Классный журнал

24 марта 2016 12:30
Кто бы мог еще пару лет назад представить, что «малоизвестная актриса» Ольга Аничкова вот так запросто возьмет с полки словари синонимов и в пух и прах разнесет это слово — грядущее. А потом со спокойной душой сочинит лирическое стихотворение. И в результате, разумеется, вернется в полюбившийся миллионам образ, чтобы сказать главное слово: давыталантноденегнет.
Есть в русском языке слова, которые вызывают у моей души болезненные ощущения, у тела корчи, у всего естества бунт, приближенный по силе к пубертатному. Некоторые удивляют, другие тихо бесят, третьи ненавижу так, что сама не употребляю и спотыкаюсь о них в чужих текстах, надолго теряя мысль автора.
 
Вот, например, слово из первой категории: кастрюля. Ну дебильное же слово, если вслушаться. Беззащитное, лопоухое какое-то слово. Пахнет бульоном, который забыли на неделю в холодильнике, безнадежной тоской домохозяйки на кухне в «хрущевке», несчастливой семейной жизнью и удивляет своим глупым звучанием. Может, у кого и по-другому, а у меня так. По крайней мере, именно фонетическим удивлением и эстетической нелепостью слова «кастрюля» я объясняю свое неумение (да-да, читать «нежелание») готовить. Кастрюля может поглотить человека, его замыслы, стремления и индивидуальность. У меня так.
 
Вот слова из второй категории: «выгодно», «сытно» и «немарко». Ну тут просто возникает приступ неконтролируемой тошноты. Я серьезно. Попробуйте, оставшись наедине с собой, нетороп­ливо произнести эти слова. Порядок произвольный. Нет, ну реально подкатывает. Так что эти слова тихо бесят, я напоминаю.
 
Гораздо хуже со словами из третьей категории, теми, которые ненавижу и о которые спотыкаюсь. И вот слово «ГРЯДУЩЕЕ»… Оно у меня как раз стоит на полке «ненавижу». Той самой полке в конце личной лингвистической картотеки, с которой из внутреннего протеста не стираю пыль, не заглядываю годами, делаю вид, что забыла о самом ее существовании. Ненавижу. «Ненавидишь? — переспросит любой студент факультета психологии. — Значит, боишься!» Раскусил, правильно, боюсь. Молодец, пятерка, садись. В этом слове слишком большая концентрация энергии, фатальности, непоправимости и неконтролируемо надвигающегося ужаса. Не слово, а просто какой-то «поцелуй дементора», как будто из тебя выкачали всю радость и ничего хорошего уже больше никогда не произойдет. «Грядущее» так очевидно окрашено в фиолетово-черный цвет, так сильно пахнет безнадежностью и бессмысленностью всего происходящего в настоящем, что протирать пыль с этой полки в картотеке я категорически отказываюсь.
 
«Грядущее» — это про экологические катастрофы, преступные политические решения, глобальное потепление и запах надвигающихся войн. Это про то, что твоему ребенку не обязательно идти на занятия танцами и английским, тебе не обязательно играть, режиссировать, писать и влюбляться, твоим родственникам не так уж важно собираться хоть иногда вместе и делиться новостями. Ведь на все эти мелкие в мировом масштабе дела и радости, неважные желания и хрупкие надежды неотступно и неумолимо надвигается ГРЯДУЩЕЕ. И не твое собачье дело гадать, как конкретно оно надвинется. Может, сначала захлопнутся границы, потом по улицам побегут люди с автоматами, начнут сажать всех, кто еще способен думать и чувствовать, а потом сразу будет ядерный взрыв. Не твое дело рассуждать — сиди и жди, пока стрясется. Если совсем нечем заняться, можешь пока делать вид, что все в порядке, и продолжай изображать жизнь в ожидании неизбежного. Но лучше всего запасай гречку, осваивай натуральное хозяйство, черти планы по вывозу всей своей семьи в твоем смешном минивэне без техосмотра в неизвестном направлении и прикидывай, что ты умеешь делать, кроме своего сомнительного искусства. Ну, это на случай экстренной эмиграции в неопознанные страны, когда ГРЯДУЩЕЕ грянет. Думай о том, что люди, зависящие от тебя, будут есть. Что можешь? Играть в театре? Вычеркиваем. Зарабатывать на хлеб режиссурой? Не смеши людей. Стихи иногда пишешь? Ну ты же взрослый человек, давай поближе к реальности. На всей этой херне ты и без ядерного взрыва не можешь выплатить кредит. Вот полы мыть можешь? Ухаживать за пожилыми людьми, разносить почту, убирать квартиры, готовить? Не очень? А вот это плохо. ГРЯДУЩЕЕ надвигается, учись. Оно разотрет в порошок все, что ты любишь, коснется своим безжалостным дыханием всех дорогих и важных людей, спалит города, народы и все кастрюли на планете Земля. Ведь пала же Римская империя. Ведь терялись же в ноябре 1920 года в толпе и толчее на Крымском причале дети белых эмиг­рантов. Ведь Женя Руднева, летчица легендарного полка «Ночные ведьмы», мечтала заниматься своей любимой астрономией и шутила перед вылетом звездной ночью 9 августа 1944 года… В общем, у меня есть веские основания не вытирать пыль…
 
Спасибо, господа Фонвизин и Павлов-Шишкин, госпожи Клюева, Евгеньева и Мудрова. Всем остальным составителям словарей синонимов русского языка тоже большая благодарность и земной поклон. Именно благодаря вашей кропотливой работе для ГРЯДУЩЕГО найдены и зафиксированы во времени несколько спасительных синонимов. Из всех предложенных я выбираю слово БУДУЩЕЕ. Оно пахнет солнцем и морем. Его не нужно бояться, его приятно ждать. О нем хочется трепаться с самыми близкими друзьями на кухне, мечтать, строить на него планы и делать что-то правильное, чтобы ему понравилось. Там, в будущем, мой взрослый счастливый сын говорит мне басом: «Мать, ну ты даешь!» и снисходительно смотрит на меня сверху вниз. Там я в джинсовом драном комбинезоне отмываю от побелки фойе новенького, только что достроенного театра, где я главная. Там я щурюсь на итальянское солнце, держу в руках свою книгу и вдыхаю запах ночного моря. Там меня ждет настоящая, всамделишная любовь, без лишних вопросов, мягких игрушек и ненужного драматизма. Там здоровы мои родители, там наконец-то сняли в кино мою красавицу-бабушку и мы с Мустафиной ржем и придумываем новый и непременно гениальный спектакль в жанре белой клоунады…
 
В театре не принято грызть семечки, ронять сценарий во время репетиции и мыть сцену перед спектаклем. А принято бесшумно переставлять мебель, здороваться со всеми, кого встретишь в коридоре (от уборщицы до режиссера), к первой репетиции знать текст роли наизусть и выбирать точные действенные глаголы. Так вот. Я выбираю ждать БУДУЩЕГО, а не бояться ГРЯДУЩЕГО. Я выбираю писать стихи, а не запасать гречку, как бы наивно это ни звучало. И думать, что я «нынешняя» — уже немножечко будущее для себя «прошлой». Чуть лучше. Чуть умнее. Чуть свободнее.
 
Ты мне, мой грубый, больше не указ.
Ты мне не интерес. Ты больше мне не сердце.
И строгий взгляд твоих красивых глаз
Мне не приятнее, чем черный шарик перца.
Я больше не люблю твой запах, вкус и цвет,
И аккуратный лоб, и скомканные речи.
Ты мне недоплатил. Ты мой недовалет.
Я твой неадвокат. И скучен повод встречи.
И больше верным псом на свист не побегу,
Не буду охранять тебя всю ночь у двери.
Я без тебя легко. Я без тебя могу.
Ты, знаю наперед, ответишь: «Не уверен…»
Ты мне, мой прошлый, больше не восторг.
Не бег, не радость, даже не досада.
Не воздух и не друг. Не дом и не острог.
И мне тебя не жаль. И мне тебя не надо.
Мне только жаль, что так, легко и без следов,
Проходят все мои безумства и повадки.
Каких-то восемь лет, и трио важных слов
Такой же атавизм, как книжные закладки.
Износ касаний, смеха, блеска глаз…
Перпетуум мобиле не выдуман. Ужасно.
Ты мне, мой грубый, больше не указ.
Я больше не играю, мой прекрасный.
 
Я очень постараюсь в своем БУДУЩЕМ не играть в неправильные игры. А в правильные играть. Например, и дальше продолжать игру под названием «малоизвестная актриса». Нет возражений?
 
малоизвестная актриса
старалась очень быть как все
но все сказали ей не надо
ты все нам портишь уходи
 
малоизвестная актриса
решила бомбу заложить
в ломбарде жестко заявили
что хоть и кризис не возьмут
 
малоизвестная актриса
отличный профессионал
связала свитер незаметно
за месяц что играла труп
 
малоизвестная актриса
найдет счастливый свой билет
прижав кондуктора в трамвае
прямо с катушки жрет а вдруг
 
малоизвестная актриса
хамить помрежу зареклась
на съемках кораблекрушенья
ей выдали дырявый круг
 
малоизвестная актриса
жует на кастинге пакет
актер хороший сделать должен
все что попросит режиссер
 
малоизвестная актриса
на съемках пятый час в поту
снимают сиквел в бирюлево
на голливудский боевик
 
малоизвестная актриса
наивный добрый человек
уж дело к пенсии но верит
что все конечно впереди
 
малоизвестная актриса
печально снюхивает тайд
пока известность не настала
такой бюджетный героин
 
малоизвестная актриса
свое узнала амплуа
красиво хоть и длинновато
давыталантноденегнет
 
малоизвестная актриса
готова в принципе на все
но роль гриба делить с дублершей
уже пожалуй перебор
 
малоизвестная актриса
решила в будущем не жрать
не воровать не спать со всеми
ну а пока ценить момент

Колонка Ольги Аничковой опубликована в журнале "Русский пионер" №62. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Владимир Цивин
    24.03.2016 14:47 Владимир Цивин
    Покорность Высокому авторству

    У меня не выяснены счеты
    С пламенем, и ветром, и водой…
    Оттого-то мне мои дремоты
    Вдруг такие распахнут ворота
    И ведут за утренней звездой.
    А.А. Ахматова

    Стремятся пока всё к открытиям, по миру скитаясь, события,-
    лучше это или хуже, в зыбком воздухе земном,
    но возвышенные души, в низком разбираются с трудом,-
    робок раб, проворен вор, уж так,
    бархат барственен, монах мохнат,-
    и будет всё всегда тут так, будь ты стократ Сократ, собрат!

    На земле счастливого, где вы, гения поэзии встречали,
    почему ж покоится, увы, здесь величие в печали?
    вот забрезжил рассвет, на краю небосклона,
    заскользили за стеклами, струйки дождя,-
    и вдруг свет засветил, сквозь сырые заслоны,
    возникшего взгляду, дождливого дня.

    В нем серый асфальт, и серая высь,
    всё пространство, в серый окрас,-
    в нем серость и сырость, тесно сплелись,
    стронув грустные, струны у нас,-
    но он нашей жизни, земной, пуповина,
    пойдет нам и в счет, и в зачет.

    Другим не заменит, его же судьбина,
    и обратно, как брак, не возьмет,-
    и нам поклоняться б ему, как огню,
    ведь без него, что бы мы были и где бы,-
    воздайте же должное, каждому дню,
    каким бы там ни было, облачным небо!

    Пусть серой пташкой ничтожной, и безлико порой порхает,
    как нет небес безнадежных, дней обыкновенных не бывает,-
    хоть поспорить с ее поборами, далеко не все попробовали,
    но раз есть те, кто себе в угоду, могут сделать любую погоду,-
    не бывает для нас у природы,
    ни плохой, ни хорошей погоды.

    Хоть участь уст печалить лик, под грустью отсутствующих глаз,
    чья участь привести в тупик, пусть, рано или поздно, тут нас,-
    да не изжить же к жизни то доверье,
    что в душах и чрез ужас берегут,-
    ведь так здесь и недвижные деревья,
    чернеют отчужденно на снегу.

    Рвется к облакам строка, лишь бесплотная пока,
    но рассчитанная на века, плоть земная не легка,-
    всякого мира ведь первооснова,
    есть чье-то первоначальное Слово,-
    и счастье мы обретаем снова,
    свое лишь, вдруг выстрадав Слово!

    По пространству позолоченному, порхая,
    радуется ли, разве листва, отлетая,-
    больше болью идет здесь страданья,
    осознанье сознаньем созданья,-
    ничего не нашел, значит, Бог лучше,
    в существе связав, вещность и сущность!

    Чуть внятные, что ветра аромат, подобно таинству молитвы,-
    в нас отголоски Божества звучат,
    гармонии интимным ритмом,-
    выражаем, принимая не мучась, трагичное счастье радостно,
    мы в своей неучастием участи,-
    покорность Высокому авторству.
62 «Русский пионер» №62
(Март ‘2016 — Март 2016)
Тема: Грядущее
Статьи по теме
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям