Классный журнал

Иван Кононов Иван
Кононов

То тут, то там, то те, то эти

24 ноября 2015 12:00
Продюсер Иван Кононов, которого не отпускает его «Времечко», под суетой понимает самую ее гущу, то есть телевизионную жизнь. Кто, с кем, против кого… Суета, в общем. Читаешь — и так хочется раз и навсегда перестать суетиться. Но это, скорее всего, значит лишь, что вы никогда не пробовали заниматься телевидением.

Учитель: Дети, запишите предложение: «Рыба сидела на дереве».
Ученик: А разве рыбы сидят на деревьях?
Учитель: Ну… Это была сумасшедшая рыба.

Эпиграф к первой главе повести Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу»
 
Суета вокруг телевизионных каналов вообще и вокруг четвертого в частности началась с появлением НТВ.
 
Почти все ее перипетии, и в хорошем, и в отвратительном смысле этого слова, мне довелось ощутить на собственной шкуре.
 
В 1991 году в «Останкино», на десятом, начальственном, этаже, еще функцио­нировал так называемый спецбуфет для руководящего состава. В глубокие советские времена это был, помимо всего прочего, источник дефицитных продуктов и напитков. Так вот, мне ужасно льстило, что я, как только что назначенный главный редактор четвертого государственного канала, получил возможность питаться в этом священном месте за одними столиками на равных с теми, кого до недавнего времени считал небожителями, столпами телеэкрана и вершителями человеческих судеб.
 
Я и не подозревал, что, пока мы с Малкиным, Дибровым и Новоженовым упивались своими новыми возможностями и засучив рукава преобразовывали эфир, наши коллеги, не будь дураками, вовсю суетились по поводу получения «нашего» канала в свое владение.
 
Первый звоночек прозвенел, когда возле лифтов меня отловил мой бывший сослуживец Олег Добродеев и, понизив голос и оглядываясь по сторонам, сообщил, что у него есть для меня очень важная конфиденциальная информация. Мы были знакомы еще по программе «Время». Там я был уже начальником среднего звена и секретарем комсомольской организации, а он — простым редактором международного отдела и рядовым комсомольцем. За это время он сделал головокружительную карьеру, возглавив Информационное телевизионное агентство. Но разговор был о другом. Олег сообщил мне, что четвертый канал отдают новой частной телекомпании, созданной хорошо известными мне людьми — Евгением Киселевым и Игорем Малашенко, который до последнего времени был зампредом Гостелерадио у Егора Яковлева. Среди учредителей и мой давнишний друг и земляк, режиссер Леша Цыварев. Все они предлагают мне стать главным редактором нового канала. Я до сих пор не могу понять, как я посмел и сумел отказаться. Думаю, что и мои друзья тоже этого не поняли и до сих пор считают меня, мягко говоря, странным. Тем более что была еще и вторая попытка меня уговорить, и с этой целью со мной встречался сам Малашенко.
 
На самом деле в основе моего отказа лежало дурацкое чувство корпоративной солидарности. Я понимал, что наше «Авторское телевидение» в качестве основной творческой и руководящей силы будет изгнано с канала. И, стало быть, мне предстояло стать перебежчиком и, по большому счету, предателем. К тому же, если честно, я не до конца верил, что государство в лице нового президента Бориса Николаевича Ельцина решится на такой опрометчивый, на мой взгляд, шаг. Оно долго и не решалось. Но спустя какое-то время появился президентский указ о передаче части эфирного времени телекомпании НТВ.
 
Надо сказать, что были еще претенденты на эту кнопку. Группа частных компаний и лиц, куда входила, например, и Ирэна Лисневская, предлагала создать на четвертом что-то вроде общественного телевидения. АТВ вполне вписывалось в эту концепцию и поддерживало ее. Инициаторы вступили в борьбу с принятым президентом решением. И, страшно сказать, на каком-то этапе одолели его. Случилось беспрецедентное. Вышел новый указ, отменяющий предыдущий. Торжеству нашему не было предела!
 
Какими же мы были наивными! Страна вступила в новый этап, когда решающим фактором становились не государственные, а личные интересы, за которыми стояли огромные частные деньги. В данном случае — новоявленного олигарха Владимира Александровича Гусинского. Они в конечном счете и победили. С небольшими и несущественными поправками указ, касающийся 8-й частоты, вышел в третий раз. НТВ начало вещание на четвертом канале.
 
Гусинский со товарищи повели себя благородно. Были оставлены в эфире «Времечко» и мой «Третий глаз», производимые АТВ. Под покровительством своих руководящих друзей я вообще чувствовал себя привольно, и казалось, так будет всегда. Мои программы никто не контролировал. Занятые большой политикой и большими финансовыми потоками, новоявленные владельцы канала смотрели на мою деятельность сквозь пальцы, разрешая практически все.
 
Тем паче что рейтинги мои колдуны и экстрасенсы, бывшие тогда для всех в диковинку, давали отменные.
 
По иронии судьбы изгнали Диброва. Причем ровно за то, за что потом его же рвали на куски все каналы, включая само НТВ. За оригинальный говор, нестандартность, непричесанность, витиеватость речи.
 
Вообще, суета только начиналась. Несколько раз чем-то не угодило Гусинскому «Времечко». Строптивый Малкин не пошел на компромисс. Пришлось перебираться на другой канал. А НТВ перевербовало Новоженова, и он запустил там «Сегоднячко». К тому времени ему, в отличие от меня, стало ясно, что преданность компании для творца вещь условная. Мы ведь не ее владельцы, и поэтому степень цехового патриотизма по сравнению с хозяевами у нас совершенно другая.
 
Настала пора, когда и «Третий глаз» оказался неугодным. Его тематика стала раздражать РПЦ. И Гусинский не захотел ссориться с православной церковью. Однако его это не спасло. Слишком независимая информационная политика в результате привела Владимира Александровича к окончательному и бесповоротному конфликту с государством.
 
Последующие перипетии лично меня уже не касались, поэтому описывать происходившее с чужих слов я не берусь. Скажу только, что бумеранг времени и судьбы вернулся к отцам-основателям НТВ и выбил их из собственного канала так же, как они в свое время потеснили с него нашу команду. Правда, при этом разделил и их самих на два противоположных лагеря.
 
Я сам недолго проработал после этого в «Авторском телевидении». Будучи вице-президентом и членом редсовета, в один прекрасный момент ушел в никуда, осознав, что «суета под заказчиком» стала главным движущим стимулом и залогом выживаемости компании.
 
Впрочем, как оказалось, это коснулось и всех остальных игроков телевизионного рынка. Появлялись и исчезали новые каналы. Менялись хозяева. На становившееся все более раскидистым древо отечественного ТВ взбирались все более диковинные персонажи. В борьбе за прибыль, а стало быть, за рейтинг они отдавали предпочтение или зарубежному продукту, или лицензионным программам.
 
Именно в это время появилось у меня такое:
 
То тут, то там, то те, то эти,
То этак сделают, то так,
Наврут, опошлят все на свете
Не за понюх, так за пятак.
Сперва распнут. Потом икону
Повесят пыльную. Потом,
Благополучно скинув ону,
Всплакнут об этом и о том.
Так и живем. Не жнем, не пашем,
Жуем ногами чернозем,
И жить ни нашим и ни вашим
Ни так, ни этак не даем,
Того, сего приняв некстати,
Послав куда подальше все
И получая в результате
Ни там, ни сям, ни то, ни се.

Колонка Ивана Кононова опубликована в журнале "Русский пионер" № 59. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".

 
Все статьи автора Читать все
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям