лицо твое,
Белее белого твоя рука,
От мира целого ты далека,
И все твое — от неизбежного.
Если только она подойдет —
Буду ждать я тебя, буду ждать…
Голубой, голубой небосвод…
Голубая спокойная гладь.
Огонь любви, огонь живительный, —
Все говорят, — но что мы зрим?
Опустошает, разрушительный,
Он душу, объятую им!
Любовь твоя жаждет так много,
Рыдая, прося, упрекая…
Люби его молча и строго,
Люби его, медленно тая.
Ангел, девочка, Психея,
Легкость, радость бытия —
Сердце стонет, холодея:
Как я буду без тебя?
Святая ль ты иль нет тебя грешнее,
Вступаешь в жизнь 
иль путь твой позади, —
О, лишь люби, люби его нежнее!
Как мальчика, баюкай на груди,
Не забывай, что ласки сон нужнее,
И вдруг от сна объятьем не буди.
Именно так.
 
Стихи не пишутся — случаются,
Как чувства или же закат.
Душа — слепая соучастница.
Не написал — случилось так.

************
Какой же вывод?
Стихи, поэзия — главный признак человеческого. Это то, что отличает нас от всего прочего мира, от животных, от растений, от дикарей.
Поэтому:
 
Берегите их, поэтов. Берегите их.
Остаются две недели на последний стих,
Три минуты, две минуты, 
вовсе ничего…
Берегите их. И чтобы все — за одного.
Только так не берегите, 
как борзых — псари!
Только так не берегите, 
как псарей — цари!
Будут вам стихи и песни, пока воздух тих…
Только вы их берегите. Берегите их.  
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
73 «Русский пионер» №73
(Май ‘2017 — Май 2017)
Тема: весна поэтическая
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям