Классный журнал
Собчак
Один как путь
В какой-то момент жизни случилось осознание простого факта: нет никаких таких путей и лабиринтов дорог, которые выбираем мы или которые выбирают нас. В том смысле, что нет никакой инвариантности, как, впрочем, нет и предрешенности путей. Все, господа, гораздо хуже — Путь один. В смысле того, что все главные мировые религии, все величайшие философы современности и светила мировой психологии на самом деле бесконечно и по-разному описывают один и тот же путь. И совершенно не важно, верующий ты человек или нет, считаешь ли ты религию величайшим изобретением человечества или веришь всей душой в Христа или Будду, — важно другое: как только ты начинаешь нарушать законы мироздания, жизнь неизменно дает тебе оплеуху за оплеухой. Можно называть это кармой, судьбой, случайностью или просто дурацкими обстоятельствами, но если ты нарушаешь законы большого Пути, ты неизменно сваливаешься на обочину, с которой нет никакой другой тропинки или обходного лаза, — трагедия, что с этой обочины тебе надо все равно встать, отряхнуться и идти этим Путем. И никаким другим.
Позволю себе привести совсем земной и даже, может быть, оскорбительный для чувств определенных верующих пример. Законы человеческого метаболизма работают независимо от того, веришь ты в них или нет. И в данном контексте, если хочешь похудеть и быть стройным, а не человеком «в складку», есть только один Путь — мало есть. Этот «Путь» может быть обернут в упаковку любой идеи — раздельного питания, белковой диеты, углеводной диеты и даже шоколадной, — но суть все равно одна: отказ от лишних калорий и самоограничение в еде. И тут можно беситься, не принимать эту страшную правду жизни, но другого пути к здоровью и худобе нет — единственное, что человеку позволяется выбрать, это то, каким шагом и методом проходить этот путь.
В глобальном поле жизни примерно та же схема: можешь быть буддистом, можешь агностиком и атеистом, но если перестаешь соблюдать фундаментальные правила Пути — жизнь наказывает тебя. «Что же это за путь такой?» — уже в нетерпении задается вопросом любопытный читатель.
Путь усмирения своего эго. Путь, когда перестаешь презирать и ненавидеть врагов и находишь силы их полюбить, путь, когда ты смотришь на мир не как на врага, а как на лучшего друга… В одном предложении я формулирую это так: ты «на пути» тогда, когда ты не делаешь ничего, что бы ты не сделал, если бы знал, что это последний день твоей жизни… Вот каждый свой поступок сверяешь с этим ощущением — и тогда быстро двигаешься вперед по пути жизни и чувствуешь крылья за спиной. Иногда идти так страшно, так не хочется — впереди столько угроз — и так хочется сослаться на неких «всех остальных», которые проживают всю свою жизнь, исключительно теша свое эго и самолюбие, и уходят из жизни, так и не узнав, кто же они на самом деле. И думаешь: но если они так могут, почему я должен принимать все эти страхи и страдания и проталкиваться вперед, усмиряя гордыню, самолюбие и самого себя? И ты приседаешь на своем пути или топаешь ногами в бессилии, кидаешься мелкими камешками вперед и как бы кричишь: «Путь, я ненавижу тебя за то, что ты такой сложный, но главное, я ненавижу тебя за твою безальтернативность», и сидишь и плачешь, и иногда в течение жизни даже начинаешь идти назад — но чем старше становишься, тем лучше осознаешь: Бог не оставил нам двух дорог, и тут нет перекрестков, есть просто дорога — тяжелая и изнуряющая, на ней свет. И есть отсутствие такой дороги и отсутствие света. Вот и весь наш выбор.
Именно поэтому я считаю, что если бы, как в анекдоте, Иисус встретился с Буддой и с Магометом, им, в отличие от нас, было бы не о чем спорить — познавший истину видит осколок этой истины в каждом. И каждый, кто прошел этот путь, знает, что добраться до него можно самыми разными методами — через дыхательные практики, молитвы, паломничество или просто мирскую жизнь, — но путь познания всегда неизменен. Отречься от себя, от своих мелких интересов и страстишек и любить окружающих больше себя — вот главное испытание нашей жизни, а не карьера или самореализация. Точнее, это и есть наша главная самореализация — как духовных существ…
И последнее про единый путь к свету — некая усмешка судьбы всем нам.
Монахи-отшельники во всех религиозных учениях считаются наиболее приближенными к некой божественной благости людьми. Схимник — это полуангел-получеловек, отказавшийся от мирской суеты. В чем его жизнь? В абсолютном уединении в маленькой келье с минимумом еды и удобств. Полный самоотказ от свободы внешней ради свободы внутренней.
Убийца в гуманной стране насильно помещается почти в такие же условия: камера, минимум еды и отсутствие внешней жизни. То есть, замыкая круг, абсолютное добро встречается с абсолютным злом, давая шанс злу стать добром, пусть и через насильственное лишение свободы. И иногда это дает плоды. Где-то я недавно прочла, что у одного заключенного на пожизненный срок человека в российской тюрьме журналист, проводивший там расследование, спросил: «Почему вы добровольно отказались от ежедневной часовой прогулки и вообще не выходите из камеры?» — на что преступник, просидевший к этому времени более 10 лет в одиночной камере, ответил: «Вы знаете, мне некогда гулять — мне тут ни на что не хватает времени».
И я ему верю. Когда погружен в себя, не в свое эго, не в свои мысли, которые являются лишь рябью на воде, а именно в самого себя, — у тебя действительно ни на что не хватает времени…
Статья Ксении Собчак «Один как путь» была опубликована в журнале «Русский пионер» №32.
- Все статьи автора Читать все
-
-
07.09.2022Мой дом — мой палимпсест 1
-
22.10.2018Напуганная жизнь счастливой семьи 1
-
20.02.2018Философия цвета мимозы 31
-
14.03.2014Циничный романтизм Дубовицкого 2
-
26.02.2014Заточение в форму 5
-
10.10.2013Цирковая 1
-
23.07.2013Ребенок — не персональная мигалка 6
-
13.06.2013Я не беременна. Замуж можно выйти и по любви 1
-
05.04.2013Промокашка истории 1
-
05.03.2013Рейтинги тщеславия. Ксения Собчак о списке самых влиятельных женщин 0
-
17.09.2012Гордость и предупреждение 22
-
21.08.2012Гордость и предупреждение 1
-
Комментарии (6)
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
Как можно любить такое г... как человек?
Любви нет, есть только секс.
И про тюрму - очень круто!
Не примите это за какую-нибудь критику. Если посмотреть на это, как на "пробу пера" разве что, то это "проба пера". В начале 90-х прошлого века мне нравилось читать "раннего Быкова" -- я тогда только пытался стать Журналистом, и начинал работать в газете "Вечерний Волгоград", куда меня переманили из не менее популярных тогда "Городских вестей". Мне также нравились эти всякие обороты "умных слов, и я невольно (не копировал, и не подражал -- нет!) старался писать тексты издалека похожими на его. Шли годы, и я уже большее внимание стал уделять Добыче Информации в большей степени, чем её Подаче и изложению. Я знакомился с людьми, люди мне больше доверяли описывать их житейские дела. А бывало, что и откровенно били и грабили, и приговаривали, чтобы я не писал так больше. Тому свидетельство двойной перелом челюсти, перелом носа, и дырки от трубок-катетеров у левого легкого и ниже пупка. И сейчас снова пригрозили мне "отправить к классным врачам" после моего комментария к посту Льва Юрьевича Новоженова в Фейсбуке. От кого эти угрозы исходили на этот раз, я не запомнил, а почти сразу заблокировал этого пользователя, удалив и свой комментарий тоже, на всякий случай, чтобы "не дразнить гусей". Ваш пионерский журнал хоть и не "Новая газета", чьих журналистов не щадят так же, как когда-то не щадили меня "хулиганы". Да я и сейчас не считаю, что ДТП, в котом я оказался поздним вечером сбитым "неизвестным авто", было полной случайностью, а не подстроено кем-то из отрицательных персонажей моих материалов в газете "Время новостей".
В состоянии комы я находился после этого, со слов моей мамы Галины Васильевны не менее трех недель, после чего я долгое время ещё старался вспоминать, кто я, кем я был, и думать что-же меня может ожидать после. Поверьте, я и не могу даже подумать, что незадолго перед тем злополучным ДТП, мне приходилось изменять свой электронный адрес, чтобы избежать нежелательного спама от одного бестолкового руководителя организации "Волгоградский пресс-клуб" г-на Чеботарева. Которого я лично просил удалить мой адрес из рассылки его организации, однако тот умышленно продолжал засорять мою почту своими бесполезными и громоздкими сообщениями с прикрепленными видео-файлами! В то время, как я пользовался обычным модемом для получения и отправки сообщений по Интернету, мой трафик расходовался на прием гигабайтов мусора от этого г-на Чеботарева. Вот от него-то я попытался спрятаться изменив свой е-мейл с kutepov@rol.ru на dkutepov@rol.ru. И не хотел, чтобы этот назойливый спамер сразу вычислил меня по рассылкам других пресс-служб, и также медлил с оповещением о "корректировке моего адреса" редакции "Времени Новостей". И вот промедлил -- когда я впервые попытался связаться с сотрудницей редакции Марией Симоновой, мне сообщили по телефону редакции, что "такая здесь уже давно не работает". Я также вспоминал нашу крайнюю переписку по этому поводу, и что "меня уже передали" Елене Марковой. Когда и она не стала отвечать на мои сообщение о ДТП, о коме, о переломах и о нужде, мне уже пришлось "копнуть глубжее", и я в своём стремлении "докопаться до правды" уже был вынужден разбираться с их главным редактором.
И вот, главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Андреевич Муратов получил премию Президента из рук Самого, он уже не может принять меня сотрудником в "Новую газету", а мне уже нет возможности работать вообще нигде. Разве что у врагов, но они мне просто омерзительны. Чтобы мне "дойти до конца", и чтобы не загнуться "на половине пути", я вынужден теперь ежегодно перепроходить МСЭК, вынужден представать перед врачами в жалком виде, и демонстрировать им свои недуги в полной красе.