Классный журнал

Павел Каплевич Павел
Каплевич

Мальчик vs девочка

30 сентября 2011 00:01
Павел Каплевич о сексуальной энергии «Рабочего и Колхозницы», мощь которой до сих пор скрывают идеологические покровы. Когда-нибудь эта сила все же вырвется наружу — когда сбудется мечта Веры Мухиной

Давайте поговорим о сексе! В моей жизни и в скульптуре. Однажды ко мне с друзьями, когда я жил в общежитии Школы-студии МХАТ в Дегтярном переулке, залезли через окно наши подружки, прекрасные девушки. Мы, как все тогда, слушали Джо Дассена, пили сладкое вино, которое, кажется, называлось «Московское» — непонятное такое вино, что-то типа портвейна. В общежитии был строгий пропускной режим, и в результате нас застукал комендант, был скандал. Меня с моим приятелем выселили. И тогда я услышал великую фразу — разбудите меня ночью, и я ее вам воспроизведу. Ее произнес ректор Школы-студии МХАТ Вениамин Захарович Радомысленский: «И я не позволю, чтобы некоторые герои-любовники для удовлетворения своих скотских инстинктов попирали систему Станиславского и Немировича-Данченко!» Так я переехал, в итоге снял комнату в коммуналке на ВДНХ и каждый день ездил в институт, проезжая на троллейбусе мимо знаменитых «Рабочего и Колхозницы» Веры Мухиной и разглядывая их из окна. Собственно, я об этом памятнике и хочу поговорить. Историю про общежитие я к слову вспомнил. Постепенно «Рабочий и Колхозница» вошли в мою плоть и кровь. Они стали свидетелями моего не самого удачного периода в жизни — выселения из общежития и начала карьеры. Когда я окончил институт и стал артистом, то часто ездил на студию Горького — и снова мимо памятника. Меня не утверждали на пробах, и «Рабочий и Колхозница» были свидетелями моих провалов, с жалостью глядя на меня с высоты своего постамента. Может, практически благодаря им я перестал быть артистом и стал художником. Кстати, на «Мосфильм», символом которого скульптура была с 1947 года, меня тоже не приняли. Потом, в 1982 году, я увидел альбом с выставки американского фотографа Ричарда Нэйпиера. Он посвятил «Рабочему и Колхознице» целую книгу, снимал ее на протяжении двух лет с разных точек. Однажды ему дали подъемный кран и он взмыл вверх, даже смог прикоснуться к статуе. Нэйпиер называл эти фигуры облаками из металла. Его фотографии я помню до сих пор. И тогда я был окончательно покорен этим величественным произведением — лучшим памятником эпохи, «Рабочим и Колхозницей». Хотя знаете, как их называла сама Вера Игнатьевна Мухина? Мальчик и девочка. Ей не нравилось официальное название.

И где же они сейчас? Вот уже шесть лет, как их разобрали, порезанная на куски статуя лежит в каких-то ангарах, а половина москвичей этого не знает, не замечает. В «Рабочем и Колхознице» никто не нуждается. Теперь над ними можно ерничать, иронизировать, изображать Микки-Мауса с Минни-Маус в их позе. Они ничем для нас не являются. А все почему? Потому, что в том виде и в том месте, где они стояли все эти годы, они «ни богу свечка, ни черту кочерга». Памятник надо вернуть! Но не на ВДНХ. Выставка достижений народного хозяйства так и не стала тем, чем должна была стать по плану, то есть центром притяжения миллионов, а так и осталась выселками. Сама Мухина была страшно недовольна местом, которое выбрали для скульптуры, она считала, что это угробило ее памятник. Ее детям, как Мухина называла своих «Рабочего и Колхозницу», не хватало нужной высоты, полета. И ведь есть в Москве несколько районов, которые способны стать местом потрясающей будущей жизни «Рабочего и Колхозницы»! Самой большой мечтой Мухиной было поставить «Рабочего и Колхозницу» над Москвой-рекой. Представьте, как бы статуя смотрелась напротив университета, на высоте, изначально ей предназначенной — 34,5 метра. Все последующие годы, до самой своей смерти, Мухина неоднократно обращалась в правительство с письмами о необходимости переноса статуи, разрабатывала проекты ее установки в различных местах Москвы. И как было бы хорошо выполнить это ее желание! А ведь как все начиналось! 1936 год, закрытый конкурс на строительство статуи для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже. Борис Иофан, главный архитектор павильона, придумал, что советский павильон должны увенчать фигуры рабочего и колхозницы. И вот Вера Мухина в 1937 году создает свою пару, своих мальчика и девочку — мощных, динамичных, стремящихся вперед. И выигрывает конкурс. Памятник в Париже принимают как настоящий шедевр, павильон со статуей наверху и барельефами (которые, кстати, были забыты потом во Франции) стоит прямо напротив павильона Германии. Во Франции после выставки его хотели оставить, но «Рабочий и Колхозница» все же вернулись в СССР, чтобы спрятаться ото всех на ВДНХ. В 2003 году композицию разобрали — якобы пошла коррозия металлических конструкций. Так мы потеряли великий памятник — а ведь у нас за весь двадцатый век не родилось ни одного шедевра такого уровня. К нам приезжали все фотографы мира снимать «Рабочего и Колхозницу». Это наш бренд. И это наш секс. Эти фигуры — не просто рабочие люди, а мужчина и женщина, которые несут мощную сексуальную энергию, энергию сексуального города. Кстати, по первоначальному проекту Иофана фигуры были обнаженными. Но в частном разговоре комиссар выставки Иван Межлаук попросил Мухину «одеть» статую. Разве это не секс? С одеждой тоже было интересно, рабочего одели в комбинезон, а девочку Мухина одела в свой сарафан. Есть даже фотография Веры Игнатьевны, где у нее похожий белый сарафан фабрики «Московшвея». Она так и писала: «Я думаю, что это тоже работница, грубо говоря, и пусть она будет одета, как я». А в оригинале фигуры были розово-перламутровыми, у них было особое покрытие. А еще вы замечали, что они поют? Это статуя уникальна еще тем, что она со звуком, они же оба с открытыми ртами — кричат и поют. Легендарный памятник… И кому, как не «Русскому пионеру», восстановить «Рабочего и Колхозницу»? Они ведь тоже были пионерами!


Статья Павла Каплевича «Мальчик vs девочка» была опубликована в журнале «Русский пионер» №12.

Все статьи автора Читать все
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
12 «Русский пионер» №12
(Декабрь ‘2009 — Январь 2009)
Тема: СЕКС
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям