Классный журнал

Богомолов
«Чайка»
Кисловодск, октябрь 1988 года
Аркадина подходит к балюстраде, машет ему.
Тригорин с цветами.
ТРИГОРИН. Привет.
АРКАДИНА. Привет.
ТРИГОРИН. Тебе. (Дарит букет.)
АРКАДИНА. Благодарю.
ТРИГОРИН. Как ты?
АРКАДИНА. Хорошо. Все хорошо.
ТРИГОРИН. Ты свежая. Красивая. Тебе лучше?
АРКАДИНА. Да. Спасибо тебе. (Двигаются к скамейке.) Ты был прав.
ТРИГОРИН. Спишь?
АРКАДИНА. Да. Доктор дает какие-то таблетки, и я как убитая.
ТРИГОРИН. Не привыкни только.
АРКАДИНА. Плюс массаж и воздух.
ТРИГОРИН. Воздух сумасшедший. И с погодой повезло.
АРКАДИНА. Да. Местные говорят, такой октябрь — раз в десять лет.
ТРИГОРИН. В Москве вот я выезжал — снег повалил.
АРКАДИНА. Фу-у-у…
ТРИГОРИН. Тебе приветы передают все. Спрашивают — как ты. Волнуются. (Дарит Аркадиной книгу.) Андрей просил тебе передать.
АРКАДИНА. Спасибо. Зоя звонила мне. Хотела приехать, но я попросила не приезжать. (Читает подарочную надпись в виде стихотворения.)
Ира. Ирина. Ариадна.
По нитке из свитера твоего распущенного
Я доберусь до рая, до ада
С перевернутого неба нам спасением спущена.
Вы Ахматовы, вы Цветаевы
Женщины среднерусские
Лиц ваших потрескавшихся фрески этрусские
По морщинкам ликов стекает краска
Какофония жизни
Родов и смерти симфония
И все равно ваши бедра — узкие.
И все равно светлы ваши блузки
Удивительный человек, конечно.
ТРИГОРИН. Почему?
АРКАДИНА. Да так… Тарковский прорезался.
ТРИГОРИН. Чего вдруг?
АРКАДИНА. Сказал, хочет написать сценарий. Он давно размышлял над сюжетом потери ребенка. И вот хочет меня интервьюировать и потом снимать.
ТРИГОРИН. Тебя?
АРКАДИНА. Ну да.
ТРИГОРИН. Это же он корову сжег?
АРКАДИНА. Да. В «Рублеве». Ты злой.
ТРИГОРИН. Прости…
АРКАДИНА. Впрочем, ты прав. Мы все ужасное говно. Все люди искусства. Черные-черные души. Черные и сладкие, как эта конфета. Все стервятники. И свое горе жрем, и чужое. Я так рада, что ты приехал…
ТРИГОРИН. И я.
АРКАДИНА. Соскучилась ужасно.
ТРИГОРИН. И я.
АРКАДИНА. Будем с тобой гулять. Как тогда — помнишь?
ТРИГОРИН. Конечно.
АРКАДИНА. Тоже осень была. А ты здесь был раньше?
ТРИГОРИН. Нет. Мне Булат только говорил, как здесь хорошо.
АРКАДИНА. Нам с тобой обязательно надо будет пойти по парку и в горы. Пойдем завтра? Ты на сколько приехал?
ТРИГОРИН. Дня три-четыре смогу побыть. Больше никак. Через неделю съезд начинается.
АРКАДИНА. Съезд. У Пушкина не было съездов — и ничего.
ТРИГОРИН. Я не Пушкин.
АРКАДИНА. Тут в парке есть грот с демоном. Какие-то итальянцы построили в тысяча восемьсот двадцать шестом году, представляешь? Там в гроте скульптура демона такая аляповатая — ее, говорят, лет двадцать назад сваял какой-то армянин.
ТРИГОРИН. Франгулян?
АРКАДИНА. Франгулян? Нет, не он. Но похоже. Как будто пластилиновый. Там, говорят, Лермонтов любил гулять, и рядом даже домик купца, где он останавливался и где типа жила княжна Мэри. И там строки высечены: «И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной — Без упованья и любви!..» Там очень романтично. Меня туда Нагибин повел.
ТРИГОРИН. Он здесь?
АРКАДИНА. Да. Вот ты меня бросил, а он ухаживает.
ТРИГОРИН. Мне ревновать?
АРКАДИНА. Нет, у него изо рта плохо пахнет. Хотя. Писателю не стоит оставлять актрису одну. Я прочитала про Чехова и Книппер жуткую историю. Она была в Петербурге. Он в Ялте. Она была беременна и потеряла ребенка. А Чехов не знал, что она беременна. И узнал от врача уже.
ТРИГОРИН. Ужас.
АРКАДИНА. Подожди! Самый кошмар в том, что это был не ребенок Чехова. Они долго не виделись. А доктор ее думал, что это ребенок Чехова. И думал, что Чехов знает, что она беременна. И сообщил ему — мол, ваша супруга увы…
ТРИГОРИН. А Чехов?
АРКАДИНА. Не подал виду. Только ей написал, мол, что ж ты, жопа такая, нагуляла и мне не сказала… Ты бы смог так?
ТРИГОРИН. Не знаю. Мне готовиться?
АРКАДИНА. Дурак… Борь… Я хочу забеременеть.
ТРИГОРИН. Ты серьезно?
АРКАДИНА. Да. Мне теперь часто снится, что я беременна. Давай сделаем ребенка?
ТРИГОРИН. А мы сможем?
АРКАДИНА. Не знаю. Давай пробовать…
ТРИГОРИН. Ну мы же пробовали…
АРКАДИНА. Как-то ты без энтузиазма.
ТРИГОРИН. Да нет, просто… Это не опасно?
АРКАДИНА. В смысле?
ТРИГОРИН. Ну тебе не опасно? Носить, рожать?
АРКАДИНА. А что может со мной случиться? Мы же не в средневековье. Сейчас такая медицина, что ребенка вообще вот можно в пробирке сделать.
ТРИГОРИН. Как это?
АРКАДИНА. Сейчас делают такую процедуру. Я говорила с врачами. Называется ЭКО. Экстракорпоральное оплодотворение.
ТРИГОРИН. Это что?
АРКАДИНА. Яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в пробирке, а полученный эмбрион держат в инкубаторе, он там развивается, и после эмбрион переносят в полость матки. Операционно.
ТРИГОРИН. А как это — искусственно оплодотворяют?
АРКАДИНА. Ну мужчина должен подр…ть. В пробирку. И потом это в яйцеклетку как-то там подсаживают.
ТРИГОРИН. Ты хочешь, чтоб я др…л в пробирку?
АРКАДИНА. Ну не хочешь — не надо. Никто не насилует.
ТРИГОРИН. Да нет, я не против. Просто это неожиданно. Может, все-таки попробуем естественно?
АРКАДИНА. Мы пробовали. У нас не получилось.
ТРИГОРИН. Ну да. Но, может, теперь получится.
АРКАДИНА. Не получится. Все, давай закончим это. Не хочешь — не нужно.
ТРИГОРИН. Господи, да я хочу. Ну просто это странно. Др…ть в пробирку.
АРКАДИНА. А пихать в первую б…ь попавшуюся
не странно?
ТРИГОРИН. Ну хорошо. Хорошо. В любом случае тебе надо прийти в себя.
АРКАДИНА. Я уже пришла в себя.
ТРИГОРИН. Ты на лекарствах.
АРКАДИНА. Зачем ты сейчас это говоришь?
ТРИГОРИН. Я нормально говорю. Не будь такой агрессивной.
АРКАДИНА. Я — агрессивная? Я?! Ты мне приехал сказать, что я агрессивная?
ТРИГОРИН. Я приехал сказать, что люблю тебя… Ира… Пожалуйста, давай не будем ссориться. Я очень хочу ребенка, и ты это знаешь.
АРКАДИНА. С той у тебя все получалось.
ТРИГОРИН. Ну зачем ты опять?
АРКАДИНА. А зачем ты? (Уходит.)
Официант выносит поднос с кофе, ставит на стол, и появляется титр:
Сцена 29. Август 1987 года.
Ресторан Дома актера
Титр:
Август 1989 года. Ресторан ЦДЛ
Тригорин идет к столу, садится на первый стул.
За столом курят.
Актриса выходит из-за занавеса и садится напротив него.
АКТРИСА. Ну хорошо. А с ребенком вся эта история?
ТРИГОРИН. Да как-то заглохла. Она вернулась тогда из Кисловодска, и все.
АКТРИСА. Она больше про это не говорила?
ТРИГОРИН. Ну мы спали, и она сама просила в нее не кончать — потому что у нее проект новый и ей он очень нравится.
АКТРИСА. Это вот этот?
ТРИГОРИН. Ну да. Типа вот режиссер крутой, и у нее давно не было такого предложения и такого кино. Фестивального. И она вот хочет отработать, а потом типа мы вернемся к этому.
АКТРИСА. Ну ясно.
ТРИГОРИН. Что ясно-то?
АКТРИСА. Ясно, что бумеранг. Ты думал, только ты будешь жить с одной, постарше, спать с другой, помоложе?
ТРИГОРИН. И что мне делать?
АКТРИСА. Тут нельзя давать советы. Я бы перетерпела, как она тогда тебя. Но ты другое. Ты мужчина. И художник. Мужчины не умеют с этим справляться.
ТРИГОРИН. А женщины?
АКТРИСА. А женщины через это даже сильнее становятся. Женщине горе как тренировка. Все болит, а потом быстрее-выше-сильнее. Она перетерпела твой роман. Перетерпела сына. И всех теперь на лопатки положила. Она на взлете. Снимается, тр…ся. И не обременена ничем. Кроме тебя. Но и перед тобой нет вины — и даже если это такая месть, она имеет право. А ты сейчас начнешь метаться, пить, тосковать, истерить. Хотя ведь всё по справедливости.
ТРИГОРИН. А ты считаешь, это месть?
АКТРИСА. Ну и месть, думаю, тоже. Хотя, я думаю, она не может это контролировать. Ей организм как бы отключает мозг и душу — потому что если это оставлять, то жить невыносимо же. И включает инстинкт, зверя. Она тр…ся и забывается.
ТРИГОРИН. А со мной уже типа нельзя забыться?
АКТРИСА. Забыться с мужем нельзя. Прости, но нельзя. Или это такой муж должен быть какой-то особенный. Или я не знаю что. Но в принципе — нет. Ты же с Заречной то же самое переживал, чего ты ханжишь? И об Ире не думал, наверное. Теперь твоя очередь. Тебе сколько?
ТРИГОРИН. Тридцать восемь.
АКТРИСА. Тридцать восемь. Кризис. А этот молодой. Голодный. Трепетный. Страстный. Он ей дает ощущения. Она его учит премудростям любви. Потом в Канны съездят. А потом твоя вернется. И будете снова жить-поживать. И пробирки обсуждать. А может, не вернется. Может, будет жить с ним, как с тобой. Может, даже забеременеет. Хотя нет. Она так любит свою осиную талию, что ни в жизни больше не родит. А кто тебе сказал-то?
ТРИГОРИН. Про роман?
АКТРИСА. Да.
ТРИГОРИН. Катя. Сценарист. С которой мы над «Вечной осенью» работали.
АКТРИСА. А она…
ТРИГОРИН. Она у них сценарист.
АКТРИСА. Она там?
ТРИГОРИН. Да. В Ленинграде. На площадке там сидит.
АКТРИСА. У тебя с ней было чего?
ТРИГОРИН. С Катей?
АКТРИСА. Да.
ТРИГОРИН. Нет, что ты. Она страшная.
АКТРИСА. Может, п…т?
ТРИГОРИН. Зачем?
АКТРИСА. Влюблена в тебя. Или просто от несчастности. Есть такие бабы, которые так мстят за свою неустроенность.
ТРИГОРИН. Ну ты хочешь сказать, она врет?
АКТРИСА. Ну господи, ну ты же понимаешь, что между артисткой и режиссером не может не быть флюидов. Это же б…ское дело. Артистка должна доверяться, она отдает себя в руки режиссеру ну и в каком-то смысле отдается. Но это не значит, что они спят. И вот, например, это так, но не более, а эта твоя страшная Катя, видя это, злится, потому что ей, с..ка, никто в жизни не транслирует ничего, кроме брезгливости, потому что страшную бабу даже не жалко. Она злится и гадит.
ТРИГОРИН. Нет. Не думаю. Думаю, так и есть. Роман. Она раздражена на меня все время. Так раньше не было. Я хотел поехать к ней на съемки, но она попросила не приезжать. Мол, процесс трудный и т. п.
АКТРИСА. Может, действительно процесс?
ТРИГОРИН. Не знаю.
АКТРИСА. Попробуй отвлечься. Сколько им осталось?
ТРИГОРИН. Месяц.
АКТРИСА. Ну потерпи месяц. Она вернется, и быстро все наладится. Если ты, конечно, хочешь, чтоб все наладилось. А пока отвлекись.
ТРИГОРИН. Я не могу. Я думаю все время.
АКТРИСА. Понимаю. И очень тебе сочувствую. И не знаю, что посоветовать. Только не пей.
ТРИГОРИН. Это анестезия.
АКТРИСА. Придумай другую анестезию.
ТРИГОРИН. Какую?
АКТРИСА. Поезжай куда-нибудь. Роман заведи. Тебе надо восстановить самолюбие твое.
ТРИГОРИН. Роман? С кем роман?
АКТРИСА. Ой перестань. У тебя этих студенток воз и маленькая телега. Бери любую.
ТРИГОРИН. Нет, хватит с меня.
АКТРИСА. Теперь только зрелые и опытные? Правильно.
ТРИГОРИН. Как у Довлатова? Юность — это максимализм. А максимализм требует здоровья.
АКТРИСА. А ты уже старичок, да?
ТРИГОРИН. И потом еще там смешное. Взрослому мужчине нужна женщина с чувством юмора.
АКТРИСА. Поехали ко мне?
ТРИГОРИН. К тебе?
АКТРИСА. Да. Расплатись, и поехали
ТРИГОРИН. А Витя?
АКТРИСА. Витя в командировке.
Актриса уходит.
Тригорин с зажигалкой остается на стуле.
ТРИГОРИН (официанту). Молодой человек, посчитайте нас, пожалуйста.
Официант выходит.
КОРРЕСПОНДЕНТ. Привет, старик!
ТРИГОРИН. Привет!
КОРРЕСПОНДЕНТ. Ты один тут?
ТРИГОРИН. Да. Но я уже расплачиваюсь.
КОРРЕСПОНДЕНТ. Понятно. Нам надо поговорить с тобой. Я прочитал повесть твою последнюю. «Девичий бор». Старик, это гениально. Я хочу это снимать.
ТРИГОРИН. Ну класс.
КОРРЕСПОНДЕНТ. Надо решить — ты сам сценарий пишешь или кто-то. Я бы хотел, чтоб ты.
ТРИГОРИН. Хорошо. Я с удовольствием.
КОРРЕСПОНДЕНТ. Мы возьмем наших девок — лучших возьмем. Догилеву возьмем, Олю Волкову, Вальку Талызину, Басика возьмем. Это будет что-то с чем-то. Ирку возьмем, если хочешь. Я ее позавчера видел, кстати. (Официант со счетом выходит.) Мы снимали репортаж для «Кинопанорамы» и поехали к ним туда на съемочную площадку. Интервью с ней делали и с этим…
ТРИГОРИН. Касымовым…
КОРРЕСПОНДЕНТ. Да! Ты с ним общался?
ТРИГОРИН. Нет. Я не знаком с ним.
КОРРЕСПОНДЕНТ. А ты сценарий читал?
ТРИГОРИН.«Забвения»? Да.
КОРРЕСПОНДЕНТ. И что? Это хорошо? Просто этот Касымов, если честно, производит впечатление патентованного
м…лы.
Официант уходит.
ТРИГОРИН. Ира говорит, талантливый.
………
ТРИГОРИН. Каждый пишет, как он дышит.
КОРРЕСПОНДЕНТ. Да ради бога — если потом это не надо перемонтировать. Но Ирка молодец. Бодрая. Подтянутая.
ТРИГОРИН. Да, она вроде пришла в себя. Эльдар, извини, мне надо идти, потом обсудим.
КОРРЕСПОНДЕНТ. Ну давай, старик.
Тригорин уходит.
Сцена 30. Интервью
Корреспондент встает и открывает занавес, ставит стул. Выходят Аркадина и Велимир, садятся на два стула.
КОРРЕСПОНДЕНТ. Здравствуйте, дорогие друзья. Съемочная группа «Кинопанорамы» сегодня в гостях у другой съемочной группы — съемочной группы фильма «Забвение». С режиссером картины Велимиром Касымовым и нашей замечательной актрисой Ириной Николаевной Аркадиной мы поговорим о картине, о том, как идет процесс и чего ждать зрителям от дебюта молодого режиссера. Кстати, мы расположились в декорациях новой картины, верно? Велимир Улунбекович, расскажите нам о замысле, об истории, естественно, не раскрывая подробностей.
ВЕЛИМИР. Картина наша — это история семьи. Декорация — оммаж одной из любимейших моих картин — «Семейного портрета в интерьере» Лукино Висконти. Вот эти стены, их специфический цвет… Разъеденные сыростью, пожившие, видевшие не одно поколение.
КОРРЕСПОНДЕНТ. Это история наших дней?
ВЕЛИМИР. Она разворачивается на протяжение одного лета и одновременно в течение века.
КОРРЕСПОНДЕНТ. Интересно.
ВЕЛИМИР. Да. У героини погибает сын — его загрызает стая бродячих собак, в депрессии она приезжает в свое родовое гнездо. Дом стоит на отшибе, на опушке леса, он давно опустел, и в нем живет только некий бездомный человек, поселившийся здесь, пока хозяев нет. Героиня не может выгнать его, а потом и не хочет. И между ними начинаются некие странные отношения. Не буду раскрывать подробностей, скажу только, что эта картина — очень личное высказывание, и поэтому мне было крайне важно, чтобы вместе со мной над ней работали люди, с которыми мы бы разговаривали на одном языке, одинаково чувствовали. И мне удалось собрать такую команду.
КОРРЕСПОНДЕНТ. Добавлю, что партнером Ирины выступает наш замечательный актер Александр Леонидович Кайдановский. К сожалению, Александр Леонидович сейчас приболел, но, я думаю, мы запишем с ним отдельный разговор, как только он восстановится. Ира, нам не довелось поработать в кино, но в жизни мы часто общаемся, встречаемся, и думаю, зрители простят нам, что мы с тобой на «ты»… Первый вопрос… Ты работала с замечательными режиссерами. Среди них были и покойный Тарковский, и Элем Климов, и Георгий Данелия. Скажи, не страшно после работы с такими мастерами, работы, принесшей тебе столько успеха, признания зрителей и критики, броситься в омут работы с дилетантом? Прошу прощения, перезапишем. С дебютантом? Как Велимиру удалось убедить тебя участвовать в этом проекте?
АРКАДИНА. Меня не нужно убеждать — я опытный человек и могу отличить, прости за вульгарность, туфту от настоящего чего-то. Велимир рассказал мне свой замысел, мы долго говорили, я прочитала сценарий и думала. И снова говорили. И я поняла, что… Как сказать… Что я не могу не сняться в этой картине. Вот бывает — я думаю, ты понимаешь — бывает такое чувство… Когда… Нельзя не сделать. Вот я поняла, что на моем пути встретилось что-то, что я не могу, не имею права обойти, игнорировать. Я должна сделать эту роль, как бы трудно в силу известных тебе обстоятельств это ни было.
КОРРЕСПОНДЕНТ. Ты сама затронула эту тему, и, если уж так, я задам вопрос, который, конечно, мучит меня и, думаю, многих. Каково это, пережив ужасную трагедию, вернуться на площадку — и притом в такой тяжелый материал, где тебе снова приходиться, как я понимаю, проживать такие трудные эмоции…
Мелодия инфаркт.
АРКАДИНА. Я скажу тебе страшную вещь, наверное. Но это правда. А от правды нельзя убегать. Более того, за годы жизни в профессии я поняла, что правда — это, наверное, единственное, что приближает к Богу. Искусство — это вообще про правду. Потому что искусство — это исповедь. В юности, когда я начинала свой путь, я думала, что в этой профессии главное — уметь лгать. Красиво, убедительно. Но оказалось, что ложь — это, прости за тавтологию, ложный путь. А золото — в правде. И вот в этой истории при всей ее необычности и метафоричности есть какая-то абсолютная правда. Велимир — очень тонкий художник и, несмотря на юность, очень глубоко чувствует жизнь. И вот эта его правда, его интуитивное чувство жизни, ее сложности, ее противоречивости, его непокой — соединились с моим трагическим опытом. И я поняла, что через эту историю могу исповедаться. Как там у Достоевского в «Преступлении»… Раскольников выходит на площадь и кается перед миром. У меня нет преступления за душой, и мне вроде не в чем каяться, но это не так. Нам всем есть в чем покаяться. Это очень, очень личное высказывание. Очень нервное и болезненное даже. Но настоящее. Потому и настоящее, что болезненное. Без анестезии. Да. Именно вот так — я работаю здесь без анестезии. Оголенными нервами. И это страшно. И мучительно. Но я благодарна Велимиру, что получила такую возможность. И благодарна жизни, что я знаю, о чем играть. Потому что — честно скажу — не всегда получается работать в том материале, который требует от тебя такого напряжения сил и души. А вот здесь случилось — и это великое счастье. И за это счастье я благодарна Велимиру. И жизни. И вот это и есть страшная вещь, о которой я хочу сказать. Нет художника без горя. Без страдания. Потому что тогда нечем и не о чем разговаривать со зрителем. Нет художника без трагического опыта. Да, не всякому даны и рецепторы, и дар, чтобы этот опыт воспринять и превратить в алмаз искусства. Но если даны — ты должен творить. Творить несмотря ни на что. И конечно, то, что произошло со мной, — это ад для меня как для человека. Но это и счастье как для актрисы. Потому что искусство нельзя создать из ничего. Оно создается только личным проживанием в том числе и самых страшных моментов жизни. И повторюсь, в каком-то смысле я благодарна Богу за то, что мне довелось пережить. Я была бы счастлива, если бы мой сын был жив. Но коли его нет — пусть эта жертва превратится в роль. В роль, которая, может, поможет другим матерям пережить то, что пережила я. Роль, которой я признаюсь в любви к своему погибшему мальчику. Роль, которая, может быть, станет самой главной в моей жизни. Как был и останется самым главным в моей жизни Костя. Мой покойный сын. Мой свет. Мое счастье. Моя боль. Мое страдание. И мое искупление. Я вот признаюсь тебе, Эльдар… Я этого даже Велимиру не говорила. Я когда иду на площадку, я на сердце кладу фотографию моего мальчика. Да! Представляешь? И я знаю, что вот, если я сыграю эту роль так, как… как хочет Велимир… как я сама хочу… как я должна сыграть… Я знаю, что он — он будет счастлив. Он ведь… он был у меня бунтарь. Авангардист. Мы с ним много спорили об искусстве, о театре, о кино. И он мечтал, даже требовал от меня, чтобы я снялась у какого-нибудь талантливого молодого авангардиста. Нонконформиста. Безумца. Как Велимир. И в каком-то смысле, снимаясь у Велимира, я следую завету моего сына. Я верю, что он смотрит на меня сверху и говорит мне: я горжусь тобой, мама!
Аркадина продолжает говорить с отключенным микрофоном.
На слова «Первый лед» Треплев закрывает занавес с обеих сторон и уходит.
Со второго куплета выходят.
Поклоны
Опубликовано в журнале "Русский пионер" №126. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
- Все статьи автора Читать все
-
-
26.04.2024Пигмалион 1
-
11.12.2023Мой интеллект — искусственный 0
-
11.09.2023Дачники на Бали 0
-
22.01.2023Новая оптимистическая трагедия 0
-
02.09.2022Сбор трупов 0
-
08.07.2022Новая оптимистическая трагедия 0
-
31.12.2021Он просто вот праздник 0
-
04.11.2021И было много боли 0
-
12.04.2021Паранормальное поведение 1
-
08.12.2020И если нет в тебе дна — лети 0
-
05.01.2020"Новый год - это портал" 2
-
09.12.2019Я спрыгиваю с поезда 0
-
Комментарии (1)
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников2 4775Танцы. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников2 9252Февраль. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 13696Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 15664Коллекционер. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова14359Литературный загород
-
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
хвостиком сидела на венском стуле у входа на веранду с угла, там, где в
зелени трельяжа было устроено входное отверстие.
Перед нею на простом кухонном столе лежала толстая конторского типа книга, в которую гражданка,
неизвестно для каких причин, записывала входящих в ресторан.
Этой именно
гражданкой и были остановлены Коровьев и Бегемот.
- Ваши удостоверения? - она с удивлением глядела на пенсне Коровьева,
а также на примус Бегемота, и на разорванный Бегемотов локоть.
- Приношу вам тысячу извинений, какие удостоверения? - спросил
Коровьев удивляясь.
- Вы писатели? - в свою очередь, спросила гражданка.
- Безусловно, - с достоинством ответил Коровьев.
- Ваши удостоверения? - повторила гражданка.
- Прелесть моя... - начал нежно Коровьев.
- Я не прелесть, - перебила его гражданка.
- О, как это жалко, - разочарованно сказал Коровьев и продолжал: -
ну, что ж, если вам не угодно быть прелестью, что было бы весьма приятно,
можете не быть ею.
Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоевский -
писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение?
Да возьмите вы
любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы
убедитесь, что имеете дело с писателем.
Да я полагаю, что у него и
удостоверения никакого не было! Как ты думаешь? - обратился Коровьев к
Бегемоту.
- Пари держу, что не было, - ответил тот, ставя примус на стол рядом
с книгой и вытирая пот рукою на закопченном лбу.
- Вы не Достоевский, - сказала гражданка, сбиваемая с толку
Коровьевым.
- Ну, почем знать, почем знать, - ответил тот.
- Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
- Протестую, - горячо воскликнул Бегемот. - Достоевский бессмертен!
- Ваши удостоверения, граждане, - сказала гражданка.
- Помилуйте, это, в конце концов, смешно, - не сдавался Коровьев, -
вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!
Почем вы знаете, какие замыслы роятся у меня в голове?
Или в этой голове? - и он указал на голову Бегемота, с которой тот тотчас снял кепку, как бы для
того, чтобы гражданка могла получше осмотреть ее.
- Пропустите, граждане, - уже нервничая, сказала она.
Коровьев и Бегемот посторонились пропустили какого-то писателя в
сером костюме, в летней без галстука белой рубашке, воротник которой
широко лежал на воротнике пиджака, и с газетой под мышкой.
Писатель приветливо кивнул, на ходу поставил в подставленной ему книге какую-то
закорючку и проследовал на веранду.
- Увы, не нам, не нам, - грустно заговорил Коровьев, - а ему
достанется эта ледяная кружка пива, о которой мы, бедные скитальцы, так
мечтали с тобой, положение наше печально и затруднительно, и я не знаю,
как быть.
Бегемот только горько развел руками и надел кепку на круглую голову,
поросшую густым волосом, очень похожим на кошачью шерсть.
И в этот момент негромкий, но властный голос прозвучал над головой гражданки:
- Пропустите, Софья Павловна.
Гражданка с книгой изумилась: в зелени трельяжа возникла белая
фрачная грудь и клинообразная борода флибустьера.
Он приветливо глядел на двух сомнительных оборванцев и, даже более того, делал им пригласительные жесты.
Авторитет Арчибальда Арчибальдовича был вещью, серьезно ощутимой в
ресторане, которым он заведовал, и Софья Павловна покорно спросила у
Коровьева:
- Как ваша фамилия?
- Панаев, - вежливо ответил тот. Гражданка записала эту фамилию и
подняла вопросительный взор на Бегемота.
- Скабичевский, - пропищал тот, почему-то указывая на свой примус.
Софья Павловна записала и это и пододвинула книгу посетителям, чтобы они
расписались в ней. Коровьев против Панаев написал "Скабичевский",
а Бегемот против Скабичевского написал "Панаев". Арчибальд Арчибальдович,
совершенно поражая Софью Павловну, обольстительно улыбаясь, повел гостей к
лучшему столику в противоположном конце веранды, туда, где лежала самая
густая тень, к столику, возле которого весело играло солнце в одном из
прорезов трельяжной зелени.
Софья же Павловна, моргая от изумления, долго изучала странные записи, сделанные неожиданными посетителями в книге..."
Цитата из книги "Мастер и Маргарита" Михаил Булгаков