Классный журнал

Виктор Ерофеев Виктор
Ерофеев

Танцы с маркизом де Садом

18 апреля 2025 21:56
Много тут, в номере, всяких танцев. И таких, и сяких. Дискотеки, карнавалы, балы. Писатель Виктор Ерофеев рассказывает про свой многолетний танец с литературой — не со всей, а с той, которую насочинял один давнишний узник Бастилии. Это замысловатый танец. Уж точно — неповторимый.


 

Шестьдесят шестой год. Мне девятнадцать лет. Студент филфака МГУ. Я приехал к отцу на летние каникулы в Париж, где он работает вице-президентом ЮНЕСКО. Мы живем недалеко от его работы на тихой площади, похожей скорее на цветущий сад. Отец редко бывает в советском посольстве. В основном ездит туда, чтобы отдать советскому государству три четверти своей мощной зарплаты босса международного класса. На кассе очередь. Он стоит терпеливо в коридоре, пахнущем мокрой уборкой и человеческим потом технических сотрудников, заброшенных в капиталистический мир наряду с другими дипломатами и курьерами, стоит ждет, здоровается налево и направо, с пачками новеньких французских франков.

 

Как чиновнику ЮНЕСКО ему запрещено принимать ордена любых стран мира, включая Советский Союз. Тем менее, когда приехал с визитом в Париж наш тогдашний вождь Леонид Брежнев, отца вызвали в резиденцию советского посла и физически представили к высокой правительственной награде через поцелуй. Брежнев любил целоваться, он и отца решил поцеловать по своему обыкновению взасос, но в самый последний момент мой папа дернулся лицом, и поцелуй достался его левой щеке. Это было достойное начало папиных отходов от отечественных протоколов. В сущности, это были уже танцы с советской системой. Отец по воскресеньям играл в свой любимый теннис, а мы с мамой осмотрели всех ее любимых импрессионистов. Но у меня начался мой собственный танец, который продолжается до сих пор.

 

В книжные магазины Парижа, а также на лотки букинистов по берегам Сены в шестьдесят шестом году был приглашен маркиз де Сад в качестве легального автора. До той поры в течение ста пятидесяти лет он находился под цензурой в родной стране — срок немалый. А тут внезапно возник в виде своих книжек в разноцветных мягких обложках и мгновенно превратился в живого бестселлера. Книжки маркиза стоили недорого, я накупил их немало, в общем, приобщился к его философии в будуаре. Но, чем больше я читал маркиза на родном ему языке, тем больше понимал, что его неприличности даже мальчика в девятнадцать лет не доводят до кипятка, они напоминают скорее шахматную игру с обнаженными шахматными фигурами, грудастыми, жопастыми, но все-таки находящимися на жеманной доске прошедшего времени. Я даже в какой-то момент решил закончить этот танец, но в последнюю секунду вдруг понял, что речь идет не просто о будуаре, а о философии. Я тогда же сообразил, что Сад — это аппендикс Просвещения, где все мечтали о красоте природного человека во главе с Руссо, а Сад в этом природном человеке обнаружил садиста. Он взялся разобраться во внутреннем зле в человеке, которое находится в сложных отношениях с внешним социальным злом. Сидя в тюремном замке Бастилии в начале смуты тысяча семьсот восемьдесят девятого года, он, по легенде, призывал через зарешеченное оконце толпу к настоящей революции, сам хотел быть революционером, и его выпустили из тюрьмы, «будь, гражданин, с нами». Однако произошло недоразумение: он был не революционным демократом, как парижские санкюлоты, а революционером-философом, посмотревшим на человека по-своему. Вот с этим философом я и стал танцевать.

 

Вернувшись в Москву вместе с книжками Сада, я целый год размышлял над ними, у юности в запасе вечность, я пригласил в нее философию в будуаре. Прошло немало времени перед тем, как я начал писать о Саде, — в сущности писать в никуда. Я медленно писал, на ощупь, писал большую работу, в некотором роде эссе во французской философской традиции. Когда работа была завершена, я отправился танцевать вместе с бумажной рукописью почти наугад в журнал «Вопросы литературы». Как прилежный студент-филолог, я читал журнал и знал кое-кого в редакции, и полный смущения, с свекольными щеками пришел в редакцию возле «Детского мира».

 

В редакции на меня посмотрели как на первобытного человека Руссо. Чего это вы такое принесли? Широкие взгляды редакторов, углубленных знатоков литературы и заявных курильщиков сигарет «Ява», были все-таки не столь широки, чтобы понять маркиза. Заместитель главного редактора спросил: «А этот ваш маркиз, он что, доктор, который описал эту страшную болезнь?» Ничего удивительного. В России вообще никто никогда не писал о Саде, порой вспоминали его, когда говорили, например, о жестоком характере Достоевского. Не больше того. Зам просмотрел мой текст, и вот приговор: не берем. Но, когда я уже был на выходе, редакция сказала: «А вот если вы напишите о маркизе де Саде как об упадническом явлении европейской буржуазной культуры, то тогда еще посмотрим…» На меня взглянули скептически.

 

Но мои танцы с Садом продолжались. Я ничего не прибавил, не убавил в моем тексте. Ни одной запятой не тронул. Но я был юный гений терпения. Я целый год ждал. И через год я пришел в ту же редакцию с тем же текстом. На этот раз они взялись прочесть эссе, призвали снова прийти, когда прочитали, я появился, они говорят: «Ну это уже лучше. Другое дело». Я про себя: привыкают потихоньку к маркизу. Но смотрю: весь текст исписан редакторским красным жирным карандашом. Вот идите и исправляйте материал.
 

Я вышел из редакции в танцевальном настроении. Прошел еще один год. Не меньше. Ровно год. Я явился в редакцию не с текстом, по которому проехался красный карандаш, а с первоначальной чистой, ничем не измазанной рукописью. Я уже волновался по-настоящему. А вдруг! И они в редакции тоже разволновались. Ну это другое дело! А я про себя: значит, есть пути бороться с редактурой-цензурой. Я не изменил ни строчки. И вот уже снова тот же зам, за два года заметно полысевший, но милый и широкомыслящий, как и прежде. И вот приговор: если вы в тексте найдете место для цитаты из Маркса о маркизе де Саде, то посмотрим…

 

Я вернулся домой и взялся за Карла Маркса. Пересмотрел Маркса — все про капитал да про капитал, который разрешится классовой борьбой и коммунизмом, и ни словечка о маркизе де Саде. Что мне делать? Мне на счастье, у Маркса был свой сообщник и спонсор Фридрих Энгельс. Я углубился в Энгельса. А он занимался не только одной классовой борьбой, но и природой, причем в широком смысле этого слова. И у него тоже ничего о Саде, но что-то можно взять из его размышлений о человеческой природе. Я взял весьма произвольную цитату, вставил ее в свое эссе на достойное ее место, и вот я снова в «Вопросах литературы».

 

Мои бешеные танцы с маркизом де Садом закончились литературным оргазмом. Меня напечатали. Я не верил своим глазам. Великие редакторы «Вопросов литературы». На следующий день я проснулся знаменитым. Танцы с маркизом перевернули мою жизнь.   

 


Колонка опубликована в журнале  "Русский пионер" №126Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск". 

 

Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Сергей Макаров
    19.04.2025 06:37 Сергей Макаров

    Задумались ли вы в своей работе,
    Кому предназначается ваш труд?
    Одни со скуки на спектакль идут,
    Другие, пообедав до отвала,
    А третьи, ощущая сильный зудБлеснуть сужденьем,
    взятым из журнала.

    Как шляются толпой по маскарадам
    Из любопытства, на один момент,
    К нам ходят дамы щегольнуть нарядом
    Без платы за ангажемент.
    Собою упоенный небожитель,
    Спуститесь вниз на землю с облаков!

    Поближе присмотритесь, кто ваш зритель?
    Он равнодушен, груб и бестолков.
    Он из театра бросится к рулетке
    Или в объятья ветреной кокетки.
    А если так, я не шутя дивлюсь,
    К чему без пользы мучить бедных муз?
    Валите в кучу, поверху скользя,
    Что подвернется, для разнообразья.
    Избытком мысли поразить нельзя,
    Так удивите недостатком связи.

    (Директор Поэту)Ах, друг мой, молодость тебе нужна,
    Когда ты падаешь в бою, слабея;
    Когда спасти не может седина
    И вешаются девочки на шею;
    Когда на состязанье беговом
    Ты должен первым добежать до цели;

    Когда на шумном пире молодом
    Ты ночь проводишь в танцах и веселье
    Но руку в струны лиры запустить,
    С которой неразлучен ты все время,
    И не утратить изложенья нить
    В тобой самим свободно взятой теме,
    Как раз тут в пользу зрелые лета,
    А изреченье, будто старец хилыйК концу впадает в детство, -клевета,
    Но все мы дети до самой могилы.

    - Комический актер Поэту ;

    Пергаменты не утоляют жажды.
    Ключ мудрости не на страницах книг.
    Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
    В своей душе находит их родник.
    Не трогайте далекой старины.
    Нам не сломить ее семи печатей.

    А то, что духом времени зовут,
    Есть дух профессоров и их понятий,
    Который эти господа некстати
    За истинную древность выдают.
    Как представляем мы порядок древний?
    Как рухлядью заваленный чулан,
    А некоторые еще плачевней,
    -Как кукольника старый балаган.
    По мненью некоторых, наши предки
    Не люди были, а марионетки.

    - Фауст Вагнеру ;

    - Но мир! Но жизнь!
    Ведь человек дорос,
    Чтоб знать ответ на все свои загадки.

    - Вагнер ;

    - Что значит знать?
    Вот, друг мой, в чем вопрос.
    На этот счет у нас не все в порядке.
    Немногих, проникавших в суть вещей
    И раскрывавших всем души скрижали,
    Сжигали на кострах и распинали,
    Как вам известно, с самых давних дней.

    - Фауст ;

    Что трудности, когда мы сами
    Себе мешаем и вредим!
    Мы побороть не в силах скуки серой,
    Нам голод сердца большей частью чужд,
    И мы считаем праздною химерой
    Все, что превыше повседневных нужд.
    Живейшие и лучшие мечты
    В нас гибнут средь житейской суеты.
    В лучах воображаемого блеска
    Мы часто мыслью воспаряем вширь
    И падаем от тяжести привеска,
    От груза наших добровольных гирь.

    Мы драпируем способами всеми
    Свое безводье, трусость, слабость, лень.
    Нам служит ширмой состраданья бремя,
    И совесть, и любая дребедень.

    - Фауст ;

    Не смейтесь надо мной деленьем шкал,
    Естествоиспытателя приборы!
    Я, как ключи к замку, вас подбирал,
    Но у природы крепкие затворы.
    То, что она желает скрыть в тени
    Таинственного своего покрова,
    Не выманить винтами шестерни,
    Ни силами орудья никакого.


    Наследовать достоин только тот,
    Кто может к жизни приложить наследство.
    Но жалок тот, кто копит мертвый хлам.
    Что миг рождает, то на пользу нам.

    Гете. "Фауст".
126 «Русский пионер» №126
(Апрель ‘2025 — Май 2025)
Тема: танцы
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям