Классный журнал

Николай Фохт Николай
Фохт

Вот и свету конец

01 октября 2012 00:07
Никогда не поздно сделать то, что лучше сделать поздно, чем никогда: обозреватель Николай Фохт, распутавший на страницах «РП» немало застарелых тайн мироздания, в этом номере взялся за конец света. А потому, что пора бы уже: правы индейцы майя или нет, человечество и так совсем скоро узнает. Николай Фохт в своем расследовании опережает человечество.

Ну вот, добрались и до этого. До поворотного момента, до тайны окончательной. От разгадки зависит многое. Как минимум, будем ли дальше вгрызаться в секреты прошлого и настоящего или сделаем вечный передых, ультимативный перекур. Речь, конечно же, о конце света.

Стоит ли напоминать, что на нашем веку намечалось немало концов света? Думаю, стоит.

В одном только 2000-м предполагалось пережить каскад апокалипсисов. Не считая компьютерного коллапса, мир должен был рухнуть: от столкновения с астероидом Туататис, от появления второй Луны, от предсказания астролога Соболева, от предсказания астролога Ковалевского, от предсказания американского ясновидящего Эдгара Кейси, от парада планет, назначенного на старый День печати, 5 мая.

А уже в 2001-м Землю должна была всосать черная дыра.

А в 2002-м русская старообрядка Анастасия и румынский иеромонах Арсение тоже напророчили худое. Причем у румына все выходило живописно: Южный полюс соединяется с Северным, и всё при этом сгорает — выживут только чистые перед Богом.

Дальше там все по мелочи: в 2003-м Земля просто должна была распасться на части; в 2004-м — день ядерной войны из фильма «Терминатор»; потом предсказание Виссариона; потом Кузнецова.

С 2008-го по 2010-й просвещенная часть населения ждала беды от адронного коллайдера. Но не дождалась.

Потом уже повторы: опять возник Нострадамус, опять ядерная война от Скайнета — уже согласно телевизионной версии «Терминатора».

Короче говоря, все эти годы, если разобраться, ни одного спокойного, ясного года — все на грани, все по лезвию, по самому краю ходим, с огнем играем.

Но вот почему-то к предсказанию племени майя человечество отнеслось с повышенной серьезностью. Еще лет за пять стали готовиться: чуть заведешь речь о планах на любую дату после 2012 года — с усмешкой, с подковыркой вставят: на фиг — уже ведь и не будет ничего. И кредит отдавать не надо, и об отпуске на Мадейре можно не беспокоиться. Конец света — весело так, с удовлетворением.

Чем же они взяли, эти загадочные майя, чем превзошли и Нострадамуса, и Анастасию? Да и собственно, в чем предсказание? Хотя бы каким способом наступит конец: в огне ли, в воде, а то и в результате землетрясения? А может быть, вулкан типа Эйяфьятлайокудля — только помощней, со смертоносным, отравленным уже пеплом?

Шутки шутками, а задача-то обрисовалась достойная, тайна — важная, судьбоносная. К тому же у кого только не спрашивал, в чем пророчество и когда оно наступит — ни один не сказал. В один голос: майя, конец света, календарь, двадцать двенадцать.

Поэтому подошел со всей серьезностью, мобилизовался и поднатужился. Тем более выяснилось, что по обновленной корреляции календаря майя с григорианским календарем конец света приходится на мой день рождения, 23 декабря. В каком-то смысле лично для меня дополнительная мотивация. Просто любопытно: правда, что ли, такой подарок предусмотрели индейцы?

Сомнений не было, что до истины, какой бы неудобной она ни была, докопаюсь, — но сил все равно было отдано немало. Да и оптимизма, если честно, ни сам процесс, ни результат расследования не принесли.

А для начала я вспомнил про Еремея Парнова — знаменитого в свое время писателя-фантаста. Было время, да. Хорошее — тоже конец света на носу. По Нострадамусу, Земля должна была столкнуться с астероидом в районе Донбасса… Ну, как по Нострадамусу — по Александру Казанцеву, он интерпретировал строфы знаменитого визионера. Еремей Иудович тогда, можно сказать, преподал урок, как надо относиться не только к предсказаниям, но и к самому концу света. Впроброс заметив, что не Казанцев, а он сам открыл русско-советскому народу имя Нострадамуса, Парнов на собственном примере стал доказывать, как полезны такие в общем-то безумные прогнозы. Минимальная вероятность предполагаемого события, абсурдность аргументов провоцируют тем не менее тщательное изучение вопроса. Все равно, когда вопрос поставлен ребром, когда речь идет о глобальной катастрофе, которая уничтожит не только будущее цивилизации, но и ее прошлое, — всегда держишь в уме хоть полпроцента того, что все сбудется. Мы вон, напомнил знаменитый писатель, начинаем нервничать, когда ученые прогнозируют смерть нашей галактики через пару миллиардов лет, — а уж когда прогноз на ближайшие год-два… Короче говоря, по Парнову получалось, что надо наслаждаться предстоящим катаклизмом: он вот перечитывал катерны Нострадамуса, сличал переводы, пытался читать на старофранцузском, размышлял. Конечно же, в результате получилась какая-то (не помню сейчас уже) книжка — но главное, для себя он подтвердил несколько и без того известных вещей. Во-первых, Нострадамус всегда писал только о современных событиях и заглядывал вперед исключительно на кратчайший отрезок времени. Это наблюдение не отменяет, конечно, конца света как такового, но Нострадамус ни при чем. Во-вторых, уточнил Еремей Иудович, все в мире взаимосвязано и брэдбериевский «эффект бабочки» работает всегда — просто мы не замечаем этого. И как раз, в-третьих, именно для того, чтобы понять, какие факторы прошлого, какие поступки предыдущих поколений привели к нынешним заметным последствиям, сойдет и стимул «конца света». Это как предсказание гадалки или гороскопа какого-нибудь дурацкого: вы начинаете бурно анализировать свою судьбу, инвентаризировать поступки, слова, планировать свои дела более тщательно. В результате на определенном отрезке жизнь ваша становится осмысленной, судьба — управляемой, и вы получаете совершенно неожиданные плоды — негаданное повышение по службе или счастливый брак. «А гадалка предупреждала о казенном доме, например». — Писатель закончил шуткой.

Я бы и сейчас к Еремею Иудовичу за помощью поехал, да не стало его в 2009-м. Но с пророчеством майя решил действовать по его лекалам.

Для начала мне показалось важным изучить насколько можно историю этой цивилизации, вжиться в майянский быт, сродниться с психологией не только среднего представителя народа, но и, может быть, вождя, а то и жреца. Чтобы ответственно принять решение, могли ли вообще эти цивилизованные люди подложить 23 декабря нам, особенно мне, такую свинью.

Повезло — серьезно проблемой месоамериканской цивилизации занимаются недолго, меньше двухсот лет. Объем знаний накоплен относительно небольшой, все версии как на ладони.

А было так. Нью-йоркский юрист Джон Ллойд Стифенс и его помощник, архитектор и художник Фредерик Катервуд, в начале сороковых девятнадцатого века опубликовали две книжки — «Случаи из путешествий в Центральную Америку, Чиапас и Юкатан» и «Случаи из путешествия в Юкатан». С картинками. Чистый жанр записок путешественника; статус первооткрывателя давал автору право на любую беллетристику, на лирические отступления — их в трудах Стифенса достаточно. Два путешествия по Центральной Америке описаны эмоционально, романтически даже. Скрупулезные иллюстрации Катервуда обнаружили сначала американскому, а затем и мировому читателю уникальную цивилизацию коренных американцев. Ну, к уникальности в прямом смысле еще вернемся. В любом случае для «белых» стало, я думаю, шоком, что «индейцы» в шестом веке нашей эры обустраивали города, которые превосходили города западноевропейские и, по существу, мало чем уступали им в организации, архитектуре, политическом устройстве. С безусловной спецификой, оговорками — но это была цивилизация из той же «лиги», что и «белая», христианская. А уж когда исследования продолжились, когда выяснилось, что основы майянской письменности, науки, земледелия закладывались веков за пятнадцать до Рождества Христова, можно сказать, с перепуга исследователи бросились в другую крайность. Цивилизация майя была объявлена идеальным древним сообществом людей, которые занимались исключительно религиозной исследовательской деятельностью, математикой, искусствами и астрономией. Чистые древние греки. Эту версию практически всю жизнь поддерживал своим авторитетом американский профессор Эрик Томпсон. По его версии, многочисленные рисунки на стенах уцелевших пирамид и прочих сооружений — просто рисунки, образы религиозной деятельности майя. Робкие попытки сообщить миру, что это, может быть, иероглифы, которые рассказывают об истории государства майя, а то и отражают повседневную жизнь народа, встречали жесткую критику Томпсона. Победили, как всегда, русские: американка русского происхождения Татьяна Проскурякова и советский ученый Юрий Кнорозов совместными усилиями, хотя и заочно, расшифровали часть иероглифов, частично составили алфавит майя. Даже Томпсон отступил. В общем, выяснилось в результате, что майя вели нормальную человеческую жизнь: воевали, зверствовали с пленными, вершили жесткое правосудие, приносили в жертву людей и даже иногда, по особым случаям, ели их (принесенных в жертву) части тела.

Несмотря на то что Мексика-Гватемала-Сальвадор-Белиз (на территории этих современных государств процветали майя) под боком США и даже Канады, не сказать, что обвал новостей по этой актуальной в общем теме. У меня есть предположение почему — но сейчас не об этом.

Я к тому, что вот, к примеру, календарь, с которого конец света и начинается.

Все, что касается астрономической и математической частей, — все ясно. Календарь хоть и замысловатый (с нашей, современной точки зрения), но достаточно точный, на уровне древнеегипетских расчетов. Он, как и положено календарю древней цивилизации, подсказывал, когда день рождения правителя, когда надо выжигать лес для кукурузных полей, когда на этих полях сеять маис, когда его жать. Праздники всякие. За две тысячи лет календарь разошелся на два дня — а кто без греха? Кстати, вот эта вторая, более поздняя корреляция и привела к концу света 23 декабря — предыдущая версия указывала на 21 декабря. Как же описывают майянцы апокалипсис, чем мотивируют, какими словами описывают армагеддон? Вот мы и подошли к главному, к разрешению тайны. Это и так, и не совсем.

Касательно конца света майя никогда ничего вообще не говорили. Просто в 2012 году, в этом декабре заканчивается длинный цикл их календаря, отсчет которого ведется с четвертого века до нашей эры. Я не стану объяснять детали, что это за длинный цикл, как ученые это выяснили, чем календарь майя отличается от нашего, — не стану, потому что не смогу. То есть, в принципе, зазубрить названия дней и недель можно, разобраться в фазе различных систем счета тоже, наверное, по силам более-менее грамотному человеку — но это совершенно для нашего дела напрасный труд. А что же сказали майя?

Тут, как с Нострадамусом, есть разные мнения. Некоторые апокалиптические настроения произошли именно оттого, что, мол, заканчивается календарь майя, они не рассчитывали на большее — значит, свету конец. Скажу напрямик: это неправда. Календарь данной цивилизации не кончается 2012 годом — майя собирались жить долго: в их летописях есть напоминания потомкам о дне рождения великого правителя Пакаля, которое будет в пятом тысячелетии нашей эры.

Есть мнение, что именно в день окончания майянского календаря состоится грандиозный, межгалактический парад планет и произойдет гравитационный коллапс — на что, мол, и намекали опытные в астрономических нюансах индейцы. Это тоже неправда — никакого парада планет ни 21 декабря, ни 23 декабря не будет. Самое большее, на что сподобится Вселенная, — три планеты нашей Солнечной системы будут близки к ситуации малого парада планет. Но и эта ситуация завершится уже 18 декабря. Еще я читал про сглаживание Вселенной, которое намечено в эти декабрьские сроки. В общем-то, о сглаживании ученым ничего не известно. И уж точно эксперты майя не упоминали именно об этом явлении, которое должно совпасть с окончанием длинного цикла.

Так что же, черт возьми, они сказали? Они вообще ничего плохого не говорили. Это ацтеки однажды высказались опрометчиво, что когда календарь закончится, то закончится и все на земле. Их, ацтекский календарь. Но с ацтеков чего взять — они считали, что каждый цикл календаря (каждые, значит, 52 года) чреват концом света. А майя такого не говорили. Наоборот, некоторые исследователи трактовали иероглифы, относящиеся к «проблеме-2012», как «новое начало», а не конец света. То есть индейцы, наоборот, ждали чего-то очень хорошего. А уж если что и должно было кончиться, так как раз любые напасти. Собственно, огромный Новый год должен быть в декабре. Что логично.

Но есть и еще одна деталь: вполне возможно, что майя никакого пророчества и не делали. Ведь упоминание пресловутой даты есть только в одной надписи — в нескольких иероглифах городища Тортугеро. Но надпись изначально была повреждена, нескольких иероглифов не хватало. И всего лишь предположение исследователей — что с этой датой связано какое-то действие, событие (в данном случае, предположительно, должен был «спуститься» бог Болон Йокте). Ученый, который сделал это смелое лингвистическое предположение, уже отрекся от него. Единственное, что предсказывал календарь, — что такого-то числа будет такой-то день недели. И вот эти предсказания абсолютно верные, все сбылось. В этом смысле майя точно предсказали, что 23 декабря 2012 года будет воскресенье (если переводить на наши названия дней недели). Тут я согласен.

Все остальное — выдумки. Вот и нынешний вождь народа майя (не такого уж маленького — четыре миллиона человек, кстати) официально заявил, что не пророчили его предки никакого конца света, — а все без толку. «Дискавери» запустил цикл программ, как спастись от светопреставления, а одна моя знакомая ушла от жениха, потому что он построил генератор и завел индюшек на территории ее же дачи. Генератор — чтобы поставлять электроэнергию в дом, когда разрушатся все электростанции, а индюшки — чтобы первое время питаться сытным, но диетическим мясом. А почему не куры? А ему кто-то сказал, что индейку проще содержать, она морозостойкая — ведь все обледенеет во время конца света. Моя знакомая рассказывала все это даже с каким-то облегчением, как будто она уже спаслась от апокалипсиса, без генератора и индюшек. Но самое тревожное в том, что у ее экс-жениха много друзей-единомышленников: все с генераторами и индейками — за исключением вегетарианцев. Те на кабачках помешаны.

В общем, конец света — истерическая подтасовка. Хотя возникла она и не на пустом, конечно, месте. С одной стороны, способствовал календарь: да, завершение длинного цикла, юбилей летоисчисления — для впечатлительного человека в этом уже есть какой-то драматизм. С другой стороны — вскрывшийся в середине двадцатого века мизантропический характер майянской цивилизации.

Об этой жесткости можно смело судить по фильму Мела Гибсона «Апокалипсис». Что бы там ни говорили противники режиссера, это достаточно подробная (для продукта массовой культуры как минимум) реконструкция. Да, речь в фильме идет о времени упадка цивилизации майя. Значит, происходящее на экране — всего лишь отголоски расцвета. А по дошедшим сведениям, как раз в лучшие времена, с шестого по десятый век новой эры, нравы в обществе майя царили мрачноватые. По любому поводу — жертвоприношение. Ну, не до смерти, но членовредительство было самым распространенным паллиативом. Без крови — никуда: постройки в городах выкрашены киноварью, имитировавшей кровь. Даже правитель, все тот же Пакаль: в двенадцатилетнем возрасте он взошел на престол и на коронации проткнул свой половой орган — чтобы кровью, так сказать, скрепить. Когда его жена рожала наследников — каждый раз протыкала себе язык. С царей брали пример и простые люди: татуировки и модификации тела, включая изменение формы черепа и шрамирование, — рутина для майя. Другими словами, человека без геометрических шрамов на теле, без татуировок и пирсингов в носу или ушах не только засмеяли бы, но и, скорее всего, сразу принесли в жертву. В общем, сильный комплекс был у индейцев — они страдали от того, что живут на Земле. Религия объясняла возникновение их народа как потребность богов в крови. Чистая матрица. Они и истязали себя почем зря. И логично предположить, что, не любя себя, другим тоже желали страданий — например, какой-нибудь ужасной катастрофы. Абсолютно в характере майя.

Или вот поэтическое кино Аронофски «Фонтан». Авторы развили идею, и получилось, что майя видят смысл жизни в смерти. Смесь реинкарнации и бессмертия души: умерев, ты не воскреснешь, но дашь начало новому, хорошему. Не надо, одним словом, бояться ни смерти, ни боли. Сюжетно терапевтический ход мыслей создателей «Фонтана» понятен: там главному герою надо пережить смерть жены. Логически тут тоже все, на мой вкус, правильно: жестокость майянской цивилизации иным способом оправдать нельзя — только стремлением к просветлению через гибель. Так что мистификация с календарем обоснованна. Но на самом деле, как говорится, не в этот раз и не с подачи майя.

В общем, тайна конца света раскрыта — его не будет, как не было и самого пророчества. Но тут есть действительно загадка, в истории с майя. Дело в том, что после расцвета, который пришелся на шестой—девятый века нашей эры, цивилизация майя резко сошла на нет. Внезапно, без видимой причины опустели города. Исследователи утверждают, что не было нашествия варваров, не происходило в тот отрезок времени глобальных природных катастроф. Майянцы просто ушли, расселились в сельве и использовали только храмы — для религиозных ритуалов. До сих пор никто не может сказать, что произошло. Существуют даже версии, которые пересекаются с нашей историей про конец света: мол, индейцы были настолько религиозны и духовно продвинуты, что, не дожидаясь 2012 года, решили самоустраниться. Только непонятно, почему они вообще, окончательно не самоустранились, а просто покинули города? Наиболее правдоподобной теорией выглядит версия засухи. Потому что в большинстве огромных городов земледелие не предусматривало искусственного орошения. Майя не были приморской цивилизацией, сельскохозяйственное орошение происходило естественным путем. В лучшем случае в резервуары набирали дождевой воды. Любой сбой в цикле дождей мог привести к катастрофическим последствиям. Именно сбой и произошел в десятом-одиннадцатом веках. Земледелие рухнуло, цивилизация не справилась с вызовом природы. Майя отступили.

Конечно, сразу бросается в глаза абсурд — величайшая по всем внешним признакам культура не справилась с простой ситуацией. Как будто поленилась решить вопрос. Или утратила вдруг способность решать элементарные житейские задачи — почему? Почему есть точный календарь, великолепное искусство, уникальная архитектура — а на засухе, причем не смертельной, сломались?

Почитав воспоминания испанских завоевателей, отчеты исследователей начала двадцатого века, в голову пришла реакционная мысль. Не так уж ошибались шокированные белые американцы, узнав о высоком уровне коренных жителей. Что-то не сходилось на интуитивном уровне, не вязалось.

Еще когда разгадывалась тайна египетских пирамид, я обратил внимание на пирамиды в Месоамерике — в частности, на знаменитую пирамиду в Чечен-Ица. В общем, бросалось в глаза сходство с египетскими шедеврами — только построены они были на пару тысяч лет позже и конструктивно были упрощены. Тогда сошлись на том, что форма пирамиды пришла в голову разным цивилизациям независимо друг от друга. Но не только пирамиды — эстетика иероглифов, искусство… нет, не копировали Египет… хотя, если честно, именно копировали, с поправками, так сказать, на местность. В общем, если честно — очень стойкое ощущение привнесенности основных, базовых элементов майянской цивилизации. Не только у меня, разумеется, возникало такое же ощущение. Идея того, что каким-то образом египтяне перенесли свои знания в Центральную Америку, появилась сразу, как только общественность увидела индейские артефакты.

Очень косвенным доказательством может служить и история с саркофагом того самого Пакаля. Авторы фильма уфолог Эрих фон Деникен и режиссер Херальд Райнль обратили внимание на крышку саркофага, где изображен путь Пакаля в страну мертвых. Деникен увидел в композиции схему космического корабля. Пришельцы! Инопланетным вмешательством и объяснялась вспышка цивилизации в сельве — ну и заодно ее внезапное угасание. На мой взгляд, были пришельцы — только не из космоса, а из Месопотамии. Хронологически все сходится: египетская цивилизация еще была сильна, но прошла пик — ей нужна была свежая кровь, новая территория. Возможно, ортодоксальные жрецы, проиграв в Египте (как раз около первого века до нашей эры произошла «либерализация» религиозных воззрений — в частности, из богов фараоны переквалифицировались в посланников богов, стали смертны), решили найти новую паству. Был сделан грандиозный бросок через Атлантику — по своей воле, а может быть, это было изгнание. Знаменитое путешествие Хейердала на «Ра II» убедительно подтверждает возможность такого морского похода. Индейцы майя, а затем и ацтеки с инками получили готовые знания. Но копипаст плох тем, что со смертью первоисточника практически прекращается развитие. Колосс на глиняных ногах, карточный домик, замок на песке и т.п. Но, строго говоря, это уже не наше дело. Свое-то мы сделали. Доказали, что конца света не будет, потому что не предсказано даже. Ни с кем ничего не случится. Как бы скучно ни звучало, вся эта история продолжится — наша большая, всемирная история.

А майя уже свое получили.

 

Статья Николая Фохта «Вот и свету конец» была опубликована в журнале «Русский пионер» №31.

Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Kate Vlk
    21.12.2012 14:05 Kate Vlk
    Очень интересно!
31 «Русский пионер» №31
(Октябрь ‘2012 — Октябрь 2012)
Тема: УМ
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям