Классный журнал

Рассудов
Торрент в помощь
1. Наверное, я родился пиратом. В детстве я перерисовывал чужие картинки, приложив их к оконному стеклу. Повзрослев, стал переписывать аудиокассеты любимых групп. Для этого у меня был блестящий красный двухкассетный магнитофон. Потом появился «видик». Но переписывать видеокассеты было не так интересно, с кино было достаточно простого обмена с друзьями. Ведь совсем не жалко поделиться тем, что ты уже посмотрел.
2. Принципиально все изменилось в начале нулевых, когда Интернет стал настолько быстрым, а протокол «БитТоррент» таким умным, что фильмы теперь стало можно качать с высокой скоростью. «БитТоррент» — дословно «стремительный поток битов». Этот протокол позволяет разбивать файл на множество маленьких кусочков, которые качаются не последовательно, а частями с ближайших компьютеров других пользователей, у которых есть этот файл. Таким образом, на торрент-трекере находится не сам файл, а информация, где он есть. И можно обмениваться фильмами, книгами и музыкой сразу с миллионами друзей!
3. Очень быстро появились трекеры на любой вкус: от православных до порно-трекеров.
4. Благодаря торрентам открылся сундук, полный богатств мирового кинематографа. Уже не только мажорные мальчики и девочки Москвы и Питера смогли смотреть авторское кино, но любой человек из таких глухих мест, где даже и кинотеатров нет и, наверное, никогда не будет.
5. Торренты запустили «декапитализацию» кинематографа: с одной стороны, расширили аудиторию, преодолев пределы столиц (capital), дойдя до самых отдаленных провинций, с другой стороны — повысили запрос на некоммерческое кино, а значит, на настоящее искусство, тот же артхаус, и таким образом повысили уровень культуры в обществе.
6. Разделение на настоящее искусство и ширпотреб условно. Конечно, бывает, что снимут какую-нибудь хрень и, чтобы хоть как-то продать, позиционируют ее как артхаус. Особенно много такого «артхауса» среди отечественного кино. Но все же искусство — это когда есть что сказать, а не когда хочется лишь продать. А чаще продается зрелище. Я не против бизнеса как такового. Я против, когда меня обманывают.
7. Торренты даже помогли развитию кинематографа. Индустрия, осознав, что сам фильм уже не является поводом идти в кинотеатр, стала привлекать зрителей новыми технологиями. Так появилось 3D. И тут торренты фильмам только в помощь. Например, «Аватар» стоит смотреть именно в 3D.
8. Но, пожалуй, вернусь к своей истории. Качать фильм и только потом смотреть мне казалось совершенно неправильным. И мы с одним другом стали искать технологию, как сделать онлайн-кинотеатр, который бы подкачивал фильм с торрентов, но показывал его здесь и сейчас. Технология оказалась несложной, и мы запустили Piratskoe.tv(сегодня домен уже не работает). Идея Пиратского телевидения не была нашим изобретением. Оно уже существовало в начале 90-х в Санкт-Петербурге. ПТВ было издевательством над государственным телевещанием, в нем были инсинуации и провокации, эксперименты и поиск. Это был проект пионеров российского видеоарта, тогда еще молодых авангардных художников Владислава Мамышева-Монро, Тимура Новикова. В съемках принимали участие Сергей Бугаев-Африка, Сергей Курехин и другие. Мы отчасти хотели восстановить дух старого ПТВ и стали снимать концерты, интервью, передачи. Но основной поток был все-таки из фильмов, подкачанных с торрентов. Все это происходило лет пять назад, когда «большое» интернет-телевидение еще только-только зарождалось. Радости не было предела: я — веб-Константин-Эрнст! Но недолго. Как выяснилось, есть какие-то правообладатели, которые могут меня посадить в тюрьму на долгих шесть лет. И Пиратское телевидение на тот момент пришлось закрыть. Оказывается, по нашим законам качать фильмы можно, а распространять (делиться) нельзя. Изучая проблемы авторских прав, я познакомился с Пиратской партией России, но это уже немного другая история.
9. Правообладатели — это не авторы, а торговцы правами авторов. Авторам с проданного диска достается не больше 5—10% его стоимости. Хотя мне непонятно, неужели кто-то до сих пор покупает эти пластмассовые кружочки?
10. Правообладатели очень любят плакать о том, что их обижают злые пользователи (они их называют пиратами), которые якобы воруют у них фильмы. Даже придумали специальный термин — «интеллектуальная собственность».
11. Ну, если собственность, то почему бы им сначала не заплатить на нее налоги, а потом мы, может, и стали бы беспокоиться об охране этой «собственности». Я хочу посмотреть на Голливуд и наших продюсеров, когда им придется регистрировать свои фильмы на территории всех стран проката и платить пошлину за охрану своих прав. Вот это было бы справедливо.
12. Ведь в отличие от материальных объектов информация обладает другими качествами. Если у вас забрать свечку, это будет кража. Но если я поделюсь с вами огнем, то у нас будут две горящие свечи.
13. В отличие от материального мира цена на производство цифровых копий стремится к нулю. В новой пиратской религии Копимизма продажа цифровых копий является греховным деянием. Нельзя путать материю и информацию. Вы ведь не платите сантехнику за каждый слив унитаза.
14. Да и если не рассуждать теоретически, а посмотреть статистику, то большинство фильмов или отбиваются в первый уик-энд (месяц), или нет. Через два месяца после релиза фильма никто даже не выпиливает его с трекеров.
15. Охрана авторских прав в 70 лет после смерти автора нужна не для того, чтобы защищать наследников автора, которые не имеют никакого отношения к его труду, а для того, чтобы из-под копирайта не выходили старые фильмы. Потому что главный враг современного кино — не пираты, а старые фильмы, которые зачастую интереснее новинок. Множество кинолент рассыпается в архивах. Из-за копирайта, возможно, они уже никогда не попадут в общественное достояние и не увидят своих зрителей.
16. Особенно громко кричат американские правообладатели. Они при этом как-то забывают, что Голливуд образовался как раз из-за того, что почти 100 лет назад они сами же не захотели платить за «интеллектуальную собственность». Томас Эдисон запатентовал одну из первых кинокамер, а также кинопроизводство вместе с кинопрокатом, поэтому киношники начала XXвека бежали от патентов с Восточного побережья на Запад, где в пригороде Лос-Анджелеса и основали этот самый Голливуд.
17. На самом деле борьба с пиратством уже сама по себе стала выгодным бизнесом. Так, например, RIAA(Американская ассоциация звукозаписывающих компаний) подала иск на торрент-трекер ThePirateBayза 34 файла на 13 млн долларов. По логике RIAA, если посчитать все файлы ThePirateBay, торрент-трекер уже нанес урон в 382 биллиона долларов США, что в 46 раз превышает количество наличности на планете.
18. Совсем недавно компания Microsoftвыпустила телевизор со встроенным Кинектом (реагирует на движение), который будет отслеживать, чтобы вы смотрели кино в гордом одиночестве, без друзей, так как на них лицензия не рассчитана, или доплачивали за каждого друга. Я вас уверяю, не только в России друзья будут завешивать тряпочкой наимоднейший Кинект и наслаждаться миром грез, нанося колоссальные убытки продюсерам фильмов. Так что пиратом стать не трудно. Смотрите фильмы, делитесь ими с друзьями.
19. Конечно, пиратство бывает разное. Снимать в кинотеатре и потом продавать фильм — неправильно. Фильм должен иметь возможность отбиться в прокате. Вообще, нечестно зарабатывать на чужом труде, не делясь с автором. Поэтому мы в Пиратской партии не одобряем производителей контрафактных дисков, которые торгуют ими у метро.
20. Надо признать, что в 90-е годы именно благодаря контрафактным дискам мы научились пользоваться компьютерами. В общем-то, тогда все и сели на «винду». По этому поводу, кстати, Билл Гейтс тогда не скрывал своей радости: «Сегодня они пользуются пиратским Windows, через пять лет они его купят». Так и произошло. Пираты расширили рынок для Microsoft.
21. В обществе до сих пор остается миф о том, что пираты что-то воруют. На самом деле мы делаем промоушен. Причем бесплатно. Посмотрите, все больше музыкантов выкладывают свои записи в открытый доступ. MP3-файлы перестали обладать какой-либо стоимостью, это промоматериал, флаер, который тебе раздают, чтобы ты пришел на концерт.
22. Все разговоры о копирайте — по сути, монополии на копирование — идут из темного Средневековья. Впервые копирайт появился в Англии в XVIвеке с целью ввести цензуру. Любое ограничение конкуренции ведет к застою всей отрасли, нарушению прав потребителей и в конечном счете самих авторов.
23. Копирайт вреден, богомерзок и глуп. Маленькая буковка С в кружочке, которую до сих пор ставят почти на каждый сайт, означает, что любое копирование без разрешения запрещено. Например, если я, автор данной статьи, скопирую ее в свой личный блог, то «Русский пионер» может подать на меня в суд за причиненный ущерб. На самом деле поисковые машины уже давно учитывают источник, где материал был опубликован впервые. Первоисточник обладает большим весом, чем копии. Более того, чем больше копий, тем выше рейтинг первоисточника, тем чаще и выше будет в поисковой выдаче появляться «Русский пионер».
24. Образ пиратов, разрушающих индустрию, выгоден только бездарностям. Куда как проще объяснить провал очередного унылого фильма пиратами, а не собственной творческой импотенцией.
25. На самом деле пираты полезны. Полезны авторам, произведения которых мы распространяем. Полезны обществу, которое образовывается, получая произведения авторов. В конечном счете деятельность пиратов нужна для прогресса всего человечества, которому нужен свободный обмен информацией.
Статья Павла Рассудова «Торрент в помощь» была опубликована в журнале «Русский пионер» №34.
Комментарии (2)
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников1 732Февраль. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 5760Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 7766Коллекционер. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова8605Литературный загород -
Андрей
Колесников12196Атом. Будущее. Анонс номера от главного редактора
-
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
Неубедительно.