Классный журнал
Мария
Голубкина
Голубкина
Бездоказательность
12 сентября 2014 12:23
Актриса Мария Голубкина признается, что не ищет смысла жизни, потому что верующему человеку и так понятно, в чем смысл. А у неверующего нет ответов, поэтому это объяснить невозможно. Это как сортировать помидоры по телефону.
ВЕРУЮЩЕМУ ЧЕЛОВЕКУ, конечно, жить легче. Знаете, как сказал наместник Троице-Сергиевой лавры Феогност, когда люди стали задавать ему вопросы о самом главном? Он повернулся и сказал: «Вот видите, у неверующих нет ответов, а у верующих нет вопросов». Любой рефлексирующий человек все равно будет в себе копаться, но на самом деле все понятно: я родился для смерти, чтобы жить вечно. Верующему человеку, наверно, надо просто за всю жизнь хорошо подготовиться к концу мирному и непостыдному. А все остальное — так, само по себе.
Вопрос смысла жизни — один из первых, который я задала маме, когда научилась говорить. Зачем мы живем, почему меня зовут Мария, в чем смысл? Мама не ответила мне ничего внятного. Тогда мы жили в Советском Союзе, и смысл заключался в том, чтобы строить светлое будущее, идеальную страну, и это и было наше счастье — принять участие в общем деле, быть полезным, перевести бабушку через дорогу, помогать людям. И это очень хороший смысл, кстати. Мать Тереза была человеком неверующим, вы будете смеяться. За точность цитаты не ручаюсь, но незадолго до смерти она сказала: «Как жаль, что я в Бога не верю, а так все остальное прекрасно». Покрестилась я в 23 года, долго думала, пыталась понять смысл. Мы чувствуем благоухание, но мы не видим сам цветок. Так было и у меня в 23 года. Ведь советские люди об этом не говорили, это было не принято, они верили только в свою страну. Они ее ругали постоянно, но при этом верили, что везде еще хуже и страшнее, чем здесь. Они верили, что их защищают от мира, они не нуждались в вере в Бога. Они были благополучны. Благополучному человеку, у которого все хорошо, не надо даже и задумываться. За советского человека все просчитывали с детства, некому было особо завидовать, потому что все были одинаковыми. У кого было лучше и больше, тех сажали в тюрьму, потому что они наверняка были воры и торгаши. Было руководство, и это понятно: иерархия, субординация в танковых войсках. Все знали: вот тебе поликлиника, вот тебе школа, комсомол, потом институт, партия, будешь получать 130 рублей, потом будет пенсия, будешь сидеть дома и смотреть программу «Время». О смерти и смысле жизни, естественно, никто не думал. А люди-то смертные, поэтому страшно. Пока себя человек хорошо чувствует, он о смерти редко задумывается. Хотя и в моменты радости люди обращаются к Богу, желая сохранить свое счастье. По-разному люди приходят к Богу, точнее, Бог к людям. Это не человек выбирает Бога, а Бог выбирает человека.
Смысл жизни я не ищу: верующему человеку и так понятно, в чем смысл. А у неверующего нет ответов, поэтому это объяснить невозможно. Это как сортировать помидоры по телефону. У каждого своя вера: кто-то верит в то, что если заработает капитал, то это даст ему возможность спокойно себя чувствовать. Кто-то верит в то, что если он станет суперзвездой, то это даст ему возможность быть не таким, как другие люди, то есть это его защитит.
Я не понимаю, когда говорят о вере в любовь, доброту, красоту. Что это значит? Зачем в это верить? Есть красота, есть любовь где-то, бывает и добро, которое относительно. Это как причинить добро и нанести пользу: не всегда то, что вам кажется добром, им является на самом деле. С любовью вообще отдельная история: в греческом языке любовь имеет семь определений. Есть агапэ — это любовь высшего порядка, любовь к Богу, жертвенная любовь, есть любовь-эрос, любовь-мания, есть филия — дружеская любовь, есть сторге, прагма. Они все хорошие, они легко сочетаются. В них не надо верить, они просто есть, и все, как данность. Когда женщины говорят «я верю в любовь», это выглядит как минимум глупо. Моя подруга Наташа называет их «девушка-дельфин». Когда молодая девушка говорит: «Только никогда-никогда-никогда не говорите ничего плохого про дельфинов, потому что я люблю дельфинов, они хорошие и добрые». Она верит в любовь и думает, что если она увидит живого дельфина, то поймет, что он-то ее как раз и любит, наконец-то.
Словом «любовь» мы называем в русском языке все что угодно. Я люблю осетрину, люблю бабушку, собачку, солнышко и мороз, а оказывается, есть любовь между любви — целых семь штук, и они никак не касаются ни селедки, ни катания на горных лыжах. А мы этим словом обозначаем все.
Люди все верят. Атеизм — это ведь тоже вера. Люди верят, что Бога нет. Тут некоторые могут спорить, но не надо путать религию и веру. Религия — это поклонение, а поклоняться можно и без веры. Меня как-то давно спросил батюшка:
— Ты веришь?
— Что-то есть, — ответила я.
— Что ты сказала? То есть ты — кто-то, но ты считаешь, что есть что-то? То есть ты можешь сказать Богу, личности, что Он что-то, а ты вроде как кто-то?
Есть люди, которые верят в кого-то, а есть — которые верят во что-то. Жить подозрительным сложно, но доверять людям, как тебе доверяет маленький щенок или ребенок, я тоже не могу, потому что у меня есть некоторый опыт общения с людьми. Конечно, я не подозреваю никого заранее, но мне достаточно внимательно посмотреть на человека, чтобы кое-что про него понять. И если я вижу что-то, то я не буду себя переубеждать, я просто отойду в сторону.
Я верю, что после смерти нас кто-то ждет. Если говорить о наказании, то, как подсказывает логика без всякой веры, если ребенку говорят, что самовар горячий, а он идет проверить и обжигает руки, то его уже не надо наказывать, он и так уже все понял. Другой вопрос, что самовар не всегда горячий. Ну кто тебя наказал? Не переходи дорогу в неположенном месте — если тебя сбила машина, не говори: «За что мне это?» За то.
Бог — это не мораль. Мораль и нравственность никакого отношения к Богу не имеют. В одном племени считается хорошим поступком, если мы ограбим соседей. Мы у них корову украдем, и это хорошо. А вот если они у нас корову украдут, это плохо. Мораль такова: когда мы воруем, это хорошо, а когда нас грабят, это плохо.
Психика человека так устроена, что он всегда верит в хорошее. Другой вопрос, что веры могут быть разные. Вера для меня не требует доказательств. Я же не Иммануил Кант. Как вера может требовать доказательств, если ты веришь? Доказывать надо тому, кто не верит. У Луначарского был диспут с Иларионом Троицким: Луначарский говорил о том, что человек произошел от обезьяны, а Иларион Троицкий доказывал, что человека создал Господь. Диспут затянулся, и, чтобы его прекратить, Иларион сказал: «Давайте так: вы произошли от обезьяны, а меня создал Бог». Все, какие могут быть доказательства? Пойдемте пить чай.
Стоит ли ходить в церковь за ответами на вопросы, каждый решает сам. Однажды я спросила у батюшки, что мне делать. «Не делайте того, чего не понимаете», — был ответ. А вокруг меня тогда много всего происходило. Я поняла, что ничего не понимаю, и стала разбираться. Для меня это был хороший совет.
У нас очень много проблем от нашей дремучести и от того, что люди не хотят читать и узнавать. Приведу пример от Алексея Ильича Осипова. Какой иконе надо молиться от пьянства? «Неупиваемая чаша». А почему? Слышу звон, да не знаю, где он. Называется «Неупиваемая чаша милости Божьей». Если на иконе изображена чаша, то это потир для причастия, а не чаша для опохмелки. Осипов говорит: «Как же так? Там есть Господь, к которому мы обращаемся. Тогда почему от пьянства надо именно этой иконе молиться? Ведь Богородица одна, ты Богородице молишься или иконе с рисунком?»
Веру в себя мы, конечно, теряем периодически, по нескольку раз в день. Но обстоятельства жизни таковы, что я не могу себе этого позволить. Если я потеряю веру в себя в эфире, то наступит тишина в прямом эфире радио. И что же я буду делать, когда на меня смотрит тысяча человек в театре, а я потеряла веру в себя и текст не могу сказать? Делаешь, и все. Не надо думать о том, сможешь или не сможешь. Если будешь так думать, никогда ничего не сделаешь. Делай, и получится.
В кого же я верю? Я верю в Господа нашего Иисуса Христа. Я верю, что Он родился, был распят при Понтии Пилате и воскрес. Часто говорят о том, а что бы я спросил при встрече с Богом. Я бы не осмелилась даже смотреть на Него.
Колонка Марии Голубкиной "Бездоказательность" опубликована в журнале "Русский пионер" №48. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
2
42132
Оставить комментарий
Комментарии (2)
-
13.09.2014 22:14 Татьяна ЧертоваКакая радость читать текст внятного, талантливого человека. Верующего во Христа. Словно благоухание исходит от текста. Порадовалась!
-
15.09.2014 16:13 Pavel TikhonovМария Голубкина училась в советской атеистической школе, но видимо плохо. Иначе понимала бы в чем критический научный подход к пониманию мира отличается от свода племенных правил 2-ухтысячелетней давности. Ну это можно лего исправить, для начала прочеть статью "Доказательность" на вики. А уже потом почитать Франса де Вааля, Докинза, Аттэнборо.
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям