Классный журнал

Андрей Макаревич Андрей
Макаревич

Только и всего

01 декабря 2012 23:57
Музыкант Андрей Макаревич старается академически осмыслить понятие «совесть», а в итоге остается Андреем Макаревичем, которого мы так хорошо знаем: «Все очень просто…». За эту простоту, которая лучше любой сложности, мы его так любим.

«У тебя совесть есть?!» — очень яркий окрик из детства. Ничего хорошего не предвещающий.

Между прочим, слова, которыми мы пользуемся чаще всего, обычно с трудом поддаются расшифровке. Ну-ка, что такое совесть? Как всегда, полез в словари.

Первый сюрприз: у Даля в словаре слово «совесть» отсутствует. Вот те на. Такое русское понятие. Казалось бы.

В остальных — примерно одинаково: происходит от старославянского, а старославянское — от греческого, означает понятие морального сознания, внутреннюю убежденность в том, что является добром и злом (чепуха, кстати: внутренние убеждения по этому поводу могут быть очень разными), чувство нравственной ответственности за поведение. Отдельная песня — в «Философском словаре», издательство политической литературы, 1981 год. Это надо прослушать целиком, стоя. «Совесть — этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону ее самосознания. В отличие от мотива (чувство долга), С. включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед об-вом. С. обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), как, скажем, чувство чести и личного достоинства, но полностью отдавать себя служению об-ву, передовому классу, человечеству. С., кроме того, предполагает способность индивида критически относиться равно к своим и чужим мнениям в соответствии с объективными потребностями об-ва, а также ответственность человека не только за собственные действия, но и за все то, что происходит вокруг него. С. — общественно-воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объективных условиях, в к-рые он поставлен. Как активная ответная реакция человека на требования об-ва и его прогрессивного развития С. является не только внутренним двигателем нравственного самосовершенствования личности, но и стимулом ее деятельно-практического отношения к действительности. С. может проявляться как в рациональной форме сознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний (“угрызения С.”). Воспитание в каждом человеке С. — одна из важных сторон формирования коммунистической нравственности».

Господи, как мы во всем этом жили? Вот повезло молодым!

А по мне, совесть — это присутствие Бога в человеке. Только-то и всего. И она, совесть (как и благородство), заставляет человека поступать вопреки собственной выгоде — во всяком случае, очень часто. И придумал это не я — я эту мысль вычитал у Толстого, давным-давно, названия работы сейчас так и не вспомнил. Он и само слово расшифровывает соответственно: «-весть» (читай — благая) и «со-» — то, что с тобой. В словарях такого нет. Человек без совести — человек без Бога в душе. Сплошь и рядом.

Один американский солдат сказал: «Бог соткан из веры. Больше веры — больше Бога. Нет веры — нет Бога». Все правильно. Только веры настоящей, а не призванной на временную службу государством. Можно сколько угодно кричать о защите чувств верующих, размахивая кадилом, — Бога в нас больше не станет. Боюсь, наоборот. И еще боюсь — им это совершенно не важно.

Вот и все. Извините за несколько излишнюю серьезность.

А Толстого церковь уже тогда долбала. Может, не так уж все и изменилось?

 

Статья Андрея Макаревича «Только и всего» была опубликована в журнале «Русский пионер» №33.

Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • justice
    11.12.2012 17:18 justice
    У Макаревича получается, что совесть это бог и что без бога нет совести. Выходит, человек сам, без помощи бога, не может старушку через дорогу перевести, котёнка голодного подобрать или родину защитить? Какое упрощённое понятие совести и какое куцее представление о боге! А человека и вовсе с говном сравняли -- сам-то он получается никто, просто какая-то удобная ёмкость или контейнер для бога, которому было скучно просто так, самому, переводить через дорогу старушек и он создал для этого людей, забрался к ним вовнутрь и оттуда управляет. Впрочем, если Макаревич, приравняв людей к круглому нулю, ссылается на бога, то он должен помнить, что богу, где бы тот ни находился, хорошо видна всяческая лукавость, даже та, что, сокрывшись под благородной личиной, вроде как не "размахивает кадилом".
33 «Русский пионер» №33
(Декабрь ‘2012 — Январь 2012)
Тема: совесть
Статьи по теме
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям