Классный журнал
Юрий
Грымов
Грымов
Побег из Сети
08 марта 2017 11:00
Так получилось, что нашего колумниста, режиссера Юрия Грымова назначили художественным руководителем театра «Модерн». Это первая его колонка в новом статусе — и, как выяснилось, очень подходящая к теме номера: Юрий Грымов спорит со Станиславским и утверждает, что театр начинается вовсе не с вешалки. А с сайта.
Вас не пугают автомобили на улицах? Меня — нет. И большая чугунная сковородка, невесть откуда взявшаяся у нас на кухне в незапамятные времена и совершенно незаменимая до сих пор, тоже мне не страшна. Хотя я знаю, что автомобиль запросто может превратиться в орудие убийства, а уж сковородка, да еще в умелых руках — тем более. При чем тут машины и сковородки? Просто я вспоминаю про них каждый раз, когда меня начинают пугать интернетом.
Ну да, слежка, полная прозрачность персональных данных, контроль за личностью и прочие радости дивного нового информационного мира. А вы ожидали чего-то другого? Вы думаете, что если существует возможность следить за миллионами человек по всему миру, то на всем земном шаре не найдется ни одного умника, который этой возможностью не захотел бы воспользоваться? Найдется обязательно.
Меня волнует другое. Я примерно знаю, где и когда мне стоит опасаться автомобиля, и представляю себе те обстоятельства, в которых чугунная сковородка может угрожать моему здоровью. С интернетом ситуация иная: он гораздо ближе, и он уже почти везде. Но главное, я понимаю и вижу, что проблема, она не во Всемирной сети заключается. Она — в людях, которые этой Сетью пользуются. В нас.
Только недавно прочитал новость: в каком-то регионе России прикрыли сайт, который использовался как площадка для размещения заказов на убийства. Об этом пишут в новостях. Это событие? Какого масштаба? Почему факт, который в самом этом провинциальном городе обсуждался бы день-другой, а потом о нем забыли, — почему об этом должен знать я? Прихлопнули этот сайт — тема закрыта. Но благодаря Сети эта история вдруг вторгается в мою жизнь. Кто и зачем это делает?
Это одна сторона медали. Другая — еще более интересная. Ты ныряешь во Всемирную сеть — бездонную, в которой, кажется, ты в мгновение ока можешь просто раствориться, скрыться, но — ау! Будь готов встретиться с самим собой. Интернет — питательная среда для проявки наших истинных желаний. Тебе хочется посмотреть порно или ты хочешь увидеть коллекцию древностей Британского музея? Выбор за тобой. Знаешь ли ты, чего ты хочешь на самом деле?
Всемирная сеть — новое зеркало души для современного общества. Раньше так говорили про глаза человека, но мы ведь хорошо умеем прятать свои глаза от чужих взглядов, поэтому эта формула уже не универсальна. Сегодня настоящим зеркалом души стал интернет. И заглянуть в это зеркало можешь не только ты сам, но и те, кто невидимо, незаметно и безлико стоят по ту сторону монитора и пристально присматриваются к тому, что интересно тебе. У каждого из нас благодаря интернету теперь есть свой собственный портрет Дориана Грея, версия 2.0.
Многие считают интернет социальным явлением. Если это так, то явление это довольно странное. Все эти социальные сети — как плотина с неподключенной турбиной: вода течет, бурлит, давит огромной массой, а электричество не вырабатывается. И света нет. Если бы можно было подключить к этому потоку турбину — такая река могла бы освещать города. Интернет-общение города не освещает. Оно наполняет твою жизнь пустотой (пустота тоже может заполнять собой!) и суетой. А что касается общения — мы не особо-то склонны прислушиваться друг к другу и при личной беседе, а уж в виртуальности процент взаимопонимания вообще стремится к нулю. Получается, что интернет сокращает дистанцию для диалога, но диалога не получается. И причина опять-таки не в интернете.
Новые коммуникации — любого типа, во все времена — приносили с собой не только возможности для узнавания друг друга, но и опасность непонимания друг друга. И непонятно, чего там было больше. Вот пример. Создали Библию, создали Коран, прочитали — пошли друг на друга войной. Разве письменность этому причина? Причина в человеке.
Благодаря интернету сегодня любое высказывание — самое ничтожное, самой малозначительной персоны — становится публичным. И может приобрести свойство бронебойного снаряда. Только теперь этот снаряд разрушает не технику противника на поле боя, а личности других людей. И интернет, который содержит информацию и выстроен на информации, стал удобным инструментом для проникновения в человеческие мозги — напрямую, только без хирургического вмешательства. И с помощью Сети туда, в мозги, одинаково просто доставить и добро, и дерьмо. Фильтр — тот, который способен остановить любой вирус и любую попытку взлома, — это единственно сам человек, его свободная воля.
Дистанция между нами сократилась. Это преимущество? Да. Это недостаток? Да! Но это НАШ недостаток. Это МЫ не умеем разговаривать друг с другом.
Вообще, сегодня мы не можем оценить Сеть как явление. Пока не можем. Слишком мало времени прошло. Мало того что многие из нас оказались свидетелями появления интернета; мы находимся фактически внутри. И посмотреть со стороны мы не способны. Мы еще ничего не поняли.
Конечно, есть еще много людей, для которых интернет — антисреда. Вот, например, недавно я заявил, что новый театр «МОДЕРН» начнется с выработки нового дизайна, визуального языка, в том числе с переделки сайта театра. Посыпались гневно-насмешливые комментарии, люди стали напоминать мне знаменитую фразу Станиславского про то, что театр начинается с вешалки.
Пользуясь случаем: конечно, я начал обновление театра с репертуара, не с сайта. Просто переделать страницу в интернете быстрее и легче, чем поставить новый спектакль. Спектакль займет больше времени, потому что это важнее. Но и удобный сайт должен быть, потому что это уже стандарт, без этого нельзя.
Разгневанные комментаторы, очевидно, это люди, далекие от интернета. Возможно, они действительно избегают каких-то соблазнов, которые он в себе несет. Но, с другой стороны, они же оказываются лишены и той пользы, которая может быть найдена лишь с помощью Сети. Глупо отрицать, что интернет — это удобно.
Понятно, что сеть на то и сеть, чтобы в нее ловили. Да, понятно, что нас пытаются не выпустить за пределы этого выдуманного пространства (оно вообще существует? Пусть философы ответят). Но любая сеть, она все равно с дырками.
Способы побега из нее? Никаких технологических или эзотерических секретов. Если ты разворачиваешься и делаешь шаг в реальную жизнь — в поле, в лес, в горы — и ты видишь, как, допустим, на острове Бали абориген зажал коленями деревяшку и у тебя на глазах режет потрясающей красоты скульптуру из дерева; или ты смотришь — человек в грязных, заштопанных на заднице штанах стоит на четвереньках между рядами виноградника и собирает виноград где-нибудь в Тоскане; или ты идешь по льду Байкала, смотришь себе под ноги и не можешь понять, как такая космическая красота возможна на Земле, — всё, ты свободен.
Иногда мне кажется, что со временем интернет людям должен надоесть. В конце концов, нормальному человеку не может нравиться то, что за ним постоянно следят и пытаются просчитать его поведение. Но потом я понимаю, что уже сейчас где-то в Силиконовой долине сидят молодые лохматые программисты и пишут программы, которые будут делать то же самое, то есть пытаться пролезть в наш мозг, но уже менее навязчиво, нейтрально-вежливо, почти стерильно.
И все равно я не исключаю вариант, что в какой-то момент Всемирную сеть просто отключат. Носят же за президентами «ядерные чемоданчики» — будут носить еще один, с тумблером отключения интернета. И приставлен к такому кейсу будет сорокалетний юноша в джинсах и кроссовках. У этого решения, между прочим, очень неплохие перспективы, а у самой истории — отличные шансы стать сценарием для фильма. Правда, пока я не могу представить себе, что начнется после того, как кто-то воспользуется этим тумблером.
Хотя, конечно, в другой раз смотришь вокруг и понимаешь, что, скорее всего, по собственной воле мы от интернета не откажемся, нет. Слишком удобная штука. Ведь человек — такое существо: он может отказаться от всего — веры, Родины, любви, — но только не от удобств.
Колонка Юрия Грымова опубликована в журнале "Русский пионер" №71. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
- Все статьи автора Читать все
-
-
18.11.2018Про междупутье 0
-
09.09.2018Лев Николаевич, наивный вы человек 0
-
20.03.2018Мышеловки Микки-Мауса 1
-
26.07.2017Судовой журнал мореплавателя Г. 1
-
09.12.2016Время нефти 2
-
11.10.2016Последний синяк 0
-
06.09.2016Лезвие в кулаке сжимайте 4
-
1
3135
Оставить комментарий
Комментарии (1)
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
Всё исчезает – остается
Пространство, звезды и певец!
О.Э. Мандельштам
Подобно смене вех, в разоренных ветром скверах,
где уж роится снег, по утрам в пространстве сером,-
как постигает человек, что здесь всё имеет меру,
порой и неподсудный век, в разум вдруг теряет веру,-
так или иначе, не чета, привязанность зряча, страсть слепа,
любовь только значит, здесь права.
Пускай кто-то кладет дома, а кто-то слагает стихи,
одобрит вечность их сама, когда те дела неплохи,-
но пускай стократ умнее клерк поэта,
прок от него совсем другой векам,-
ведь коль гениально песня спета,
не пережить ее, ни сделкам, ни деньгам.
Пусть она и подруга недуга, и до нее пока здесь дела нет,
все равно ведь найдет себе друга, поэзия в шелесте книги лет,-
но пускай для нее немыслимы, ни веселость, ни тоска,
коли лирика истинная же, лишь грустна почти всегда,-
да, увы, живому избавиться, от земного навряд,
а когда вдруг случай представится, души лишь воспарят.
Но пусть толпы всё новых лиц, крылья душ распластав,-
словно стаи сезонных птиц, в сеть столетий попав,
оседают сонмом страниц, собственной песней став,-
да, как плавность снежности, ни нежна на глаз,
все же главность нежности, ведь поймешь не враз,-
коль уж яркость белости, вдруг пугает нас.
Средь иных земных трудов,
без стихов, что без цветов, нет ни меда, ни плодов,-
да поэтов крупных, понимаем мы далеко не сразу,
ибо нелегко нам на новую настроиться волну,-
прозревает постепенно лишь, медленный наш разум,
постигая неведомую ему до того глубину.
Но раз уж миру не зря же хочется,
открыться вдруг пророчеству творчества,-
с теплой ласковостью капель впитываясь,
в плоть бесплотную мечты,-
плесень песен постепенно вписывается,
в мировые истины и сны.
Ведь раз прелестней шелеста листвы лишь то,
что вдруг услышит в нем, живой души приветы,-
не зря, в мир слова погружаясь, как никто,
всегда душою больше, дорожат поэты,-
лирики грустные струны тугие, будят же сердца не убогие,
словно весною деревья нагие, токами лишь крови и тревоги.
Но чтоб, лучась молчаньем мирозданья,-
где-то между небом и землей,
порой поэтов вечные созданья, зажигалися земной звездой,-
ни смыслы, ни рифмы, ни ритмы,
лишь их триединство (триптих),-
способно родить колоритный, великий истинно стих.
Подобно каплям, слету пав, в терпкий трепет трав,
коль слова меняют нрав, вдруг в строку попав,-
настоящий стих это чудо света, что луч во тьме фонаря,
часть второй природы это, а значит, часть бытия,-
позабыв веков заветы, что слагалися любя,
нация, не ценящая поэтов, обесценит саму себя!