Классный журнал

Михаил Довженко Михаил
Довженко

Именем Довженко

15 февраля 2013 14:50
Кто-то попадает в киномир путем изнурительных уроков, кто-то посредством личных связей, а кто-то сразу рождается в этом мире. Просто потому, что фамилия такая. Михаил Довженко о фамильных ценностях. И яблоках.

Каждый раз, когда меня спрашивают, не родственник ли я «тому самому Довженко», меня так и тянет сказать что-то вроде: «Мы в семье предпочитаем не затрагивать этот вопрос…» Или: «Все мы чьи-то родственники…» Раз спрашивающие не знают о существовании Википедии, зачем им знать о «родственниках Довженко»?

Единственная «родственная» связь с Александром Петровичем у меня случалась несколько лет подряд в августе, когда я работал на «Мосфильме». Там напротив центрального корпуса есть яблоневый сад, который и посадил тот самый Довженко. Многие мои знакомые не раз вместе со мной трясли там деревья, по-детски радуясь каждому упавшему на голову яблоку. Они, кстати, там не очень вкусные. Зато «кинематографически-исторические», каждый раз думали мы, надкусывая очередное «яблоко Довженко»…

Причем вряд ли кто-то из спрашивающих о родстве знает название хоть одного фильма «мосфильмовского садовода». Я уж не говорю о том, чтобы они их посмотрели. В народных головах сидит устойчивое словосочетание «киностудия Довженко». Но современные «дети “Аватара”» уже нередко искренне считают, что Довженко — это владелец студии. Но прикоснуться к чему-то известному, пусть даже просто к фамилии, им хочется очень. Это как попросить в магазине большой подарочный пакет с написанным на нем известным брендом. И не важно, что вы в этот пакет положите…

Две последние ночи одного из кинофестивалей, который мне довелось посетить, были в этом смысле очень показательны. В событиях первой из них участвовал Сергей Светлаков. Не с фестивальным кино, конечно. Он отрабатывал промоакцию одного из своих новых фильмов. Светлаков выехал на слоне, который, кажется, привлек народного внимания больше, чем все, что происходило на фестивале в течение нескольких дней (ничто не изменилось с XVвека, когда удивить толпу проще всего было, показав ей обычного слона). И в XXI веке люди от слона были в восторге. От Светлакова — тоже.

Афтерпати в фестивальном лаунже удалось тоже. Но когда закрылся и он, веселой компанией мы отправились продолжать в ресторан гостиницы. Человек 10—15. Известные продюсеры и режиссеры, актеры и сам Светлаков искренне радовались хулиганскому азарту, который, оказывается, еще во многих сидит и развивается. А развивался он часов до семи утра. За ночь в ресторане было спето несколько десятков песен и разбито не меньшее количество тарелок. Не со зла. Просто их в какой-то момент приняли за барабанные установки. А металлические ножи — за барабанные палочки. При этом персонал гостиничного ресторана был просто счастлив оттого, что на их глазах все эти известные люди так здорово «культурно отдыхают». Какая-никакая, а причастность к знаменитостям. Хотя бы к фамилиям…

Утром Светлаков улетел, но вечером — а он был последним на фестивале — у оставшихся почему-то возникло желание повторить гостиничные подвиги. Почти той же компанией, к которой добавился один всемирно известный режиссер, обладатель венецианского «Льва», мы отправились в ставший уже родным ресторан…

И получили отпор пожестче, чем немцы «под “Икеей”». Нас просто не пустили на порог. Перед безэмоциональной девушкой — администратором ресторана в недоумении стояло полтора десятка известных лиц, искренне вопрошая: «А почему вчера было можно и вы этому только были рады, а сегодня — нет?» На что администратор ресторана (она в ту секунду явно чувствовала себя могущественнее Путина, Госдепа, НАТО и израильского Моссада, вместе взятых) уверенно ответила: «А вчера с вами был Светлаков…»

В этот момент все невольно вспомнили про российского триумфатора Венеции. Кто-то попытался тихо, не привлекая его внимания, отойти в сторону с администраторшей и вежливо объяснить ей, что, мол, к ним зашел не просто человек, а практически ходячая страница из энциклопедии мирового кино. И вроде как неудобно вот так взять и послать его ни с того ни с сего. Тем более что все так положительно настроены под занавес такого душевного фестиваля… Суровость последовавшего за этим отказа могла быть оценена разве что «челябинскими мужиками»…

И в этот момент кем-то из нас само собой вслух было произнесено что-то вроде: «Можно сколько угодно получать “Золотых львов” на престижных фестивалях, быть знаменитым во всем мире… Но пока тебя не показывают в “Нашей Раше”, для администратора отечественного ресторана ты никто…» В состоянии интеллигентской подавленности и в рассуждениях о том, насколько кто-то опять далек от народа, мы провели остаток ночи в чьем-то гостеприимном номере с классической русской водкой, которая в очередной раз выиграла приз в номинации «Лучший психоаналитик года».

С популярностью «того самого Довженко», которого когда-то до подъезда провожал сам Сталин, даже такая популярность уважаемого мною Светлакова все равно не сравнится. Да и можно ли их сравнивать? Можно ли требовать, чтобы это понимала молоденькая администраторша ресторана, родившаяся явно после 1991 года, то есть после распада той самой страны, лучшие символы которой мы используем обычно в качестве последних аргументов патриотической гордости? Только потому, что новых, таких же масштабных, вроде как и не появилось. По крайней мере, администраторша их еще не заметила. К ним не привыкла. Ведь хотя бы косвенная причастность к популярности фамилии «Светлаков» даже на уровне «постоять рядом» — это уже повод для гордости. А яблоки Довженко с «Мосфильма»… Какого Довженко?

И вообще, нужно ли ставить рядом сегодняшнюю любовь этой администраторши ресторана к сериалу «Наша Раша» и яблоки из сада, который, может быть, тоже посадит на какой-нибудь киностудии мира знаменитый российский обладатель венецианского «Золотого льва»? Станут ли они для кого-нибудь столь же значимы, как, например, яблоки Довженко для меня? Будут ли они вообще кому-то нужны?..

Вот поэтому «мы в семье предпочитаем не затрагивать этот вопрос…».

 

Статья Михаила Довженко «Именем Довженко» была опубликована в журнале «Русский пионер» №34.

Читать все статьи автора.

Все статьи автора Читать все
   
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
34 «Русский пионер» №34
(Январь ‘2013 — Март 2013)
Тема: КИНО
Статьи по теме
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям