Классный журнал

Каннер
Дрожжи цивилизации
22 апреля 2016 10:40
Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер утверждает, что у любого сколько-нибудь успешного человека есть своя «история безумия». И это звучит тем убедительно, что основано не только на исторических примерах. Но и на опыте личном.

Большинство людей считает умными тех, кто умеет не выделяться. Не пугать окружающих эксцентричностью поступков, ритуалов или внешнего вида.
Умный человек предсказуем и адекватен. Он умеет идеально приспосабливаться к любым нормам. Его отличие от глупого в том, что он достигает лучших результатов в понятной и хорошо регламентированной работе.
Когда про человека говорят, что он безумен, имеют в виду, что он не соответствует нормам. Но что такое норма? Нормы меняются постоянно. Когда-то кочевники, встречаясь, спрашивали друг у друга: как твой скот? Не жена, не отец, не дети. Скот был важнее, от него зависела жизнь всех остальных. И где теперь та норма?
Я и сам совершил в жизни множество «ненормативных» поступков, которые мои близкие считали безумием: в двадцать один год, получив диплом, уехал с женой и маленьким ребенком в Сибирь по распределению, хотя можно было трудоустроиться поближе к родителям, к «малой родине» в Житомирской области. В двадцать три года ушел со спокойной работы в райисполкоме в огромный колхоз-миллионер на должность заместителя председателя — эта должность требовала колоссального опыта, которого у меня не было. А в начале лихих девяностых занялся бизнесом и, к невероятному удивлению окружающих, бросил налаженный быт в богатом сибирском селе Нижняя Тавда и рванул в Москву.
Многие не понимают мою еврейскую общественную деятельность. Сколько недоумения и скепсиса было в глазах собеседников, когда я начал создавать попечительский совет при Московской хоральной синагоге — теперь их более сорока по всей стране. И когда решился возглавить в середине нулевых находившийся в полусонном состоянии Российский еврейский конгресс, который главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт сравнил тогда с «чемоданом без ручки»: тяжело нести и жалко бросить.
Я думаю, у любого сколько-нибудь успешного человека есть своя «история безумия»…
Если измерять ум в каких-нибудь единицах — например, коэффициентом IQ, — то безумие лежит вне этой шкалы, вне цифр.
Именно эти не поддающиеся учету и пишут: кто историю успешного бизнеса, кто историю научных достижений, а кто — мировую историю, или, как теперь принято говорить, формируют повестку дня.
Маленького Лейбница учитель считал дурачком и пытался запретить ему читать книги из отцовской библиотеки. А потом оказалось, что «три — это два нуля и две единицы» — не бред, а двоичная система счисления, фундамент, на котором стоят современные информационные технологии.
Когда математик Григорий Перельман отказался от «премии тысячелетия», кто-нибудь счел этот поступок разумным?
Марк Ротко и Энди Уорхол наплевали на все нормы традиционной живописи. Глядя на них, академики крутили пальцем у виска. Критики возмущались: как это «кусок обоев» или «портрет пустой банки» может стоить миллионы долларов? А прошло время, и оба стали классиками, бесспорными авторитетами и лидерами списка авторов самых дорогих картин в мире.
Когда Теодор Герцль опубликовал свою книгу «Еврейское государство», его тоже подняли на смех, называли прожектером и сумасшедшим. А сегодня Израиль существует и занимает лидирующие позиции во многих областях мировой экономики.
Исторически сложилось, что среди евреев процент безумцев несколько выше, чем в среднем. Соседи считали религиозных иудеев ненормальными за «комичный», с их точки зрения, внешний вид, за каббалистическую заумь, за «исковерканный» язык. И чтобы стать ненормальным среди ненормальных, надо было проявить действительно незаурядные способности.
Большинство современников считали чудаками и авантюристами великих мудрецов Торы Маймонида, Баал Шем-Това, раби Нахмана из Бреслава (это его последователь, раненный в недавнем теракте в израильском городе Петах-Тиква, выдернул нож из собственной шеи и убил им нападавшего).
Безумие — всегда обратная сторона каких-либо удивительных способностей. Приведу еще один пример: аутисты. Веками они были пациентами психиатрических больниц, типичными «дурачками», а сейчас их называют альтернативно одаренными за удивительную наблюдательность и память и, например, в Израиле обучают профессии военных аналитиков. Они считывают с камер наружного наблюдения такое, что обычному глазу не распознать, а голове не проанализировать никогда. Они предотвращают теракты и спасают человеческие жизни.
Льюис Кэрролл говорил устами Королевы: «Чтобы оставаться на месте, надо очень быстро бежать, а чтобы попасть куда-то, надо бежать вдвое быстрее».
Это именно то, что делают безумцы. Да, не все из них бегут точным маршрутом в правильное место. Но каждый добежавший ведет за собой человечество. В преуспевающих странах общество присматривает за безумцами, но свободу самовыражения поощряет.
Иначе — застой и деградация.
Колонка Юрия Каннера опубликована в журнале "Русский пионер" №63. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
- Все статьи автора Читать все
-
-
04.02.2016Моисей и фараон 0
-
07.11.2015Субботняя суета 0
-
06.10.2015Время - это мы 1
-
28.11.2014Еврейский вопрос про "Мистрали" 0
-
10.09.2014Подчинение без доминирования 0
-
20.02.2014Посредник Киеву в помощь 3
-
30.12.2013Дорогой друг! 0
-
22.04.2013Мое местечко в строю 0
-
2
5808
Оставить комментарий
Комментарии (2)
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников1 1329Февраль. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 6293Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 8303Коллекционер. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова8990Литературный загород -
Андрей
Колесников12709Атом. Будущее. Анонс номера от главного редактора
-
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
О, смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя метет?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Ф.И. Тютчев
Сложилось уж так тут, увы, и ах,
и в пассажах жизни, и в ее манежах,-
что, так же как ужас, хуже, чем страх,
желание нежности лучше не нежить,-
лишь для души, не для награды,
свой путь верши, не для услады!
Пусть не дано, и не надо, есть и другие награды,
ведь сердце разному радо,-
да уж, видно, душою дано дорожить,
не всем, посреди беспредельности,-
не убитой еще, безжалостностью лжи,
простой безмятежностью нежности.
Огнем души горя, ведь сердце сердится нередко зря,
сквозь хлад ума паря, что ветка ветреного октября,-
не так ли же, прозрачными слезами с трепетных ланит,
смирясь уже, задумчиво планируют к земле листы,-
и между ними пух, что свыше дух, торжественно парит,
сквозь чудо дней, что словно камни драгоценные чисты?
Не так ли же, и свет золотистый,
уж на влажную желтость ложится, всем глаз веселя,-
когда, нежданно, снова чистую,
открывает вдруг утро страницу, в мир нежность вселя,-
не так ли, и веселой влагой весенней, исправив недуг,
однажды, зеленой травой обновленья, ликует вдруг луг?
Но не так ведь осенний, ликует лесок,
что травою забвенья, уж вдруг занемог,-
безумием лишь образумливаемая, в своей высокости,
как погрязший в багряном сумраке парк,-
и жизнь же, с ее истомою бессмысленной жестокости,
ведь всего лишь объятый пожаром мрак.
Да не судите время слишком строго,
ведь надо нам не так уж много,-
и как весна мимозой-недотрогой,
синь осени светла тревогой,-
может же ржавеющих листьев жесть,
в сердце тревожную нежность зажечь.
И недаром ведь среди разного,
в красках осени примесь красного,-
тревожной желтизны торжественная нежность,
песком горючим Божий мир заполонит,-
но так же как тепло, исчезнет неизбежно,
болезненным румянцем с Божеских ланит.
Осенним доверчивым утром, с дерев так слетают листы,
печальным лучиком мудрым, торжественно причащены,-
но пока сорит листами, всё здесь, осень,
и пока их ветер, под ногами, носит,-
да пока мила, меж облаками, просинь,
ведь морозов, со снегами, мы не просим.
Медленно меднеющих деревьев, желания желты и тяжелы,-
бледнолистное зимы преддверье,
когда уже надежды не живы,-
схожим с нежностью восхожденья,
ветхозаветного духа зари, постиженьем велик движенья,-
златотканый свиток листвы.