Классный журнал

Марина Лошак Марина
Лошак

Искусство требует

30 сентября 2013 18:50
Новый директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак демонстрирует свое отношение к моде на современное искусство. Недлинно. Емко. Современно. Своевременно.

«Автору хочется верить и надеяться, что работа всей его жизни является частью перемены, а единственная антитеза движению есть неподвижность, застой, смерть».
 
Уильям Фолкнер. «Особняк»
 
 
Так сложилось, что в Москве либо любят-обожают современное искусство, либо не любят — ненавидят его. Собственно, так, как и со всем остальным. Нет середины, то есть равновесия. Мне не понятно, почему так нервно надо к этому относиться.
 
Мы живем в сегодняшнем мире, со всем, что он несет, говорим на живом языке и общаемся с нашими детьми, которые любят громкий звук, крупную, ясную картинку, ценят возможность участия и взаимодействия. То искусство, которое мы называем современным, — часть этого мира.
 
Его покупают, чтобы оно  стало частью интерьера. Самые впечатляющие картинки в глянцевых журналах — прекрасные дома, где объекты актуального современного искусства — важная часть работы дизайнера.
 
Грустно, что часто предметы искусства выглядят очень вспомогательно в этих очень похожих друг на друга пространствах. Часто, но не всегда.
 
Есть большие удачи, когда  еще не коллекция, но предчувствие, что она может случиться, утверждает вкус владельца жилища. Был момент, еще относительно недавно, когда  казалось, что коллекционеров современного искусства становится все больше и больше. Ощущение, что вот-вот количество перерастет в качество и мы обретем частные музеи и некоммерческие фонды, не вполне подтвердилось. Хотя у нас есть «Винзавод», «Фабрика», фонд культуры «Екатерина», «Гараж», Stella Art Foundation, музей Игоря Маркина и другие, не менее достойные институции, без участия которых невозможно представить сегодняшнюю Москву.
Современные офисы нашего города — подтверждение социального статуса их хозяина. Отличные вещи важнейших заказных художников умело вписаны в их интерьеры. Те, кто отважно доверился профессиональным советчикам, оказались в выигрыше.
 
Как в случае с моим добрым знакомым — крупнейшим бизнесменом, работающим в Лондоне. Это очень талантливый человек, довольно далекий от искусства, особенно современного. Тем не менее при встрече он сказал, что недавно приобрел очень известную работу Демиана Херста и повесил в своем офисе. В ответ на мой удивленный взгляд улыбнулся. Конечно, он прозорливее меня.
 
Те, кто порекомендовал ему  сделать этот шаг, были профессионалами, точно понимающими, что должно в этом месте быть отражением социального имиджа такого крупного человека. Но не только это. А еще и участие в попечительских советах крупных музеев, благотворительность разного рода и т.д.
 
Москва наполнена современным  искусством.
 
Публика, которая ходит на выставки современного искусства в Москве, делится на две категории (собственно, как и сами выставки). Серьезные осмысленные профессиональные проекты, которые инсталлируются в музеях и «умных» галереях, посещаются не случайными зрителями, насмотренными, искушенными, понимающими, куда и зачем пришли.
 
Такие выставки можно найти  в ММСИ, Мультимедиа Арт музее, МВО «Манеж», ГЦСИ, XL gallery, галерее «Триумф» и других. На открытиях подобных проектов все знают всех, рады друг другу, возможности не только увидеть что-то важное, но и ощутить свою включенность в некую профессионально-цеховую ситуацию.
 
Довольно часто, точнее, практически  ежедневно открываются выставки «нарядного искусства» для «нарядных  людей».
 
Самые разные приятные и красивые люди проводят свободное время на открытиях таких выставок, так же как в театре, на кинопремьере, в модном ресторане. Вещи, участвующие в подобных акциях, тоже называют современным искусством, хотя в основном они носят декоративный характер и призваны украсить, порадовать взгляд и вызвать возглас «WOW!».
 
Любить современное искусство  сейчас очень модно. А так как мы живем в городе, где модно значит хорошо, то очевидно, что количество людей, подтвердивших свою любовь к актуальному искусству, достаточно представительно.
 
Эти две группы зрителей соединяются  во время Московского биеннале современного искусства, или в венецианском «Арсенале», или на открытии Art Basel, Frize Art Fair, Fiac Art Fair. Но не на Documenta в Касселе.
 
Мода до Documenta не докатилась, там бродят скромные люди разного возраста с рюкзаками и в удобной обуви — кураторы, музейщики, галеристы.
 
Мне кажется, надо всем нам  использовать это обстоятельство и делать как можно больше Хороших выставок и Хороших художников. Пополнять коллекции современного искусства наших музеев.
 
К сожалению, мы опоздали лет  на 15—20. Сейчас это будет дороговато. Но умные пути всегда будут найдены, если правильно сформирована задача — воспитать хороший вкус, независимость суждений, обрести путь к внутренней свободе.
 
Как говорил Валентин Катаев: «Пусть мной руководит отныне воображение  и чувство».
 
Статья Марины Лошак "Искусство требует" опубликована в журнале "Русский пионер" №39.
 
Читать все статьи автора.
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • комаров валерий Искусство даже "современное" должно оставаться искусством, т.е. оставаться в рамках генеральной линии его тысячелетнего развития.
39 «Русский пионер» №39
(Сентябрь ‘2013 — Сентябрь 2013)
Тема: МОДА
Статьи по теме
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям
 
Новое