Классный журнал
Дмитрий
Сергеев
Сергеев
Как я понял, что ничего не понял
27 марта 2017 10:20
Заместитель генерального директора Mail.ru Дмитрий Сергеев пытается отгадать главную загадку интернета, пишет себе письма в 2014 год и раскладывает все по пунктам. Приятно иметь дело с системным человеком. Если бы еще эти письма не рвал и не выбрасывал…
vk.com/vk_sergeev_dmitry
Каждой стране в наше время нужен свой главный стартап-акселератор. На западе им стал Y-Combinator. Похоже, у нас с этой ролью отлично справляется «Кофемания».
Недавно, сидя за столиком, я увидел друга с парой молодых стартаперов. Ребята были не одиноки — только за одним столиком сидела влюбленная парочка. На всех остальных встречах романтикой не пахло: молодые разработчики питчили свои продукты потенциальным инвесторам.
Пятнадцатого февраля 1994 года в моей квартире раздался звонок. На другом конце провода оказался мой друг Саша. Вопреки ожиданиям он позвал меня не на партию в преферанс. Дома Саша торжественно показал мне бибиэску — электронную доску объявлений, прародителя современного интернета. В то время мы с ним дико фанатели от одного фильма. Боюсь, я не наберусь смелости рассказать на страницах «Русского пионера» о том увлечении даже спустя 23 года. Но небольшое признание сделать придется: мы начали делать посвященный киноновелле сайт. Иногда я благодарю небеса за то, что портал (давайте так громко назовем страницу с текстом и фотографиями) не сохранился до сегодняшних дней. Но тогда, в зябком феврале 94-го, это был прорыв. Наверное, тут отлично бы смотрелась фраза про поменявший мою жизнь звонок. Увы, суровая правда заключается в том, что ничего не изменилось. Мы сделали сайт и забросили его, я пошел дальше, а интернет потек куда-то в свою сторону.
Конечно, интернет периодически напоминал о себе. Но тогда неплохо жилось и без него. Ну были у всех сайты, ну вроде ими кто-то занимался, кто-то читал. Даже реклама продавалась. Но в целом интернет казался отдельной и слабо пересекающейся с реальной жизнью штуковиной.
Понимание важности интернета пришло уже во время моей работы в «Коммерсанте». Тогда миграция классических медиа в онлайн стала очевидной. Мы затеяли перестройку сайта, в которой участвовали все. Аналитики рисовали схемы и представляли маршрут пользователей. Маркетологи шептали «глубина просмотра». Журналисты спорили о сравнении престижности публикации в бумаге и на сайте. Нам тогда даже казалось, что мы все поняли.
И лишь попав в команду ВКонтакте, я понял, что нашел ответ если не на главный вопрос жизни, то на главную загадку интернета. Я понял, что ничего не понял.
Как и все офлайновые руководители, я первым делом подумал о поиске денег. Марк Цукерберг и Сергей Брин уже прочно обосновались в рейтинге «Форбса» где-то не особо далеко от Баффета, деньги в интернете очевидно были. Это как раз таки не удивляло. Поразило же то, что деньги тут не значили ровным счетом ничего. Местной «валютой» оказались люди.
Аудитория — вот единственное, что важно. Что вы спросите перед тем, как вложиться в стартап? Четыре года назад я попросил бы показать бизнес-план, рассчитать окупаемость и среднюю выручку на пользователя. Сейчас я задам ровно два вопроса: «Зачем это нужно людям?» и «Откуда они придут?». Если ответ найдется, значит, и деньги когда-нибудь придут. Если ответа на эти вопросы нет, то можно вкладывать миллиарды — выйдет пшик.
Крупнейшие интернет-компании зарождались не с занесшего чемоданчик инвестиций мужчины, а с желающих покорить мир своим продуктом парней. Конечно, самые прозорливые мужчины с инвестициями тоже своего не упустили, но это уже тема для отдельной колонки.
Важность продукта полностью поменяла не только ценности. Изменился классический подход к иерархии внутри компании. Все структуры плоские, все двери без замков, все глобально равны. Если же кто-то и оказывается «равнее», то это не эффективный менеджер, а талантливый разработчик. Именно он наигрывает симфонию нового века на клавишах не рояля, но клавиатуры. Задача менеджмента лишь помогать этот рояль таскать. Утопическая картина равноправного мира стоит практически на слонах и китах: глобальности и тотальности Сети. Обычный программист из пригорода Ижевска может работать на транснациональную корпорацию из бабушкиной хрущевки. Не выходя с кухни, школьник-старшеклассник может создать проект, за который будут насмерть биться киты IT-компаний. Разработчика не обязательно любить — любовь вообще штука сложная. Но разработчика нужно слушать и беречь, иначе он уйдет в свободное плавание. Поверьте, он без вас проживет. Выживет ли без него ваш бизнес — под большим вопросом.
Та же тотальность диктует новые правила во всем. Мы не пойдем к вам в ту дверь, в которую вы скажете; нам удобно вот тут, прорубите ее, да побыстрее. Или мы просто не придем. Мы хотим вот так и никак иначе. И это запросы аудитории, которым нужно соответствовать. Старый советский принцип продавщиц «Вас много, а я одна» теперь звучит от пользователей. Люди будут общаться где им удобно и как удобно. Ваши ожидания их совершенно не волнуют. Диктовать свои правила можно ровно настолько, насколько свои правила едущим по автостраде автомобилям может диктовать придорожный ресторанчик. Если построить его посреди пустыни в десятке километров от дороги, то ни Джейми Оливер в поварах, ни Мадонна в официантках не приведут к вам людей. Пожелания аудитории меняются стремительно: сегодня ей нужны сайты, а завтра только приложения. Послезавтра в моду войдут условные проекции статусов в воздухе. Так устроен теперь мир, в котором появилась идея и технология единства и моментальной доступности информации. Так устроен мир, в котором появилась Сеть.
Диктовать свою волю аудитории невозможно. Это касается всех — от создающего свой сайт свадебного фотографа до крупнейших IT-компаний. Тут не помогут деньги, связи и все прочие ценности, которые, что уж там, могут решить 99% возникающих проблем. Вы можете сделать замечательное приложение. Но если оно не будет создавать для людей дополнительной пользы, оно точно не полетит. Да, вы можете сделать вирусный видеоролик и оседлать тренд. Но это — искусство серфера, скользящего по гребню волны. На волне можно держаться, можно скользить. Но нельзя ею управлять. Свитый из песен и слов ставшего недавно героем интернета Юрия Лозы плот понесся сквозь бури обсуждений, дождь комментариев и грозы шуток без помощи алгоритмов и технологий. Люди читают то, что им интересно. Среди миллиардов песчинок информации только яркий блеск информационного золота может привлечь внимание. Этим золотом может стать и открытие лекарства от рака, и Юрий Лоза.
«Если бы письмо написать я мог в 78-й, самому себе». В семьдесят восьмой я мог бы написать только «слушайся маму». Зато я точно знаю, что написал бы самому себе в 2014-й.
1. Дима, главное — аудитория. Что бы тебе ни казалось правильным, логичным и проверенным твоим богатым опытом в классическом бизнесе — забудь все немедленно. Надо ориентироваться только на публику.
2. Дима, не думай сразу о том, где достать деньги. Все, что должно волновать каждого входящего на интернет-рынок, — откуда и зачем придут люди. Деньги тоже придут. Но приятным побочным фактором.
3. Дима, надо слушать и слышать разработчиков. Они могут говорить странные, непонятные вещи. Но они знают, что делают. Им нужно доверять.
4. Дима, главное: будь готов в любой момент смять эту бумажку и выкинуть ее к черту — в интернете все может поменяться в любую секунду.
Колонка Дмитрия Сергеева опубликована в журнале "Русский пионер" №71. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
0
3554
Оставить комментарий
Комментарии (0)
-
Пока никто не написал
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям