Классный журнал

Истомина
Стекла в пуантах
12 сентября 2016 11:30
Балет. Классическое место изощренной, жгучей — в прямом смысле слова — мести. Всю мстительную силу балета обозреватель «Ъ» Екатерина Истомина испытала еще в юности — танцуя на сцене Большого театра. Но балериной она не стала, зато стала колумнистом «РП» — и это, безусловно, удача для журнала. А может быть, и для Екатерины.

Итак, в балете настоящей мести учатся еще в детстве.
Автор этих зловещих мертвецких записок в период служения рампе ГАБТ СССР неоднократно клала свой танцевальный талант на алтарь мести. Самый простой из известных мне приемов — бросить мелкое битое стекло в пуанты соперницы. Еще можно легко изрезать рабочий танцевальный хитон или же дорогое трико, написать гадости в шкафчике или на портфеле, вывести насовсем из душевного равновесия, запугать, задергать вконец, вызвать панику, нервный срыв и нескончаемые слезы. И все: гастроли и роли — от незаметного кордебалетного пажа и белого солдатского лебедя до невесомой этуали всего целиком царственного спектакля — уже в кармане ловкой мстительницы. В балете, если вам вдруг начали мстить, это означает: вы чего-то добились, вы чего-то стоите. Значит, вас в конце концов заметили!
«Кто же мог насыпать мне этого битого стекла в пуанты?! И что бы было, если бы я их надела…» — такие стремительные думы, как летние гром и молния, бились в моей детской голове. Стекло мне пришлось деловито вытряхивать в окружении всех моих балетных одноклассниц. И я при этом точно знала: преступница — одна из них, одна из моих балетных товарок, возможно, даже и моих подруг… Гастроли моего балетного училища в далекой и прекрасной Японии уже на подходе, а составные списки тех, кто поедет, еще до конца не сформированы. А у меня — все шансы. А у других — ни одного. Надо биться, надо терпеть. Надо смело наступать на битое стекло с радостной улыбкой. Надо с вызовом уметь вертеть фуэте и на стекле, и под стеклом, и за стеклом. Иначе не видать мне открыточной горы Фудзиямы и японского видеомагнитофона, как партии Жизели или одной из мертвых влились.
«А ведь это кто-то из них сделал. Кто-то насыпал в мою сумку острых кнопок. Одна из них! Или их несколько? Или весь класс ополчился на меня? Неужели, как говорится, в самом деле…» — В тот момент, когда я находила все новые и новые улики той ужасной мести, которую спустили с поводка, мой пульс увеличивался до совершенно рекордных отметок. Самое страшное заключалось в том, что муза этих мстительных сонетов, сочиняемых методично и регулярно, оставалась невидимкой. Месть словно заботливо облепила меня своим острым белоснежным снегом, острыми прозрачными льдинками стекла в пуантах, серебристыми занозами школьных кнопок она жила на расстоянии вытянутой детской руки.
Бомбы рвались все ближе: в следующий раз я обнаружила свой танцевальный хитон, а также трико телесного цвета полностью изрезанными маленькими острыми ножницами. Кто-то вскрыл мой шкафчик в раздевалке, вытащил балетную экипировку и искромсал ее вусмерть. Опять-таки, сделать это могла только лишь моя одноклассница. Мои милые подруги, собравшись в стройный кружок вокруг загубленных одеяний, только сочувствовали. Одна из сочувствующих была готовой преступницей. Но кто? Маша, Оля, Вика, Надя? Возможно, Лиза. Нет, наверное, все-таки Вика. Или Маша?
Месть от неизвестной следовала за мной по пятам. Через несколько дней я открыла свой рабочий шкафчик, где держала уже новый хитон и трико с пуантами, и нашла, что он весь разрисован гнусными надписями. Мол, я бездарная корова, толстая и безобразная, пронырливая, расчетливая и кривоногая. Мол, мне место в театре дешевой и продажной оперетты, а вовсе не в балете. Мол, на гастроли меня не возьмут и в первый состав не поставят. Письмена были нацарапаны, поэтому смыть их не представлялось делом возможным. Приходилось каждый день на них смотреть. В конце концов, лучшей критики мне не доводилось читать.
Возможно, у маленького читателя здесь созреет вопрос: а можно ли было жаловаться? Я отвечу: а зачем? Ведь факт мести в балете — это факт признания ваших заслуг. Месть как знак вашего превосходства. Вашего таланта, дара, ваших возможностей. Месть — признак того, что вы выиграли эту партию, вступили в свою роль умирающего лебедя или жизнерадостной вакханки. С местью в балете не борются: ею по-своему наслаждаются обе стороны.
На гастроли в Японию меня так и не взяли. С того момента, как этот факт стал достоянием гласности (в фойе Учебного театра Московского балетного училища просто вывесили списки счастливых гастролеров), месть умерла. Больше никто не бросал мне битого стекла в пуанты, не трогал ножницами моего хитона с трико, не писал мне правды на деревянной дверце рабочего шкафчика. Я была больше никому не нужна, никому не интересна, месть мелькнула змеиным хвостом и скрылась навсегда. С ней ушел мой успех, слава, популярность, с ней исчезли мои выигрышные партии и завидные роли, с ней замерли в победоносном крике мои самые лучшие маски. Без мести в балете существует только одно — фуэте и работа. Мне пришлось продолжать крутить одинокие фуэте. В балетном идеале их всегда тридцать два.
Двадцать шесть.
Двадцать семь.
Двадцать восемь.
Двадцать девять.
Тридцать…
Тридцать один…
Тридцать два…
Колонка Екатерины Истоминой опубликована в журнале "Русский пионер" №66. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
- Все статьи автора Читать все
-
-
25.12.2017Невесомые в бобе 1
-
15.11.2017Фрак-манифест 1
-
14.10.2017Anima allegra 1
-
18.09.2017Про Абляза Файковича 1
-
20.06.2017Вина и невинности 1
-
19.04.2017Петя с флюсом 0
-
16.03.2017Закройте, полиция 1
-
19.02.2017Одеяло из соболя и личная удочка 2
-
29.12.2016Бобы с нефтью 1
-
07.11.2016Однажды он был счастлив 1
-
05.10.2016Косичка и пистолетик 1
-
30.06.2016Повелитель Божедомки 1
-
1
6725
Оставить комментарий
Комментарии (1)
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников265Февраль. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 5363Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 7356Коллекционер. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова8309Литературный загород -
Андрей
Колесников11806Атом. Будущее. Анонс номера от главного редактора
-
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
Случайно, на ноже карманном,
Найди пылинку дальних стран,
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.
А.А. Блок
Пусть нежно-прекрасные розы,
что куда-то в трамвае, везли в целлофане,-
среди окружающей прозы,
оказались беззащитны, как будто в бане,-
да дня деяния для, веря лишь в лучи,
ведь чтит же гимны огня, вечность и в ночи.
Корсет несвободы, да по воле тоску,
не так уж и много, коли надо певцу,-
то, всеми нюансами, оттенков ласки,
то, трепетными роптаниями с утра,-
струятся искрами, не зря здесь краски,
знамений, смыслов и слов естества.
На разных языках, разными словами,
изображена вокруг загадка красоты,-
завороженными чудными мечтами,
и ждут, и жгут художника ее черты,-
так в океане безликого, до мыслей пока и слов,
ведь проплывало когда-то, проглядывая из оков.
Творение великое, еще грядущих веков,
человеческим ликом, в очертаниях облаков,-
всеобщую подтверждая вторичность,
метафоричность в природе вещей,-
не в том ли, и величие личности,
что мир весь может отразиться в ней?
Недаром, как Икара и Дедала, людей всегда манила высота,
недалека, когда от идеала, корысти неподвластна красота,-
лишь гармонией поверив Кумира,
поверим же, вдруг обретая простоту,-
что Бог истинный подлунного мира,
Поэт, высокую творящий красоту!
Не зря, традиционным здесь обрядом,
добра и зла, всегда раз драмы рядом,-
искушая чертовщиною вычурной разум,
вдруг в сумраке холодеет, улыбаясь, луна,-
чтобы фраза музыкою стала не сразу,
как в кружевцах лужиц, купающиеся купола.
Витиеватой вьется строкою,
так мысль сквозь сплетенья теней,-
чтобы понять вдруг что-то такое, что и света и тьмы святей,
да хрупки ходы вдохновенья, души сквозь вселенскую мглу,-
недолго коль длиться мгновеньям,
подвластным сердцу и уму.
Но пускай поэты случаются, кем-то лишь, когда замечаются,
как ни старайся кто, всё зря, украсть красу вещей нельзя,-
спор, смотрящих на мир со своих высот,
тут с тоскою и грустью порой красот,-
и, наоборот, красующихся пустот,
только культура одна разберет.
Раз и нетленная природа, черпает свои силы там,
где ею данная свобода, приводит к всходам и плодам,-
нам обиды бы все забыть,
не заботясь о судьбе по напрасному,-
бденье бренное разбудить,
разбередить боль по прекрасному!