Классный журнал

27 марта 2012 10:49
В своей колонке Мирослав Мельник, со свойственной ему точностью и беспощадностью суждений, анализирует весьма напряженный момент застолья, который кому-то напрочь портит настроение, а кому-то, наоборот, придает силы и вызывает прилив жизнерадостности. Как с честью преодолеть этап расплаты за еду, не потеряв при этом ни лица, ни друзей — об этом ведет речь наш заведующий столовой

 

Оплата счета — это если и не кульминационный момент ресторанного застолья, то все равно слегка интригующий. Американцам и европейцам, как всегда, проще, у них все давно устаканилось в этом сегменте досужего времяпрепровождения и даже по поводу чаевых сформировались четкие традиции и правила. Например, американцы дают официантам сверху 10% независимо от базовой суммы, будь она хоть 100, хоть 100 тысяч долларов (правда, второй вариант расходов за один вечер все-таки более характерен для наших соотечественников). В Европе эти правила трактуются шире: во-первых, tips уже включены в счет, так что можно и не поощрять дополнительно официантов, но разумнее это все-таки делать, чтобы оставить о себе хорошее впечатление. Как говорил большой знаток ресторанной жизни Эрнест Хемин­гуэй, лучший способ сделать гарсона своим другом — это дать ему побольше на чай. Мне нравится такой взгляд: пусть ресторанное действо завершается хеппи-эндом для всех сторон.

У нас в России постепенно вырабатывается свой этикет в этой сфере. Прошли времена, когда в компаниях люди вырывали счет из рук друг у друга, желая продемонстрировать безграничность своих финансовых возможностей. Да и вообще многолюдные разношерстные компании ушли в прошлое, мы, например, посещаем рестораны достаточно стабильным составом, поэтому у нас существует эстафета: платим поочередно. Есть еще такое неписаное правило на Руси: расходы берет на себя приглашающая сторона («инициатива наказуема»). А если на деловой ужин тебя в своих интересах приглашает бизнесвумен? Не представляю себе выражение собственного лица, когда за меня в ресторане платит дама. В европейских ресторанах я иногда попадал в мучительную ситуацию: немка или француженка непременно хочет применить вариант 50:50, разделить счет на две равные части. Я думаю, у нее в голове складывалось такое суждение: если за нее платят, значит, она должна рассчитаться как-то иначе — сердечной привязанностью хотя бы в продолжение данного вечера. А европейский или американский мужчина в таких случаях всегда помнит, что сверхнормативные расходы на незнакомку в ресторане могут квалифицироваться как sexualharassment. Наши девушки ведут себя проще, и правильно делают: кавалер обязан проявить галантность по максимуму, особенно в финансовом отношении, а как вести себя по выходе из ресторана, это подскажет ей сердце, интуиция или еще что-нибудь.

В кругу моего общения уже мало обращается внимания на то, кто платит. Но совсем недавно со мной произошел случай, который заставил меня задуматься. У меня случился конфликт с одним весьма преуспевающим бизнесменом, не буду вдаваться в подробности, но в конце нашей отнюдь не задушевной беседы я неожиданно услышал фразу: «Помню, как однажды в ресторане ты заплатил за всю компанию, поэтому снимаю большинство моих претензий к тебе». Хотя мнение этого человека мне совершенно безразлично, я сделал вывод: на всякий случай старайтесь всегда платить по всем счетам, не только по ресторанным.

Есть совершенно узаконенная категория наших сограждан, которые не обязаны в ресторанах лезть за деньгами. Это представители творческих и близких к ним профессий — журналисты, артисты, модели, даже если их гонорары баснословны и приближаются к олигархическим. Мышление этих людей устроено по-особому: своим присутствием за столом они уже платят тебе предоставленной радостью общения с ними. Я ничего против такой творческой концепции не имею и даже поощряю ее. А если, например, звезда шоу-бизнеса, надумает заплатить за бизнесмена, значит этот бизнесмен — шоу-продюсер. 

Особая тема — дисконтные карты ресторанов или ресторанных сетей. Практическая выгода 5–10-процентной скидки незначительна для завсегдатая ресторанов. Прелесть таких бонусов состоит в другом. Карточка идентифицирует твою принадлежность к определенному кругу людей, возводит тебя в категорию, я бы сказал, посвященных — это в том случае, если карточка презентована тебе владельцами заведения, а не приобретена за деньги. Наш лидирующий ресторатор, мой большой друг Аркадий Новиков выступил реформатором — пустил дисконтные карты в свободную продажу, их за 3 тысячи рублей может купить любой. Невелики деньги, но это как-то сразу девальвирует карточку: гораздо приятнее получить ее в виде презента и в знак дружеской признательности, что в итоге становится экономически более выгодным для рестораторов. У меня есть подаренная, а не купленная бонусная карточка сети ресторанов Гусева, поэтому я с большой охотой и чаще всего посещаю «Фиш» и «Золотой».

Люди, в том числе и состоятельные, по-разному относятся к деньгам: кто-то щедр, кто-то элементарно жаден. В ресторанах это различие можно заметить, если быть наблюдательным. Вот сидит за столом большая группа людей, а значит, итоговый счет будет тоже немаленьким (не нужно быть профессором математики, чтобы вывести эту формулу). И вот на момент заключительного аккорда (чай-кофе, десерт) кого-то потянуло на минутку в туалет — маневр легко дешифруется: человек решил немножко сэкономить по статье «ресторанные расходы». Лучшее впечатление оставляют люди, которые без лишнего ажиотажа удаляются не в туалет, а в ресторанные кулисы и, пообщавшись с официантом или метрдотелем, возвращаются к столу с чувством исполненного долга, не афишируя широту своей натуры, но дав понять, что никому из компании уже не нужно доставать бумажник.

 

Статья Мирослава Мельника "Кто платит" была опубликована в журнале "Русский пионер" №3.

Все статьи автора Читать все
   
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
3 «Русский пионер» №3
(Июнь ‘2008 — Июль 2008)
Тема: ЗАРОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ
Статьи по теме
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям
 
Новое