Классный журнал

Марина Александрова Марина
Александрова

Практика относительности

26 апреля 2017 16:15
Актриса Марина Александрова утверждает, что хорошему актеру не надо хитрить с собой, а вот для плохого это неизбежно, и сравнивает хитрость с кокетством и лукавством. И сравнение не всегда оказывается в пользу хитрости. А вернее, вообще не оказывается.
Разобраться с актерской хитростью очень сложно. Может быть, вообще сложнее всего. Если актер не играет роль по-настоящему, а просто хитрит, это сразу видно. Как ни печально, но после советского кинематографа новой киноиндустрии, своего Голливуда, где задавалась бы планка качества, мы пока так и не построили. И поэтому у нас появляется много мыльных пузырей, людей внешне красивых, блестящих, летящих и переливчатых. Сплошное одноразовое лукавство. Но чуть углубишься внутрь, как наступает момент истины — пузырь лопается.
 
Если говорить в целом о моей профессии, то в ней огромное количество соблазнов, компромиссов и хитростей, и остаться в ней человеком — самая большая моя задача.
 
Если ты живешь хитростью, это закрывает тебе пути к росту и развитию. Ты обкрадываешь себя в смысле чувств, эмоций и новых впечатлений. Ты становишься духовно беден. Ты воруешь сам у себя свою жизнь. Ты зацикливаешься на самом себе. Но ты же не гуру, ты в себе много знаний не начерпаешь. Поэтому я думаю, что хитрость и эгоизм — антагонисты ума. Только открытое сердце даст тебе возможность расти. Мало того, умение жить с открытым сердцем встречается так редко, что обезоруживает людей лукавых. Они бегут от этого потрясающего качества, как черт от ладана. Или так перерождаются под его влиянием, что вместо желания тебя облапошить начинают тебе помогать. Быть открытым, а не хит­рым — это в конечном счете гораздо лучше и, не побоюсь сказать, рациональнее.
 
В профессии хитрость для меня — негативная история. Хороший актер себя знает, он изучает свои возможности, он правдив сам с собой прежде всего. А плохой актер сам себя придумывает, он сам себе персонаж. Мне кажется, что талантливым людям хитрость не нужна. Если человек верит в свой талант, то он и не будет хитрить. А хитрость включается в человеке в тот момент, когда он чувствует свою слабину в чем-то, если ему чего-то недостает. Когда недостаточно даже просто веры в свой ум, силу, воображение, актерскую технику.
 
В жизни с хитростью все гораздо сложнее. Сказать ребенку, что в тарелке не рыба, а курица, или замаскировать брокколи до неузнаваемости, чтобы ребенок съел этот кусочек и получил необходимые для организма вещества, — это одна хитрость. И совсем другая — коварно подставить человека на работе.
 
Вообще, в нашем мире настолько все относительно, что обоснование и оправдание можно подвести под любой поступок. До рождения собственных детей я была более категорична в оценках и убеждениях. Сейчас я понимаю, что человек сам, может быть, и не виноват — ему навязали тот или иной стереотип в детстве, который впоследствии почти невозможно изменить. Поэтому я никому не указываю, как надо и как не надо. Хитрить или нет — личное дело каждого. Но так или иначе, все зависит от окружения и от того, чему мы учим своего ребенка. Одному родители говорят, что опаздывать — это плохо. Другому — да ничего страшного, подождут. Дети вырастают, и первый приходит всегда вовремя, а другого всегда ждут. И не потому, что он плохой, а потому, что в детстве ему навязали этот стереотип. То же и с хитростью. Если в семье принято хитрить, то куда ребенку деваться — он вырастет лукавым. Если он видит, что отец хитрый, он будет воспринимать это качество не просто как норму, он будет брать с него пример и во всем искать хитрые лазейки. Детская хитрость должна насторожить взрослых: там что-то не так.
 
Общие правила игры, заложенные с детства, — это и есть менталитет. Американским детям с детства внушается, например, что дружба — это взаимовыгодные отношения, да еще и регламентированные. А у нас дружба — это когда труп ночью вдвоем надо закапывать. Это вообще несравнимо. Но не означает, что кто-то из нас хитрее или расчетливее. Я не думаю, что хитрость — это черта целой нации или народа. Это очень индивидуально и зависит от семейного воспитания. Есть простодушные Ванечки и хитрющие Джоны. Есть и наоборот.
 
Другое дело, что по своей природе женщина все же хитрее, но при этом женская хитрость еще и гораздо мягче, чем мужская. А очаровательное женское кокетство в отношениях с мужчинами — это феноменальная по силе вещь. Шаг вперед и два назад. Я ему сейчас звонить не буду, хотя и хочу, но пусть он сам позвонит, я подожду. Это, конечно, лукавство, но оно инстинктивное, что ли. Мужчина принимает решения мозгом, а в женщине больше чувств, и они ею руководят. Больше всего женщиной управляет любовь.
 
Случается влюбляться и в работу. Роль Екатерины Великой была знаковой для меня, и это была любовь. Я уверена, что роль находит тебя, когда ты к ней готов. Значит, я сделала какое-то внутреннее домашнее задание, чтобы получить роль такого уровня. Самая первая хитрость этой роли заключалась в том, что во втором сезоне надо было сыграть возраст. Это не так просто. Набрать вес и наложить грим — это внешние атрибуты. Нужно было возраст прочувствовать. Я старалась! И теперь мне говорят: «О, ты так круто сыграла возраст, ты такая взрослая», на что я в панике отвечаю: «Нет! Я похудела уже. И мне не сорок!» Хотя сейчас все возрастные границы так сдвинулись, что сорок лет — это девочка вообще. И по внешности, и по ощущениям. Но мне по ощущениям все-таки двадцать пять.
 
Хитрость как-то совсем не вяжется с масштабом личности Екатерины Великой. Зачем она ей? Вся огромная империя — это ее территория. Как лес для медведя. У нас от владения квартирой 70 метров дух захватывает, а она, глядя на Екатерининский дворец, да и вообще на всю страну, спокойно могла сказать: «Это мое».
 
Но до того и для того, чтобы стать императрицей, ей нужно было научиться быть гораздо хитрее Елизаветы.
 
Если в первом сезоне у Екатерины была борьба исключительно с Елизаветой и внешними препятствиями, то второй сезон — это сражение Екатерины с самой собой. Внутренняя борьба между личным и государственным самоощущением. Но как мне, женщине по самой сути своей, готовой на все только лишь ради детей и мужа, найти в себе это желание власти и талант самодержца? Это был, конечно, вызов. Для того чтобы стать Екатериной Второй изнутри, я придумала такой прием: стала прокручивать в уме ее разговоры с современниками, «писала» виртуальные неотправленные письма. Она, конечно, пускалась во все тяжкие ради власти, она правила лучше многих коронованных мужчин и потому была плохой матерью. Кому удается унести двойную ношу на одних плечах? Это даже Екатерине Великой не удавалось. Ни с одним сыном у нее не было хороших отношений. Вообще, для меня это большой творческий подарок — сыграть мужчину в женском обличии. У Екатерины был сильный мужской ум в совершенно женской оправе. И она пользовалась и тем и другим виртуозно. Когда она входила в залу, ни один мужчина не мог отвести от нее глаз. Суперженщина. Она прививала не то что моду, а любовь к просвещению, она не побоялась сделать прививку, вогнав себе в кровь оспенный гной. Я уже не говорю о том, что мы живем на тех землях, которые стали русскими губерниями при Екатерине.
 
Екатерина — безумно интересная личность. Как минимум равная Петру Первому. Не зря же только их двоих на Руси звали Великими.
 
Теперь я понимаю, что, общаясь на равных с вельможами и с простыми людьми, хитрость Екатерина Вторая оставляла только для первых. И тут уж она не промахивалась.
 
Мне кажется, что само отношение к хитрости очень поменялось с тех пор. Триста лет назад человеку нужна была достаточно важная причина для того, чтобы пойти на хитрость. Слово и честь были дороже, а хитрости — меньше, потому что ты отвечал за свое слово. Ловкачество презиралось. А сегодня хитрости больше, потому что она легковеснее. Мы не титаны даже в хитрости. Она у нас стала помельче и почаще. Хитрость стала повседневной, стала разменной монетой. Мало того, многие даже стараются выглядеть похитрее, чем они есть на самом деле. Потому что хитрость не осуждается.
 
Когда я стала заниматься второй частью сериала, я поразилась, насколько точно повторяется история — что было тогда, почти 300 лет назад, и сегодня. И Крым, и война с Османской империей. И все время происходит борьба с коррупцией. Это наша непобедимая вещь. Она у нас с детства. Если у народа бывает детство, то эта вещь заложена в нас именно тогда: ты по-честному не заработаешь, надо украсть. И сегодня вся наша утечка мозгов происходит от уверенности в том, что умом ты здесь не заработаешь. Надо обязательно схит­рить. А если ты, очень умный и образованный, схитрить не можешь, ты здесь не приживешься.
 
История просто идет по кругу, а мы не делаем выводов. Мы, чтобы не перессориться на почве разных толкований истории и сегодняшних событий, вынуждены хитрить в разговорах друг с другом. Мы уже вообще запутались в слове «патриот». Вообще, наша свежая мода на стерилизацию истории — это очень плохое лукавство. Оно делает из реальных исторических личностей, полных противоречий и страстей, какие-то бледные чучела.
 
Моя следующая роль будет полной противоположностью сложной, властной и хитрой Екатерине Великой. Это будет комедия, сценарий к которой написал Семен Слепаков. Фильм выйдет на ТНТ. Моя героиня — совершенно бесхитростная и прямолинейная девушка, она историк, борется за историческую правду и все время воюет с властями. Она бунтующий мечтатель, представитель стремительно редеющей сегодня породы.
 
Мне близко то, что делают Чулпан Хаматова, Юля Пересильд. Я считаю, что это героическое дело. Они помогают детям, и помогают совершенно ощутимо, совершают какие-то поступки, чтобы стране было лучше, а не ведут дискуссии — какая страна лучше, нужен нам этот Крым или не нужен нам этот Крым. Я не умею хитрить и делать политические выводы, я не пытаюсь встроиться в эти разговоры, и вообще, политика мне кажется нашпигованной хитростями, как поле минами. У меня другая профессия.

Колонка Марины Александровой опубликована в журнале "Русский пионер" № 72. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
72 «Русский пионер» №72
(Апрель ‘2017 — Апрель 2017)
Тема: хитрость
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям