Классный журнал

Bита Буйвид Bита
Буйвид

Кино-вино

06 июля 2016 10:45
Заслуженный горнист «РП» Вита Буйвид ретроспективно охватывает алкогольную тему мирового кинематографа и обнаруживает свою любимую сцену, в которой, как выясняется, она и сама уже не раз участвовала. Только не в кино, а в реальности.
 
В детстве я занималась анимацией. Серьезно занималась. Даже планировала на высшие режиссерские курсы поступать. Но жизнь проживалась в соответствии с фамилией — буйно, режиссерские курсы пришлось исключить из списка. А вот идея снять фильм все еще болтается в моей буйной головушке.
 
Не пугайтесь, вам не предстоит читать сценарий. Нет его у меня. Пока нет. Но обсудить некоторые детали моего будущего фильма пора уже. Например, будут ли в нем сцены секса. Думаю, нужны обязательно. Не много, конечно. Одна, две максимум. И ни в коем случае не такие, как в первом сезоне «Карточного домика», — ни к чему нам это инцестооб­разное, я, скорее, за холодное, скандинавское кино. И обязательно алкоголь. Без алкоголя мой фильм даже представить себе трудно. У меня ведь наверняка будет эстетский артхаус. Значит, не пиво. И не водочка. Хотя у Тарковского потрясающая сцена в «Сталкере» была, и Янковский в «Ностальгии» тоже с водочкой. Но для этого нужно быть Тарковским как минимум. Не потяну. Может быть, светличное такое «только вино»? Нет, пожалуй, слишком это для меня. И халатик еще этот розовый. Не пойдет. Вино можно и по-другому употреблять/показывать. Как в «Гнезде кукушки», например. Через трубочку. От клистира. Нет, тоже не пойдет. Перебор. Нужно поспокойнее что-то. «Мэдмены», может быть? Нет, тоже не годится. Американщина. Виски в каждом кадре. Не моя история. Итальянское что-нибудь поискать нужно. Но не комедию. Орнелла Мути слишком уж простенько сыграла алкогольное опьянение в «Безумно влюбленном». Да и виноградные танцы Челентано тоже мне не подойдут. Это Ленин считал, что искусство принадлежит народу. А я с народом заигрывать не намерена. У меня другая миссия.
 
Ну где же ты, образец — источник вдохновения? Годар? Но меня всегда смущало, как пьют вино в его фильмах. Давно не пересматривала, но, по ощущениям, его пили чуть ли не из пыльных граненых стаканов. И буднично как-то. Даром что французы. Или это у Джармуша? Что там еще у французов было? «Большая жратва» слишком барочна. Кроме того, тема еды совсем подавила алкогольную линию. А хочется такую сцену с алкоголем, чтобы она держала весь фильм, чтобы в историю кинематографа вписалась, чтобы во ВГИКе ее изучали и киношколах всяких многочисленных, берлинских да гамбургских.
 
Ура! Вспомнила! Самая любимая сцена в кинематографе с алкоголем отпечаталась в моем сознании еще в детстве. Я бы ее даже повторила. Память эту сцену давно подшлифовала и сделала практически идеальной. И, судя по всему, я этой сцене иногда подражала немножко. Бессознательно. Любовь Полищук в «Золотой мине». Смотрели? Ничего не видела прекраснее. Серое утро. Ленинград. Полищук сидит на палубе ресторана-фрегата и пьет вино. Потом приходит Олег Даль. И разговор у них какой-то был напряженный, намеки сплошные. Потрясающая сцена. Пересматривать боюсь — вдруг все испорчу. Пусть уж остается в моей голове в таком виде. Так вот почему серая ностальгическая погода в любой точке мира загоняет меня на террасу ближайшего ресторана. Вот почему удивляются официанты. До сих пор помню, как бросился ко мне шустренький итальянский юноша с восторженным: «Капучино?» И как его обескуражило мое отрицательное качание головой и краткое: «Просекко». Юноша опешил. Вроде слово понятное, тоже итальянское, но что-то не так. И он еще раз на всякий случай с нажимом спросил: «Капучино?» Бедный юноша, неужели у вас в 10 утра ничего, кроме капучино, не пьют? Ну и что, что холодно? Впрочем, дело было в маленьком городе, в Брешии, это вам не Венеция какая-нибудь со сплошными биеннале/фестивалями/карнавалами. Кстати, не забыть бы в Венецианском кинофестивале поучаствовать.
 
Или вот еще в Коктебеле было чудесно. Дождь накрапывал. Ни одного человека на набережной не было. В кафе тоже. Там мне без вопросов принесли вино в одиннадцать утра. И так это было чудесно. Только один похмельный тип из дома творчества писателей выполз и все испортил. Мало того что он настойчиво пытался подарить мне свою книжонку, так еще и дарственную надпись на ней норовил сделать. Я ему открытым текстом сообщила о своих сложных отношениях с поэзией, но он не унимался. Начал даже декламировать. Ужас. Пришлось покинуть заведение. Это вам не странная беседа с Олегом Далем. Где же еще такое со мной повторялось? Точно. В Черногории. На террасе градской кафаны. Там мне удалось на чистейшем сербском языке заказать рюмочку лозы. Удивление официанта вызвал не напиток, а сербский язык. Тоже мне сложность. Заказать напиток я могу практически на всех европейских языках. Это ведь жизненная необходимость. Моя страсть к глубинкам вынуждает к этому. В центре туристического места, может быть, и можно проделать это на английском, а вот всего лишь двадцать километ­ров в сторону от центра — и все, ничего у вас уже не получится. Да и шансов найти совершенно пустой ресторанчик в дождливый день значительно больше в глубинке.
 
Ой, что-то я от фильма своего отвлек­лась. Итак, решено: такая сцена будет обязательно. Возможно, это даже начало фильма. Пасмурное или дождливое утро, пустая терраса ресторана, героиня заказывает вино. По-моему, отличное начало. Главное — снять красиво. Юру Клименко приглашу. Замечательный оператор. Или Сашу Верни. Но с ним я не знакома. И бюджет еще не известен. Можно еще эту сцену сделать повторяющейся, красной нитью. В разных городах мира на пустых ресторанных террасах героиня на разных языках заказывает один и тот же напиток. Как вам? Или пошленько? Вот Брэд Питт во всех «Друзьях Оушена» все время ест. Ну, в первых двух фильмах еще ничего, а в третьем раздражает уже. Чувство меры — великое дело. Подумаю. Сценарий ведь еще не написан. А это так, предположения только.
 
Ну и концовка. Раннее утро. Тоже, разумеется, мрачное. Или день. Не принципиально. Героиня лежит в постели. Там еще мужик какой-то просматривается. Но не явно. На столе стоит бутылка или бокал с вином. Резкий порыв ветра. Окно открывается, бокал/бутылка опрокидывается, вино начинает капать на пол. Тихо входит овчарка, как у Тарковского, и начинает это вино лакать. Для пущего драматизма за окном дождь начинается. Нет, не нужен дождь, наверное. Опять перебор.
 
Ну вот. «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Не волнуйтесь, не буду я это снимать.

Колонка Виты Буйвид опубликована в журнале "Русский пионер" №65. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Владимир Цивин
    6.07.2016 13:14 Владимир Цивин
    Красота - это счастье печали

    Ты – буйный зов рогов призывных,
    Влекущий на неверный след,
    Ты – серый ветер рек разливных,
    Обманчивый болотный свет.
    Люблю тебя, как посох – странник,
    Как воин – милую в бою,
    Тебя провижу, как изгнанник
    Провидит родину свою.
    Но лик твой мне незрим, неведом,
    Твоя непостижима власть:
    Ведя меня, как вождь, к победам,
    Испепеляешь ты, как страсть.
    А.А. Блок

    Что острых струек грустный росчерк, по печальному стеклу,
    где, точно чуда чуткий чертик, заскучал вдруг по теплу,-
    под моросящей серостью, задумчивость пруда,
    блестящая недвижная, чуть грустная вода,-
    нас чем-то завораживает, природа иногда,
    наверно, это речи поэтической руда.

    Ведь от незнанья до незнанья, где, увы, господствует случай,
    поэзия язык подсознанья, призванный Бога озвучить,-
    расцветая, и в зной, и в морозы,
    прорастают поэзии розы, раз из непритязательной прозы,-
    костенеет скелет сохранясь, жизни мира же текучей,
    через известь лишь и вязь, торжествующих созвучий.

    Может правильностью пренебречь красота,-
    почему, не постичь! может, правильностью лишь, неспроста,
    красоты не достичь? чем себя бы ни прославила, торя пути,
    красота сама есть правило, как ни крути,-
    изведав ведь всеведение, природной трагикомедии,
    не случайно же слогом сло, родственны слово и число.

    Пути поэзии таинственны, да всё же главное ей накажи,-
    чтобы, и в бочке горькой истины,
    не была бы ложкой сладкой лжи,-
    как лунные лучи в ночи, рассвета свет пророчат,
    колючим язычком свечи, печаль излиться хочет,-
    и в пламени ее, почти, поэзии всей почерк.

    Наплывающей осени ясность, красота красноватых осин,
    грустноватая чуть прекрасность, чуть уже желтоватая синь,-
    сей мир, что высок и таинствен, трагичной своей красотой,
    лишь в столкновенье чьих-то истин, черпает трепет и покой,-
    как суть творится же бытия, сквозя между дождем и снегом,
    так тянется и истин стезя, по грани бега и побега.

    Да, коли уж устланы же порывами, здесь все пути,-
    пускай далеко от природы, нам никогда не уйти,
    ведь можно приобщиться, к красоте листов,
    где трепетность парит предтленья,-
    вдруг ощутить, чтобы всю силу вечных слов,
    пред всемогуществом мгновенья!

    Но, раз величия фантазий, не обрести, скользя по грязи,
    что и мечты без высоты, нет красоты без чистоты,-
    что таинственный холод холста, чистота никогда не пуста,
    от тоски, пока не закисли, слог молитв иначе немыслим,-
    отсветы бликов ли, отблесков, тени ли, истин и смыслов,
    перебродят духа проблески, призраками же лишь мыслей.

    Каким красоту, слепящую льдом, измеришь аршином,
    лишь переболев глубинным огнем, свершились вершины,-
    как из воздуха, вдруг образуемая,
    лишь усилием гениальной руки,-
    красота всегда непредсказуема,
    как извивы своенравной реки.

    Равно ведь, цветы мороза, так же как тепла цветы,
    как поэзия и проза, только ракурс красоты,-
    неясным предчувствием чуть звуча,
    как и всё в бренном мире вначале,-
    что средь невзрачного мрака свеча,
    красота - это счастье печали.
65 «Русский пионер» №65
(Июнь ‘2016 — Август 2016)
Тема: кино
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям