Классный журнал

Иван Юркович Иван
Юркович

Плоть глагола

28 апреля 2015 12:30
Апостольский Нунций в Российской Федерации, архиепископ Иван Юркович говорит о том, почему человеку не требуется рационального объяснения и почему человек хочет, чтобы истина тронула его сердце. Говорит о таинстве. Говорит словами, которые есть тайна.

«Меня окружают молчаливые глаголы,
похожие на чужие головы глаголы,
голодные глаголы, голые глаголы,
главные глаголы, глухие глаголы».
 
ОБРАЗОВАННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ, как любили писать в русских журналах XIX века, сразу узнаёт глаголы юного И. Бродского, которому еще не «сделали биографию» на Земле, по замечанию А. Ахматовой, но который — тайной своего (?) дара — искал путь в «пропадающие, затихающие, исчезающие Небеса». Поэтому «глаголы однажды восходят на Голгофу… и… некто стучит, забивая гвозди в прошедшее, в настоящее, в будущее время». Человек — плоть и место обитания глагола. Во всяком случае, это очевидно для христианина, ибо «и Слово стало плотью и обитало с нами». Этому нет рационального объяснения? Но на самом деле человеку не требуется рационального объяснения. Человек хочет, чтобы его убедили, чтобы истина тронула его сердце. Как нас равно трогают глаголы, может быть, самого рафинированного русского поэта и слова купеческой няньки, пропетые сердцем великой Ф. Раневской: «Кого-то нет, чего-то жаль, куда-то сердце рвется вдаль». Более всего человека убеждает истина страдания и сострадания. И. Бродский, такой иногда сверхрациональный в своих стихах, как и полагается человеку-глаголу, умер от разрыва сердца. Человек Иисус, чью Пасху мы воспоминаем и переживаем сердцем в эти дни, умер, по мнению некоторых исследователей Туринской плащаницы, от разрыва сердца. И почти не будет метафорой сказать: Глагол умер от разрыва Сердца.
 
Глагол всегда направлен к личности. Он — язык-единство всех людей и излучает силу. Глагол — данное в Откровении Бытие. Он, выраженный в человеческом языке, есть «дом и истина Бытия», по мысли Гадамера. Между Глаголом и глаголом существует некий момент творческого сходства, ибо последний являет собой развертывание духа. Но множество языков, в которых развертывается человеческий дух, не означает отпадения от единства, или, иначе, не означает отпадения от своей Родины — от Глагола.
 
Поэтому очеловечение, социализация глагола у Бродского не должны удивлять! По мысли Блаженного Августина, истинное слово — это «слово сердца» («verbum cordis»). Это внутреннее слово сердца не раскрывается внешними словами, но служит зеркалом и образом Глагола. Ища себе соответствие в слове, человек может найти себя, потому что всматривается в Глагол. Обычно мы называем это зеркало совестью, но это — говорящее зеркало, говорящее на языке сердца.
 
Зеркало может помутиться, расколоться, оказаться искаженным. Именно тогда люди не находят общего языка, вступают во вражду, не всматриваются в Бога в себе и, стало быть, никак не могут видеть Его в другом человеке. Если следовать логике Августина, то «язык ненависти» исключает из своего существа истину и, значит, не может быть средством связи, а только разделения. Для понятия языка — это противоречие в терминах, для человека — признак расчеловечения. Или, как описал это явление И. Бродский: «От всего человека… остается часть речи. Часть речи вообще. Часть речи». Мышление (то есть внутренняя речь) становится речью внешней, то есть слово становится плотью и обретает внешнее бытие. И в этом поистине тайна языка и тайна человека. Это же — самое сподручное обоснование библейского утверждения о создании человека подобным Богу. Для христиан слово — «таинство», поскольку нематериальное проявляет себя в материальном, как Христос в хлебе, как Отец в Сыне. Но одновременно происходит деконструкция человека и его связей, преобразование межличностных связей в различные формы присутствия информационно-технологического «большого брата», а это, в свою очередь, лишает человека тайны, делает его из субъекта объектом. Не речь, а часть речи, не личность, но атом.
 
Одновременно иначе происходит перемена цивилизаций. Классическая цивилизация, основанная сначала на идеальном Логосе, развернувшемся затем в Откровении Глагола, заместилась постмодернистской конструкцией, на которой неравномерные части традиционных цивилизаций выступают своего рода аллергией — то есть реакцией цивилизационного самосохранения. И поэтому так очевидно естественно желание сохранить основополагающие для цивилизации Глагола институты. Например, институт семьи, в котором определяется человеческая субъектность, формируется человеческое достоинство, получаются навыки любви и сострадания. Единственный институт, в котором можно научиться говорить и, главное, жить на языке любви и действовать согласно логике общего блага.
 
«Глагол ходит на работу». Если мы задумаемся над тайной своего существа и существования, протрем зеркало Божьего присутствия в своей совести, то в нас произойдет личная Пасха. Мы попросту увидим в себе добро и желание добра — «как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась».

Колонка архиепископа Ивана Юрковича опубликована в журнале "Русский пионер" №54. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
 
Все статьи автора Читать все
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Анна Сарибекян
    30.04.2015 14:35 Анна Сарибекян
    Ваше Высокопреосвященство, спасибо! (я часто возвращаюсь к Вашей колонке о Вере: "...чтобы не расплескать святое...").

    Наверное, личинкой, куколкой банального было простое/искреннее - это банально, но мне сразу на ум пришли: "...Глаголом жги сердца людей" и все другие ментальные метки этого стихотворения #сердце, #пророк, #язык, #грех...

    Могу я спросить? Ваше Высокопреосвященство, эквивалентны ли Глагол-Действие и Глагол-Слово? Может ли Слово/слово стать заменой Действу? Конечно, я не говорю о банальном "слово лечит, слово убивает". Меня волнует, я истово пытаюсь честно ответить себе, может ли мой, по сути, безДЕЙСТВЕННЫЙ труд просто грамотно использовать нужные слова в нужный момент приравняться, скажем, к всегда ДЕЙСТВЕННОЙ готовности моей мамы помочь ближнему?
54 «Русский пионер» №54
(Апрель ‘2015 — Апрель 2015)
Тема: Тайна
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям