Классный журнал

02 октября 2014 10:25
Писатель Александр Кабаков настаивает, что его ощущения суть знания, и верит, ибо абсурдно. Такова и его колонка: когда прочтешь ее, появляется ощущение, что ты это уже знаешь и даже знал всегда, хоть это, конечно, и абсурдно, потому что писатель Александр Кабаков не повторяется — даже в твоих собственных мыслях.

…И МАТЬ ИХ СОФИЯ… Вот идет постоять на службе, выкроив полчаса между фитнесом и утренним знакомством с индексами, опытный православный, крестившийся еще при советской власти. Остановите его предложением сыграть в ассоциации: что приходит ему на ум при слове «вера»? Ну, знакомые девушки Верочка, Надя и Люба, не говоря уж об их солидной мамаше Соне — правда, несколько сомнительной в смысле славянства: ни одной русской Сони не знаю… А еще? Ну, одна молитва, типа символ, в которой при мысленном произношении постоянно путается последовательность абзацев, или как там они называются, так что приходится заглядывать в текст… А кроме? И тут оказывается, что мой собеседник прекрасно образован. «Верю, ибо абсурдно!» — радостно выкрикивает он, тут же поясняя, что это когда-то сказал какой-то мужик, который, видимо, имел на церковь зуб не меньше, чем теперешние креаклы. То есть вот такой я, что верю во всякую чепуху, и никто мне не указ… Принципиальный был. На этом наш богослов, гордо носящий интеллигентный небольшой крест под приталенной рубашкой, прекратит исторические отступления и продолжит путь к храму. Потому что, как сказано в кино, зачем дорога, если она не ведет к храму?
 
…Древний христианский мыслитель Тертуллиан однажды действительно высказался в этом роде — правда, не дословно так, но в цитатах осталось именно это: «Credo, quia absurdum». Примерно то же самое — тьфу, не к ночи будь помянут — произошло с искусствами и Лениным: осталось «важнейшим» только кино, а цирк как-то сократили… В кратком виде цитату из бедняги Тертуллиана приватизировали как раз его абсолютные оппоненты — атеисты вообще и даже так называемые воинствующие. Так же, как наш культурный утренний прихожанин, они понимают сами и объясняют другим весьма непростое высказывание религиозного мудреца в прямом, как штыковая лопата, смысле. Мол, ага, сам сказал: абсурд! То есть муть все ваши Писания, или, вежливо выражаясь, абсурд. А поскольку вы за них держитесь, испытывая по научной недостаточности страх перед реальностью, то вы и говорите без всякой логики: верую, потому что абсурд, нелепость и выдумки. В свое время такими аргументами, не смущаясь их стоеросовостью, охотно пользовался самый культурный большевик и бездарный драматург Луначарский, сейчас атеисты к ним не прибегают, поскольку по сравнению с наркомом они мало начитаны, — в основном напирают на то, что Бог не должен позволять архиереям ездить на Mercedes. Как будто Он заведует гаражом… Впрочем, ладно — вернемся к вере и абсурду. Вот я пишу эту заметку на ноутбуке ASUS, чтоб он провалился: курсор самопроизвольно прыгает со строчки на строчку, а недавно он невосстановимо сожрал полторы страницы текста. В окно шпарит злобное закатное солнце, за окном носятся сельские дети на квадроциклах, в первом этаже домочадцы смотрят по телевизору войну. Мысль не дает себя изречь, по завету классика немедленно превращаясь в ложь. Сейчас я плюну на крайний срок сдачи заказа и, потный от интеллектуальных усилий, повалюсь на диван… ВЕРЮ ли я во все это? Нет, не верю — я это ЗНАЮ. Как знаю, что всякий телевизор врет, что квадроциклы будут ездить до полуночи и позже, что «мысль изреченная есть ложь» и что литературная работа — каторга. Я это ЗНАЮ благодаря собственным ощущениям и накопленному до меня опыту. Мои ощущения, как и бином Ньютона, и бозон Хиггса, суть ЗНАНИЯ. Опыт, сын ошибок трудных, — это наука. Она логична, в ней нет ничего, что не могли бы мы понять путем старательной подготовки к ЕГЭ и чтения сообщений об очередных открытиях британских ученых. Абсурду, нелепости тут нет места. А вот без малого две тысячи лет назад одного сравнительно молодого Человека в Иерусалиме казнили на кресте. На третий день Он воскрес, поскольку был Он и Человек, и сын Божий, и взошел на небеса, и сидит справа от своего Отца. И настанет день, когда Он будет судить живых и мертвых…
 
ЗНАТЬ это невозможно. Это нелепость, то есть АБСУРД. Как это — и Человек, и сын Божий? Из физики известно, что частица может быть одновременно и материальной частицей, и волной, но это проверено и подтвердилось.
 
Это ЗНАНИЕ.
 
А Спаситель?
 
В Него можно только ВЕРИТЬ. В Его Воскресение, в камень, отваленный от входа в пещеру, в ангела подле и в жен-мироносиц… Это не проверяется никаким нашим опытом, не подтверждается никакими выкладками. Это противоречит всему реальному — и потому абсурд. Но раз это абсурд, я не буду требовать доказательств — с меня достаточно просто веры. Когда веришь, доказательства не нужны. Он был распят за нас, вот и все. Верю, потому что абсурдно. Потому что в голове у меня мозги, и в них Иисус не вмещается. «Абсурдно» — в наших мозгах. А «верю» — в том, что для простоты называется душой.
 
Если мозги не справляются, значит — абсурд. Если абсурд, но истинно — я верю. Просто верю, вот и все. Верю, потому что абсурдно, нелепо — и ничего не остается, кроме как верить. А как еще быть с Истиной, которая истинна, но нелепа? Абсурдность Истины — не основание для того, чтобы не верить в нее.
Credo, quia absurdum.
Верю. А куда же деваться…

Колонка Александра Кабакова «Credo» опубликована в журнале "Русский пионер" №48Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".

 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Валерия Демидова Вместе с религией и верой в общество просочилось мракобесие, которое может затоптать мораль и нравственность.
48 «Русский пионер» №48
(Сентябрь ‘2014 — Сентябрь 2014)
Тема: ВЕРА
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям