Классный журнал

Кирсан Илюмжинов Кирсан
Илюмжинов

Могила для двоих

20 сентября 2016 11:43
С одной стороны, президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов против мести, даже если она подана холодной. С другой — зло и несправедливость должны быть справедливо наказаны. С третьей — от того, что наш колумнист против мести, но за возмездие, выиграют, разумеется, шахматы.
Недавно меня спросили, как я отношусь к мести. Лично я считаю, что трудно представить себе более бесполезное, глупое и опасное занятие, чем мстить кому-либо. Расхожая пословица утверждает, что месть — это блюдо, которое следует подавать холодным. Но это такая же нелепость, как утверждать, что яд должен быть приготовлен особым образом, чтобы сойти за мед.
 
Месть, говорится в буддизме, порождается тремя разрушающими душу чувствами: ненавистью, гневом и отвращением. Тот, кто одержим местью, не может заняться собственным совершенствованием, не замечает красоты окружающего мира, ибо сосредоточен лишь на одной негативной мысли и сознание его помрачено. А всякий, кто отказывается от совершенствования, согласно учению Будды при следующем рождении должен будет приложить вдвое больше усилий, чтобы вернуться на предыдущий уровень, — это и есть то, что называют кармой. Понятно, что ни один буддист не захочет себе такой участи.
 
Однако месть не приветствуется и другими ведущими мировыми религиями. Христианский апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Аз воздам, говорит Господь». Священная книга мусульман, Коран, тоже предлагает воздержаться от мести: «Если же кто-либо откажется от возмездия, то это послужит искуплением ему [за прошлые грехи]».
 
Обратите внимание: ни христианство, ни ислам не включают месть в число смертных грехов, как гнев или гордыню. Но разве стремление к мести не рождается одним из них? «Вот, кто-то меня обидел, и моя гордость требует отмщения», — рассуждает мститель, все больше распаляясь гневом против обидчика. И куда же он в итоге попадет согласно любому вероучению? Тем не менее право выбора остается за человеком.
 
Замечу, все это вовсе не означает отказа от возмездия за проступки и тем более за преступления. Но, передавая Моисею заповедь «око за око, зуб за зуб», ветхозаветный Бог вовсе не имел в виду личную месть. Скорее, это составляло некий общинный уголовный кодекс тех времен. Недаром сразу после Божьих заповедей идет указание: «Один суд должен быть у вас как для пришельца, так и для туземца».
 
Подобное возмездие подразумевает право на объективный, беспристрастный суд и справедливое наказание. И это не имеет ничего общего с местью: как заметил еще Аристотель, «наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев».
 
В самом деле, чего добивается тот, кто мстит? Всего лишь удовлетворения своей злобы и попранной, как ему кажется, гордости. Достигает ли он этого? Совсем не обязательно: месть всегда кажется недостаточной. В итоге чувство мести остается неудовлетворенным и постепенно делает человека желчным и раздражительным, разрушая и тело, и душу. А тот, кому мстят, — может ли он осознать, что случившееся с ним — это возмездие за причиненное кому-то зло, сделать выводы и исправить свое поведение? По-моему, я задал лишний вопрос.
 
Так что местью вы ничего и никогда не добьетесь, разве что причините лишний вред самому себе. Причем это особенно актуально для тех, кому, как и мне, приходится работать с большим количеством людей. В таких случаях неизбежно возникают недопонимание, конфликты и даже открытая вражда.
 
Я знаю, что моя деятельность до такой степени не устраивает некоторых людей, что они готовы идти на самые неблаговидные поступки, лишь бы хоть как-то мне насолить. По логике мстителей, я бы теперь должен был, используя все свое влияние, сделать так, чтобы устранить этих людей из шахматного мира.
 
Но чего бы я этим добился, учитывая, что многие из них, без преувеличения, шахматные гении и образец для начинающих? Только обеднил бы шахматный мир, подорвал авторитет ФИДЕ и ухудшил бы собственные позиции как президента.
 
Как видите, месть совершенно не в моих интересах. Тем более что кое-кто из моих недоброжелателей и сам активно, как ныне принято говорить, «самовыпиливается» из сферы профессиональных шахмат.
 
То же самое относится и к инциденту с введенными против меня санкциями. Я по-прежнему считаю этот конфликт следствием какого-то недоразумения. Да, когда о санкциях стало известно, в руководстве ФИДЕ предлагали перенести запланированный на текущий год чемпионат мира из Нью-Йорка в Европу или Азию.
 
Но чего бы мы достигли в этом случае? Оставили бы любителей игры в США без ярчайшего праздника, упустили бы шанс поднять авторитет игры на американском континенте. Поэтому я предложил поступить наоборот: не отменять чемпионат, а, напротив, увеличить число крупных шахматных событий, объявить Год шахмат в США. Люди так устроены, что их привлекает все скандальное и запретное. То есть санкции против меня могут еще и послужить рекламой ФИДЕ в Америке.
 
Не имеет ничего общего с местью и моя тяжба с Минфином США. Мне хотелось бы, чтобы на примере этого дела американцы увидели, что репутация их государства в последнее время оказалась поставлена в зависимость от степени порядочности и разумности отдельных чиновников. Чтобы они задумались, насколько это хорошо и правильно.
 
Что же касается $50 млрд, которые я намерен взыскать с американского ведомства, то все они до последнего цента будут потрачены в самих же США на продвижение шахмат, а также развитие демократических процессов — с той целью, чтобы исключить влияние ленивых и недобросовестных бюрократов на реноме страны.
 
Китайцы говорят: «Кто задумал месть, должен приготовить две могилы». Вспомните об этом, задумывая мщение кому-либо, пусть даже самое малое. Не лучше ли будет, забыв о мести, задуматься о том, как использовать ситуацию для своей и общей пользы? При желании это вполне возможно.

Колонка Кирсана Илюмжинова опубликована в журнале "Русский пионер" №66. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Владимир Цивин
    20.09.2016 16:45 Владимир Цивин
    Жизнь есть движение смысла

    Смотри, как запад разгорелся
    Вечерним заревом лучей,
    Восток померкнувший оделся
    Холодной, сизой чешуей!
    В вражде ль они между собою?
    Иль солнце не одно для них
    И, неподвижною средою
    Деля, не съединяет их?
    Ф.И. Тютчев

    Вдруг укором розовых узоров окутав,
    даль, что серой верой оросил,-
    пусть нелеп подслеповатый рассвет, покуда,
    дню подняться не достанет сил,-
    сладкой тоской любви, горькой тоской потери,
    растворен здесь в крови, яд предчувствий и предверий.

    Оттого-то и мировоззрение, есть вероучение чувств,-
    что только сходством с миром в парении,
    ведь бренный разум же не пуст,-
    пусть век не долог блага,
    пусть станет вьюгой влага, ласкового ливня,-
    пока в груди отвага, до рокового шага, сроки отдали нам!

    Там где сумрачностью лишь, душ уже не огорчишь,-
    в северном капризном свете, все цвета неярки пусть,
    да зато здесь в каждом цвете, своего оттенка грусть,-
    пусть веселье блестит и сверкает,
    всех пленяя лихой красотой,-
    мир и тихая грусть украшает, неподдельной своей глубиной.

    Прелести шелестов, в листве растворив,
    вдруг сделав дивным, ее увяданье,-
    даровав простор, но покорив порыв,
    пусть Бог деревьям, доверил дыханье,-
    бренный мир, с живою душой сотворив,
    да людям, раздумий дал дарованье.

    Как и всё, что в нем бывает, пусть и сам мир умирает,-
    да недаром же тем, во что верится,
    ведь стремление времени мерится,-
    сквозь строгие серые сумерки, чрез трепет понурых берез,
    в густеющем сурово сумраке, где проблески редкие звезд,-
    пока еще веры не умерли, ни ночь не страшна, ни мороз.

    Да под действием холодов, в спячку не зря впадают деревья,
    раз всегда защитить готов, панцирь спасительный недоверья,-
    как и всякий восток, тревог и благ исток,
    пускай залогом зла чревата, порой зола злата заката,-
    но дано не небу одному, в мире право на неправоту,
    потребность весть произвесть, во всяком таинстве есть.

    Не так ли, вглядываясь в даль одиноко,
    не смеются без солнца, и лица окон,-
    веря в где-то затерянный берег,
    им ведь мир мы, и реальный, мерим,-
    так и дум здесь дыму в веках, по умам стелиться,
    чтобы вдруг чему-то в стихах, с чем-то слиться в лицах.

    Там где безмятежности, так редки дары,
    есть же нежность снежности, и ужас жары,-
    и ведь ничем не чужд, искре мгновения,
    зыбкий свет высокой вечности,-
    раз в их взаимном лишь, проникновении,
    жизненность земной беспечности.

    Пусть время катится, клубком огромным,
    судеб земных, разматывая нити,-
    всегда ведь где-то, в уголке укромном,
    томится кто-то, таинством наитий,-
    под действием силы же, заложенной свыше в семени,
    жизнь есть лишь движение, Божьего смысла во времени.
66 «Русский пионер» №66
(Сентябрь ‘2016 — Сентябрь 2016)
Тема: МЕСТЬ
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям