Классный журнал

Андрей Десницкий Андрей
Десницкий

Настоящее настоящее

15 марта 2016 11:00
О том, что грядущее — совсем не то, что будущее, и почему древние люди жили лицом к прошлому, Андрей Десницкий имеет основания рассуждать: доктор наук, библеист. И обращение к «Апокалипсису» неизбежно. Не только в этой колонке.
Было ли будущее в древности? Скорее нет, чем да. Зато в древности было грядущее.
 
Наш мир устремлен в будущее. Для нас нет ничего важнее, чем знать, какой будет через неделю погода, через месяц — курс валют, а через сезон — высокая мода. Очень интересно представить себе наш город лет через пятьдесят или сто — сколько появится нового и неожиданного! А что там случилось сезон, год или столетие назад — да какая разница… так, подробности для любителей истории.
 
Древние жили иначе — лицом к прошлому. Впрочем, какое же оно «прошлое»? Оно не прошло, оно состоялось, оно изначально. «Начало» или «древность» — так переводится древнееврейское слово «кедем», и оно же означает восток, откуда встает солнце. Вы скажете, восход — символ завтрашнего дня? А для древнего человека он был символом начала начал, и стороны света он определял, становясь лицом к востоку (так и по сию пору строят христианские храмы).
 
Что же, древних никогда не интересовало, что случится с ними завтра? Интересовало, конечно. Всегда существовали провидцы и оракулы, которые предсказывали, будет ли, например, удачным военный поход. Но это, скорее, ответы на вопрос, стоит ли начинать то или иное предприятие. О будущем в чистом виде — лет через сто — практически никто не задумывался. Будет, что и всегда бывает: зима и лето, сев и жатва, день и ночь, рождение и смерть… Слишком мало было того, что мы сегодня называем прогрессом. То ли дело давнее прошлое: Эдемский сад, золотой век! Идеал человек древности помещал не в будущем, а в днях начальных.
 
Будущее — это то, что просто будет. Главное — угадать, когда и как, и тогда все у тебя лично тоже будет в порядке. А вот что такое грядущее? То, что грядет, то есть приходит. Это не будущее, а приходящее, наступающее, то, что уже стоит на пороге, что нужно не угадывать — встречать.
 
О таком грядущем говорили библейские пророки. Собственно, им тоже периодически предлагали обсудить виды на урожай и блистательные победы в новой военной кампании, но на этот счет они редко бывали оптимистичны. А вот грядущее… То, что уже наступает, на что необходимо срочно реагировать, — именно об этом они и говорили, как правило, к полному неудовольствию публики и властей. И в самом деле, людям привычно думать, что все у них под контролем и ничего нового на свете не бывает — а со старым они точно на короткой ноге.
 
Потом в жизнь врывается что-то неожиданное и, как правило, нежеланное, и тогда это повод задуматься. Вот иудейский царь Ахаз идет по дороге в печали и размышляет об израильско-сирийском союзе, который угрожает его родной Иудее, — а навстречу ему выходит пророк Исайя и предсказывает рождение некоего младенца по имени Иммануил: он еще не научится отличать доброе от дурного, прежде чем эта коалиция развалится. И почему-то именно это пророчество было воспринято христианами как весть о грядущем рождении Иисуса, хотя даже имена не совпадают. Разве это логично?
 
В логике того времени — вполне. Рождение младенца во времена царя Ахаза понималось как намек на какое-то особенное рождение в далеком будущем… простите, в том грядущем, которое потихоньку уже ступает на порог здесь и сейчас, в суете нашей земной истории. Имя Иммануил означает «с нами Бог», имя Иисус — «Господь спасает», и оба они лишь признаки грядущего, по которым его можно опознать.
 
А еще пророки учили встречать это грядущее. Оно далеко не всегда было радужным, в отличие от предсказаний шарлатанов. Исайя откровенно преду­преждал: «День Господа Воинств — на всех, кто горд и надменен… Падет тогда людская гордость, рухнет величие человека. Будет высок лишь Господь в тот день, а идолы сгинут совершенно… День Господень приходит, пылая гневом жестоким, беспощадным: землю превращает он в пустыню и грешников сметает с нее. Не сияют на небе звезды, померк свет созвездий, солнце меркнет на восходе, и луна не проливает света».
 
Позднее очень похожие образы мы встретим в книге Откровения, последней книге Библии. Не случайно ее греческое название, «Апокалипсис», стало синонимом страшных бедствий. Оказывается, окончательная победа добра над злом сулит мало хорошего нам в нашем нынешнем состоянии.
 
И что же остается делать? Встать на сторону добра здесь и сейчас, и встать без отговорок. В той же книге Исайи рассказано, как спрашивали люди пророка о правилах поста: в какие именно дни, насколько строго… Все это делалось в память о давно минувших событиях. А пророк ответил им от имени Господа о грядущем, о цели и назначении поста: «Вот какой пост Я избрал: разбей оковы неправды, сними ярмо угнетения, измученных отпусти на волю, уничтожь всякое ярмо! Раздели с голодным свой хлеб, нищего странника введи в свой дом, а увидишь нагого — одень его, ведь от собственного тела не отвернешься! Тогда как заря воссияет твой свет, исцеление к тебе поспешит, праведность твоя пойдет пред тобою, а слава Господня — по твоим стопам. И вот тогда позовешь, и Господь ответит».
 
Пост, оказывается, не почему-то, а для чего-то — для того, чтобы Господь тебя услышал и принял. И самый верный путь к нему — не соблюдение каких-то особых обрядов, а человеческое отношение к ближнему, уже здесь и сейчас, а не в далеком счастливом будущем всего человечества, как нам часто предлагали.
 
Грядущее всего заметнее в настоящем — если оно, конечно, не поддельное, фейковое, одноразовое, как это нередко бывает. Словом, если твое настоящее — настоящее.

Колонка Андрея Десницкого опубликована в журнале "Русский пионер" №62. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
 
Все статьи автора Читать все
     
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (3)

  • Владимир Цивин
    15.03.2016 13:17 Владимир Цивин
    Устоять лишь богатым Богом

    И вновь, и вновь твой дух таинственный
    В глухой ночи, в ночи пустой,
    Велит к твоей мечте единственной
    Прильнуть и пить напиток свой.
    А.А. Блок

    Кто-то счастлив за рулем машины,
    кто-то в ресторанном пьяном хоре,-
    лишь художник, высью одержимый,
    с бесконечным снегом выгод спорит,-
    чтобы вдруг узоры морозные, расцвели ненадолго розами,
    растопив черно-белость блеклую, яркими цветами теплыми.

    И во власти злых затей, людей недобрых,
    мир ведь не без добрых людей, не без добрых,-
    пускай изучена пока немного, неведомым вдруг дыша,
    всему же здесь дана частичка Бога, загадочная душа,-
    «Звездное небо надо мной, и нравственный закон во мне»,
    не в этом ли, Его образ земной, подобны мы Богу вполне?

    Пусть невестя ненависть неистово,-
    мир лелеет, коль вновь и вновь,
    сквозь все злости, истинную, в глуби самолюбий любовь,-
    ведь и когда небо продлено морем, или ограничено горами,
    мы разве же здесь с пространством не спорим,-
    разве взор порой ни правит нами?

    Теша пусть, и Бога, и Сатану, раз торят всегда дорогу одну,
    тут, и путь в глубину, и путь ко дну,-
    чтоб в схоластику не впасть бескрылую,
    без поэзии философии не обойтись,-
    ибо лишь логическою силою,
    не обоймет Божественного мысль!

    Плоха иль хороша, для мира зла и блуда,
    всё ж лучшая душа, у Бога лишь покуда,-
    как бы ни были замысловаты, в диалектике добра и зла,
    примитивность иных, расплата, за выгоду во главе угла,-
    но, чем коварнее и злее, по своею подлой силе,
    сей жизни, может быть, милее, ложью сложенные были?

    Что ж так и будет за добро здесь втридорога,-
    распятьем платить Кумир,
    не добротою пока, а выгодой, приводится в движение мир,-
    полезна разве язве злость, злодеев разве славить залам,
    но, может, что-то не сбылось,-
    и зло к рукам сей мир прибрало?

    Да не обмана благо он, коль так велик Благой огонь,
    за посылы и посулы зла, слепоту раз сулит суета,-
    ведь человек лишь тот, кто в жизни мглистой,
    по изяществу, вдруг сущность различа,-
    жил с щедростью, мучительной и чистой,
    бремя мудрости и доброты, влача.

    Пускай, что утро, осторожным полусветом рассвета,
    и сердце, увы, тут, злом всегда, хоть немножко, задето,-
    но если бы и знали мы, какою низостью,
    в этом мире добродетель вскормлена порой,-
    ведь разве что-то над землею изменилось бы,
    разве больше стало бы здесь счастья под луной?

    Но будет мир мудрей, по крайней мере,
    когда, сквозь злобу, в доброту поверит,-
    коль вырастают же, листва и трава,
    лишь если тепло, получает права,-
    в мире искушения злобой, где боятся добра,
    устоять лишь богатым Богом, перед бездной зла!
  • Сергей Демидов
    17.03.2016 08:19 Сергей Демидов
    Лицом к прошлому...

    Совет кто-то дал людям - ЖИВИТЕ лицом к тому, что было до ВАС...
    Когда это было....
    Давно при давно это было...
    Прошло время...
    Древние жили лицом к прошлому...
    Все подряд...
    Обман все это...
    Единицы к прошлому возвращались, когда собирались сделать шаг в будущее...
    А большинство жило лицом к будущему...
    Жили и жили...
  • Сергей Демидов
    17.03.2016 08:28 Сергей Демидов
    Повернули человека лицом к прошлому...
    Жестко повернули...
    В начале все было нормально...
    Шло себе на здоровье и шло себе...
    В один из дней все изменилось...
    Начал человек прикалываться над прошлым..
    Кого-то зачислил в создатели страшного оружия...
    Кого-то зачислил в придурки...
    Кого-то зачислил в мало эффективные руководители...

    В общем заболтался человек, а проще сказать - договорился...

    Начали упразднять предприятия, созданные под руководством человека...
    Все это полбеды....
    А беда состояла в другом ....
    Утопию родил человек ... ПАТРИОТИЗМ...

    Пройдет время и будут прикалываться над патриотизмом Человека, как он прикалывался над своими предшественниками...

    Чтобы прошлое учило надо думать чем-то....
62 «Русский пионер» №62
(Март ‘2016 — Март 2016)
Тема: Грядущее
Статьи по теме
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям