Классный журнал

Андрей Десницкий Андрей
Десницкий

Хитрость патриарха

21 апреля 2017 08:30
Есть у «Русского пионера» такая, прямо скажем, уникальная возможность — на каждую главную тему номера посмотреть с позиций Священного Писания. Это благодаря нашему постоянному колумнисту, библеисту Андрею Десницкому. Читайте про библейскую хитрость. Воистину.
Что говорит о хитрости Библия? Не торопитесь с ответом. Библия запрещает обман или воровство — в этом сомнений нет. Но бывает ли благословенная хитрость? Так, чтобы немножечко обмануть… и не поссориться при этом с Богом?
 
В поисках ответа на этот вопрос посмотрим на историю Иакова, как она описана в библейской книге Бытия. Она занимает в ней огромное место, и это неудивительно: Иаков получил со временем имя Израиль и стал родоначальником избранного народа. И если есть какое-то слово, которым можно его охарактеризовать, это будет слово «хитрец».
 
Иаков родился вместе с братом-близнецом, которого назвали Исав. Говорить о том, что один из близнецов старше, кажется нам смешным — но тогда это было серьезно. Занять место отца со временем должен был первенец, и это был Исав, родившийся минут на десять раньше Иакова. Но Иакова это никак не устраивало. И вот однажды он подловил момент, когда Исав пришел с охоты голодным и усталым, и предложил ему миску чечевичной похлебки в обмен на права первородства. В тот момент эти права казались совершенной абстракцией, Исав согласился (и так вошел в поговорку).
 
Но как бы удачно ни прошла сделка, статус первородства еще следовало получить от отца — Исаака. К тому времени зрение его ослабло, и он едва ли мог отличить одного сына от другого. Чувствуя приближение смерти, он решил дать свое благословение старшему сыну и тем самым ввести его в первородство. Иаков с помощью матери обманул отца, притворился Исавом — и получил благословение первенца: «Пусть же Бог тебя одарит росой с неба, плодами земли, изобилием хлеба и вина. Пусть народы тебе служат, племена пред тобой пусть склонятся. Будешь ты господином над братьями: сыновья твоей матери склонятся пред тобой. Проклинающий тебя проклят, благословен, кто благословит тебя!»
 
Отцовское благословение в ту эпоху понималось не просто как пожелание блага, это была своего рода передача сыну собственной судьбы. Так что, когда обман раскрылся, на долю Исава досталось благословение «жить мечом» и добывать пропитание «от росы небесной». И вот Иаков, чувствуя приближение отцовской смерти, в страхе бежит от брата. А по «официальной версии» — отправляется на поиски жены. Чтобы не брать девушку-язычницу, он отправляется в путь в те места, откуда родом был его дед Авраам.
 
Вспомним, что Иаков — один из двух близнецов. И почти все его действия имеют два объяснения: с одной стороны, перед нами разыг­рывается драма человеческих страстей, а с другой — разворачивается Божественный замысел. Страсти могут изменить судьбу конкретного человека, но не общее течение истории.
 
Итак, Иаков отправляется в путь. На ночлеге он видит сон: лестницу между небом и землей, по которой спускаются и поднимаются ангелы. Не символ ли это всякой религии — связи между небесным и земным мирами? Именно здесь Господь подтверждает Иакову, что именно он — наследник завета, то есть договора, заключенного Богом с Авраамом и Исааком. Хитрость сработала, Бог признал его права на первородство! И вы таки думаете, что Он его никак за обман не проучил? Подождите, история только начинается.
 
Свою невесту Рахиль Иаков встречает у колодца (надо сказать, что в патриархальном обществе мало было других мест, в которых юноши могли без помех познакомиться с девушками). Но Лавану, отцу Рахили, совершенно не хочется отдавать дочку даром какому-то нищему беглецу, и он откладывает свадьбу на целых семь лет, в течение которых Иаков должен пасти его стада, «отрабатывая» выкуп за невесту. Иаков соглашается, и Библия говорит об этом так: «Эти семь лет были для него что несколько дней, потому что он любил ее».
 
В день свадьбы лицо стыдливой невесты, как и требует обычай, скрыто покрывалом, да и нежный голос ее на празднестве не слышен, а в шатре у новобрачных темно… Наутро изумленный Иаков обнаруживает рядом с собой вовсе не Рахиль, а ее старшую сестру Лию! Лаван, впрочем, согласен выдать за него и Рахиль — но придется отработать еще семь лет. Так хитрец Иаков, занявший место брата под благословляющей рукой слепого отца, и сам стал жертвой подобного обмана: в темноте принял одну сестру за другую.
 
Прошли и другие семь лет, новый трудовой договор предполагает, что работать на Лавана Иаков будет теперь за часть приплода. А чтобы отличить одну часть стада от другой, они сговариваются так: пестрые и крапчатые животные отныне станут собственностью Иакова, а одноцветные — Лавана. И самый лучший скот рождается именно крапчатым. А мы снова видим двойное объяснение: Иакова благословил Господь, а с другой стороны, он использовал особые приемы селекции. Библия описывает это очень наивно, в духе представлений того времени: когда спаривался хороший скот, Иаков клал перед его глазами пестрые прутья, и приплод тоже получался пестрым.
 
И вновь Иаков решает бежать от родственника, у которого есть все основания его недолюбливать. А с другой стороны, как сообщает книга Бытия, он слышит призыв Господа возвращаться в родную землю. Рахиль, любимая жена, захватывает с собой домашних божков своего отца (он же был язычником!), и тот бросается в погоню. Когда он настигает семейство Иакова, кажется, что расправы не миновать, но Рахиль садится, прячет божков под собой и заявляет, что у нее «обычное женское», — а трогать женщину в такие дни считалось осквернением.
 
Иаков, вообще-то, патриарх израильского народа. А здесь он предстает перед нами шутом, обманщиком, трикстером, который постоянно всех обводит вокруг пальца, — и знаменитый «мотив телесного низа» тут тоже встает в полный рост. Ничего себе Священное Писание! Но не будем торопиться с выводами — история еще далеко не закончена.
 
Теперь Иаков со всей своей семьей приближается к Ханаану, земле, которую Бог обещал ему и его потомкам. Он бежал оттуда с пустыми руками, теперь возвращается с женами, детьми, слугами и множеством скота — но как поступит обиженный брат, Исав? Иаков в смятении стоит на берегу пересохшего потока, на границе Ханаана. Он уже переправил туда свое семейство, наступает ночь…
 
«И вот Некто вступил с ним в схватку — и боролся с ним до самой зари». А перед тем, как расстаться, таинственный Незнакомец дает Иакову новое имя Израиль и сообщает: «Ты боролся с Богом и с людьми — и выходил победителем». Был ли этот Незнакомец действительно Богом, Творцом Вселенной? И неужели Он боролся с Иаковом в шутку, как мы можем бороться с котенком? Не слишком ли это… по-простецки?
 
А ведь с рождения Иаков постоянно боролся с обстоятельствами жизни, что для верующего человека означает — с Богом. Это не значит, что Бог никак не хотел дать ему лучшего места под солнцем, напротив, Он постоянно подтверждал, что остается на его стороне. Богоборчество Иакова — не атеизм, не отрицание Бога и борьба против Него, а форма диалога, в котором человек возражает и ищет своего — и порой способен убедить Бога в собственной правоте.
 
Все изменилось в жизни Иакова после этого поединка. Он примирился с Исавом и поселился в Ханаане. Но история его на этом не закончилась. Пройдут годы, и его любимого сына Иосифа собственные братья продадут в рабство в Египет (но это уже другая история). А скорбящего отца, Иакова, обманут: скажут, что Иосифа разорвал дикий зверь, и покажут отцу перемазанную кровью одежду. Так он когда-то обманывал своего отца, и тоже за счет собственного брата…
 
Семья воссоединится не скоро, и окажется, что путешествие Иосифа в Египет хоть и было результатом предательства, но стало частью Божьего замысла: Иосиф приготовит место для всей большой семьи на голодные годы.
 
Да, Иаков — трикстер, хитрый обманщик, который в конечном счете добивается своего, невзирая на препятствия. И отчего-то это нравится Богу, если верить Библии. Не потому ли, что Бог в этой истории Сам становится хитрецом, посылая Иакову два обмана как бы в отместку за один, и в конечном счете Бог тоже добивается Своего, несмотря на сопротивление непонятливого человечества? Может, Ему с нами действительно интересно?
 
Оказывается, Бог в этой древней книге — главный Хитрец.

Колонка Андрея Десницкого опубликована в журнале "Русский пионер" № 72. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
72 «Русский пионер» №72
(Апрель ‘2017 — Апрель 2017)
Тема: хитрость
Статьи по теме
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям