Классный журнал

Протоиерей Всеволод Чаплин Протоиерей Всеволод
Чаплин

Между Небом и землей

26 сентября 2014 10:50
Протоиерей Всеволод Чаплин вспоминает, как он впервые увидел Бога и как потом исповедовал людей, для которых стяжательство, блуд, жестокость, «жизнь для себя» были страшными пороками, а теперь считаются показателями успешности жизни. Но все-таки не для всех.

«ВЕРА есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1) — в этих словах апостола Павла чувствуется дыхание тайны. Немногие люди могут уверенно сказать, откуда вера пришла к ним. Да, кто-то воспитан в религиозной среде с детства. А кто-то пришел к вере через умопостроения, внутренние споры или споры с другими людьми. Но и в первом, и во втором случае обычно наступал момент, когда ты понимал: вера открылась тебе. И она не совсем похожа — или совсем не похожа — на то, что ты впитал в семье или придумал собственным умом.
 
Я родился в неверующей семье, думал и спорил о вечных вопросах, но Бога увидел тогда, когда подростком — впервые, почти случайно — зашел в православный храм. Послы князя Владимира, наверное, были людьми многоопытными и искушенными, но веру обрели точно так же. Можно сколько угодно иронизировать насчет иррациональности религиозного сознания. Но веру человек не изобретает и не конструирует. Более того, даже не находит самостоятельно. Ее открывает Сам Господь: через Свое слово — Библию, через созданный Им мир, через основанную Им Церковь. Главное — услышать Его голос. Не оказаться глухим из-за гордыни, чувства ложной самодостаточности, «вечного» бегства за житейской пользой и самыми вроде бы на сегодня нужными делами.
 
Евангелие учит жить по-другому. «Одно только нужно» (Лк 10:42), — говорит Иисус о слушании и исполнении Своего слова. Для христианина, как и для большинства последователей других религий, вера — главное. От нее зависит возможность войти в настоящую, вечную жизнь, по отношению к которой наша нынешняя — лишь вступительный экзамен. Бог — один, и путь к нему тоже единствен. Множества противоречащих друг другу истин не бывает, потому что в этом случае истины вовсе нет. Чтобы достойно встретиться с Богом в вечности, надо представлять Его таким, каким Он Сам себя открывает: не деревом, не политическим лидером, не гуманистом-толстовцем и уж тем более не «богом в душе», который удобен прежде всего тем, что одобряет любые проступки и вообще может быть, когда потребуется, введен в режим гибернации. Нет, Бог нас милует и судит, наставляет и наказывает, и вера — это способность не только Его слушать, но и отличать Его от идолов, фантомов, бесов. Именно поэтому вера должна быть истинной.
 
Веру нельзя отделить от жизни — мыслей, слов, поступков. Не случайно апостол Иаков пишет: «Вера без дел мертва» (Иак 2:17). Искренняя вера, как и любое другое мировоззрение, не может не проявляться в поведении человека или сообщества — иначе их останется только обвинить в лицемерии. Уже Ветхий и Новый Заветы, не говоря о более позднем церковном наследии, дают множество рекомендаций о том, как верующий человек призван вести себя в быту, в экономике, в управлении, на войне, в личных отношениях. Да, какие-то из этих советов относятся к другой эпохе и к ее реалиям. Но, согласитесь, хорошие и дурные поступки — говоря церковным языком, добродетели и грехи — со временем не меняются. Не меняются и связанные с верой нравственные ценности, которые хороши не тем, что они старые — в прежние времена и дурного было немало, — а тем, что вечные. Потому что установлены вечным и неизменным Богом. И по большому счету не важно, в моде сегодня эти ценности или нет, принимаются большинством людей или отвергаются. Они просто есть. И отступление от них в конце концов делает несчастными и человека, и общество. Мне приходилось исповедовать немало людей, страдавших пороками, которые сегодня объявляются не просто нормой, а чуть ли не показателями полноты и успешности жизни: стяжательством, блудом, жестокостью и черствостью к ближним, эгоизмом, «жизнью для себя». Так вот, все эти люди отнюдь не были счастливы. Картинка успешного порока — картинка ложная. И не случайно, сопоставляя истинную веру и вечные ценности с собственной жизнью, построенной по лекалам ложного успеха, исповедники плакали, говорили об отчаянии, жалели о впустую потраченном времени — иногда о целых десятилетиях. Зная это, настоящий христианин, как и настоящий мусульманин, иудей, буддист, никогда не будет прятать от окружающих свою веру и связанный с ней опыт — духовный, нравственный, социальный. Наоборот, верующий всегда будет свидетельствовать о нем, используя любые доступные средства, в том числе информационные и общественные механизмы своего времени. И будет стараться, насколько возможно, применить правду веры к обустройству жизни — не только своей собственной, но и своей семьи, рода, народа. Между прочим, имея на это ровно такое же право, как и сторонник любого другого мировоззрения.
 
Веру нельзя ограничить стенами храмов и жилищ — этого не получилось ни у жестоких гонителей, ни у надменных скептиков, ни у хитро умных манипуляторов, ни даже у тех верующих, которые пытались спрятаться от сложностей окружающего мира и от «нечистых» современников. И, значит, вера остается неистребимой частью общественного пространства даже для неверующих. Не переставая при этом быть тайной — тайной отношений человека и Бога.

Колонка Всеволода Чаплина «Между Небом и землей» опубликована в журнале "Русский пионер" №48Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск". 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (2)

  • Валерия Демидова Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас.
    •  
      Мусульмане с верой в бога с удовольствием режут глотки "неверным", а "православные" хохлы с верой в Исуса гонят "попов-московитов" с их лона... и т.д. Мы находимся в состоянии кризиса религии и не надо смешивать веру с примитивной религиозностью...
48 «Русский пионер» №48
(Сентябрь ‘2014 — Сентябрь 2014)
Тема: ВЕРА
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям