Классный журнал
Сергей
Орловский
Орловский
Ученье игр
24 марта 2017 09:15
Один из немногих гуру компьютерных игр Сергей Орловский волнуется насчет того, что ждет нашу цивилизацию через 20 лет. Впрочем, он-то знает, что может быть все что угодно, кроме одного: компьютерные игры уцелеют в шабаше «цифры». И хотя роботы оставят без работы одну половину человечества, он, Сергей Орловский, войдет, это ясно, в другую.
Компьютерная игровая индустрия на сегодня еще достаточно молодая, и, конечно, большинство игр решают в первую очередь задачу развлечения. Но говорить, что все игры должны быть только этому посвящены, было бы в корне неверно. Потому что если посмотреть на классическое определение игры, то это деятельность, которая направлена и на развлечение, и на обучение. Так было в животном мире задолго до появления человека. Но мы почему-то выдавили из нашей цивилизации магическую силу игры.
Во многих развитых странах игры признаны формой искусства, и не просто так. Это новые медиа, которые структурно сильнее, чем все предыдущие, по причине их интерактивности. И благодаря этому мы можем пользоваться совершенно другими свойствами, объединяя развлечение и образование, развитие навыков, и все это в максимально доступной форме. На сегодня это очень недооценено в обществе, хотя успехи финского образования, основанного на игровой модели, уже сложно игнорировать.
Конечно, можно читать книжки, слушать лекции или же играть в шахматы. Это примеры социально приемлемого обучения, но ведь виртуальный мир гораздо интересней. Мы же живем в первую очередь эмоциями и стараемся делать то, что нам приносит наиболее яркие из них. Покупать такие вещи, пользоваться такими сервисами. Игры обладают этим свойством в высшей степени. В компьютерные развлечения играет уже больше половины населения планеты. Очевидно, что мы все разные и игры, в которые мы играем, тоже разные.
Есть самые простые таймкиллеры на телефоне, типа Candy Crash Saga, задача которых — убивать время, и никакой пользы они не несут. Есть другая крайность — достаточно сложные модели мира для PC, которые уже достаточно хорошо развивают, например «Цивилизация» или Europa Universalis. Такие стратегии обычно любят люди с высшим образованием, хорошей работой, для них это челлендж, способ интересно провести время, где-то ближе к шахматам. Ну и есть множество жанров посередине, но при этом тоже весьма полезных. Начиная от Minecraft, разновидность которого Minecraft Edu уже несколько лет используют прогрессивные школы в образовательном процессе. Так и более классические приключения, типа Journey, или ролевые игры, типа Dragon Age, которые предпочитают гуманитарии — люди, любящие истории, интересных персонажей и нетривиальные этические ситуации.
Ключевой вопрос индустрии в том, как сделать игры полезными. С задачей их интересности индустрия более-менее справилась. Вопрос полезности, к сожалению, разработчиков пока заботит гораздо меньше, но я думаю, это тоже вопрос времени. Таких игр меньше, чем обычных, и о них редко говорят, но будущее как раз за ними. Это как в киноиндустрии: большинство фильмов — совершенно бесполезный трэш. Но это не отменяет того, что есть шедевры, которые позволяют нам принципиально иначе посмотреть на себя, на мир, открыть что-то новое в других.
Так и игры могут менять людей. Кого-то в лучшую сторону, кого-то в худшую. Игры моделируют этот мир. И в зависимости от того, какие модели вы продемонстрируете игроку, такой отпечаток наложится на его образ мыслей. Если вы покажете ему простые, но эффективные модели, то это, конечно, сделает его лучше. Потому что эти же модели можно использовать и в реальной жизни. Поэтому игры, как и любая форма искусства, способны нести месседжи, мысли, идеи, причем гораздо ярче и сильней в силу своей интерактивность.
Конечно, многие модели берут начало из наблюдений за тем, как устроен наш мир. Когда-то мы с Mail.ru делали «Аллоды Онлайн». Нам стало понятно, что один из сильных конфликтов, который есть в нашем обществе, — это конфликт либерального и консервативного. Иными словами, когда мы придумывали мир, взяли за основу два пути развития России. Одна страна была демократической, больше похожей на Новгородскую республику. А вторая — тоталитарное государство, ярко отражающее наследие СССР. Это очень хорошо срезонировало; прошло уже почти 10 лет, и видно, что необходимость делать этот выбор становится только актуальней.
Конечно, если тратить на игры неконтролируемое количество времени, то это вредно. Но если целыми днями, не выходя из дома, читать книжки — несмотря на то, что чтение считается социально приемлемым видом времяпрепровождения, — можно сойти с ума. Как и в любой активности, важно меру знать. Мы же все прекрасно понимаем, что сегодня никуда не денемся от «цифры». А все формы диджитал-детокса — это лишь способ борьбы с избыточной увлеченностью.
Но в силу своих либертарианских убеждений я считаю, что избыточные запреты — это зло. Основная задача государства заключается в том, чтобы повышать образовательный уровень своих граждан и предоставлять им максимально открытую информацию. Тогда люди будут достаточно образованны и умны, чтобы принимать самостоятельные информированные решения относительно пользы или вреда тех или иных явлений. Потому что до тех пор, пока люди не начнут наконец-то брать ответственность за свою жизнь в свои руки, принимая при этом осознанные решения, мы так и не сможем стать страной первого мира.
Что ждет нашу цивилизацию через 20 лет? Эта тема волнует сегодня огромное количество думающих людей. Скорость технологических изменений нарастает. Большинство профессий будущего на сегодня еще не существуют. Роботы оставят половину населения планеты без работы. Задача переобучения на протяжении всей жизни становится как никогда актуальной. И только игры могут решить ее самым эффективным образом, впрочем, и самым приятным!
Колонка Сергея Орловского опубликована в журнале "Русский пионер" №71. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
0
2038
Оставить комментарий
Комментарии (0)
-
Пока никто не написал
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям