Классный журнал

Мартынов
Без композиторов
20 января 2014 17:00
Беспощадный приговор композиторам выносит Владимир Мартынов. Двойная беспощадность приговора состоит в том, что сегодня Владимир Мартынов является, возможно, самым сильным российским композитором. Знает, о чем говорит.
О том, что происходит с музыкой сегодня, можно рассказать в трех «простых» словах. Конец композиторской эпохи. Власть над музыкой принадлежала композиторам ровно тысячу лет, и это время завершилось буквально на наших глазах. Фигура властителя, автора, композитора сходит с мировой сцены.Что же произошло? Надо четко понимать, что композиторская деятельность возможна только при соблюдении одного важного технологического условия — нотного текста, записанного на бумаге. Собственно, с того момента, когда бенедиктинский монах и учитель хорового пения Гвидо Аретинский в XI веке изобрел нотный стан и систему линейной нотации, на земле стали появляться профессиональные композиторы. Люди, которые сочиняли и записывали музыку раньше, чем она звучала в жизни. Кульминация этой эпохи началась с изобретением Гутенбергом печатного станка, а ее закат — с изобретением звукозаписи. В XVI—XIX веках музыка не мыслилась отдельно от напечатанных нот. А в начале XX века первые джазовые пластинки записывались людьми, не знавшими ни нотной, никакой другой грамоты.
Сегодня же само технологическое условие перестало быть условием. Можно сказать, что музыка обрела независимость от нотного текста. Компьютерная музыка в бумажной партитуре вообще не нуждается, точно так же как и в привычной форме записи нот. Автор в появившихся джазе и роке не играет столь значимой роли. В музыке традиционных культур, будь то африканской, индейской, австралийской, народной русской, авторов как не было, так и нет.
С другой стороны, в XIX веке личность композитора пользовалась привилегией быть символом самоидентификации. Композитор считался носителем национального духа. Говорим «Вагнер» — думаем про Германию. В Польше — Шопен, в Венгрии — Лист, в Норвегии — Григ, в России — Мусоргский и т.д. Сегодня на такую роль не претендует ни один из известных композиторов.
Приходится признавать, что за последние сорок-пятьдесят лет в мире не появилось ни одной новой фундаментальной музыкальной идеи. Не создано ни одной школы или направления. Последним композитором, которого публика после исполнения несла на руках, был Игорь Стравинский…
Конечно, вышесказанное не означает, что вместе с композиторами исчезнет и музыка. Музыка девальвируется, превращается в фон, теряет свой метафизический смысл. Поиск же новых идей идет в лагере некомпозиторских течений, самых неожиданных, таких как ambient, noise, и даже в работе диджеев.
Мы живем на стыке эпох. Мы стоим в преддверии больших, если не сказать катастрофических, перемен в сознании человека. Но какими они будут — не музыкальный вопрос.
- Все статьи автора Читать все
-
-
22.04.2025Обращение к архаике 2
-
1
33304
Оставить комментарий
Комментарии (1)
-
21.01.2014 17:05 Муса ЛодзьСобственно, в литературе идёт тот же процесс...
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников2 4927Танцы. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников2 9396Февраль. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 13835Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 15803Коллекционер. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова14478Литературный загород
-
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям