Классный журнал

Маслова
Грызня в День святого Валентина
Если рассуждать о фильмах, приуроченных к праздничным календарным датам, то февраль в этом плане, пожалуй, самый плодотворный и интересный месяц. Есть, конечно, внушительный пласт рождественских и новогодних фильмов, но их авторы скованы неким сакральным пиететом перед главным общим праздником. Поэтому на экране плохим, неприятным и утомительным может оказаться в крайнем случае Санта-Клаус, или пьяные Дед Мороз со Снегурочкой, или московский гость, ворвавшийся на ленинградскую улицу Строителей. Но само Рождество или Новый год плохими и неудачными быть не могут по определению, и если что-то в эти праздники идет не так, то в сугубо воспитательно-исправительных целях и завершается ко всеобщему удовольствию и благополучию. Не то дело февральские торжества: из сезонного кинематографа февральский — самый жестокий и двусмысленный. Даже ноябрь может быть приторно-сладким при определенных условиях, как гласит название популярной мелодрамы «Сладкий ноябрь», где Шарлиз Терон умирает от рака на руках у Киану Ривза. Но февраль пленных не берет — в этот месяц остается только достать чего-нибудь жидкого и плакать, как сказал поэт. В соответствии с указаниями Бориса Пастернака кинематографисты и поступают, навзрыд разбодяживая сопли и кровь с сахаром в фильмах о самом кинематографичном февральском празднике — Дне святого Валентина.
Так вышло, что российский зритель привык к Дню сурка несколько раньше, чем к Дню святого Валентина, да и в календаре эти праздничные даты разделяет чуть меньше двух недель, поэтому с небольшой погрешностью можно считать, что День сурка — это Валентинов день по старому стилю. Тем более что популярный сентиментальный фильм Гарольда Рамиса девяносто третьего года «День сурка», который любят крутить на новогодние каникулы, тематически и интонационно гораздо больше подходит к Дню всех влюбленных со своей основной мыслью: пока герой Билла Мюррея не находит свою «вторую половинку», жизнь его уныла, бессмысленна и однообразна, а характер — невыносим. Трудно подсчитать точную хронологию, но вполне возможно, что, попав во временную петлю второго февраля, несчастный телекомментатор погоды буксует в ней примерно недели две, выныривая обратно как раз к заветному четырнадцатому, но уже просветленным, перевоспитавшимся и осознавшим свои экзистенциальные ошибки. А все, что происходит в этом промежутке безвременья, в сущности, представляет собой одно кошмарно растянувшееся свидание на День святого Валентина, когда еще не очень хорошо знакомым влюбленным полагается побольше выведать друг о друге, втереться в доверие и научиться предугадывать желания своей драгоценной «половинки».
Герой «Дня сурка» находится в более выигрышном положении по сравнению с обычным участником свидания, потому что может на ускоренной перемотке проскакивать ненужные акты ритуальной коммуникации, зная наперед все необходимые события и действия, как если бы он заново проходил уже знакомый уровень компьютерной игры. Но особенная популярность и жизнеподобие «Дня сурка» связаны с тем, что даже многодневный опыт одинаковых повторяющихся действий далеко не сразу приближает героя к заветной цели — проснуться не в одиночестве. Нужно очень долго долбить в одну точку, чтобы святой Валентин услышал твои молитвы и помог тебе воссоединиться с недостающей женской сущностью. Если Новый год наступает за одну минуту, во время которой бьют куранты, после чего можно с чистой совестью падать лицом в салат оливье, то святой Валентин — великий труженик, который заставляет до кровавых мозолей работать над отношениями, недаром так хорошо получаются у кинематографистов изуверские слешеры, где маньяк в маске орудует кайлом и другим инвентарем именно в День святого Валентина.
Основной смысл всех февральских праздников понятен — это водораздел, проходящий по середине между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием, между холодом и теплом, между одним, более пассивным, состоянием и другим, более активным. Это относится как к Дню сурка, цель которого — спрогнозировать, как скоро один сезон сменится другим, так и к Дню святого Валентина, когда надо определиться с новой стадией отношений между всеми влюбленными, и к христианскому Сретению Господню, и даже, каким бы странным это ни казалось, к «мужскому» дню 23 Февраля, он же День Советской Армии, он же День защитника Отечества, хитроумно связанный со сложной диалектикой перехода от войны к миру и обратно, из которой, в сущности, складывается всемирная история. Среди всех этих памятных поводов радостно вздрогнуть День святого Валентина выделяется своим отчетливо коммерческим, маркетинговым характером, и хотя на 23 Февраля испокон веков было принято дарить мужу носки или пену для бритья (даже если он невоеннообязанный), однако святой Валентин в гораздо больших масштабах стимулирует рост продаж цветов, конфет, ювелирных изделий, мягких игрушек, воздушных шариков и других никчемных предметов, способных принимать форму сердечка.
В многочисленных фильмах о Дне святого Валентина сильно варьируются версии происхождения этого мутного праздника, такого же сомнительного, как и сама темная личность якобы святого Валентина, про которого злые языки поговаривают всякое. Одна из приличных версий гласит, что в третьем веке до нашей эры римский император Клавдий запретил мужчинам жениться, чтобы они не отвлекались от войны, но упрямый священник Валентин продолжал венчать неугомонных влюбленных, за что его в итоге казнили четырнадцатого февраля двести шестьдесят девятого года. Эта версия звучит в фильме «День святого Валентина», который в две тысячи десятом году снял Гэрри Маршалл, известный как режиссер самой сладенькой сказочной мелодрамы девяностых «Красотка». Двадцать лет спустя после «Красотки» Маршалл эксплуатирует фактически ту же самую сюжетную конструкцию: люди, которые не должны быть вместе и которым вместе быть незачем, все равно соединятся любой ценой, несмотря ни на что, к радости доверчивых зрительниц. Теперь этот драматургический конструкт раздроблен на множество микросегментов, словно перемолот в мясорубке для лучшей усвояемости, и фильм складывается из нескольких однотипных любовных экспресс-историй длительностью в одни сутки.
Но эту рубленую котлету надо чем-то цементировать помимо голой любви. Кажется, именно Маршаллу любители романтических комедий обязаны появлением практически в каждом фильме про День святого Валентина такого кочующего персонажа, как идиот-радиоведущий, всю ночь томящийся в студии и вынужденный сочинять словесные прокладки между музыкой. Четырнадцатого февраля у всех радиоведущих особый профессиональный праздник: им наконец не надо мучительно придумывать, вокруг чего строить свои дебильные комментарии между песнями, — можно весь многочасовой эфир весело кукарекать о необходимости для всех слушателей найти свою «вторую половинку», а, если так повезло, что она уже есть, заставить ее заколдобиться от счастья с удвоенной силой.
Почти до полного абсурда этот прием доведен в литовском софткоре две тысячи тринадцатого года «Одинокий Валентин», где у радиомикрофона два горячих литовских жеребца, как они сами себя называют, всю ночь ездят по ушам своей аудитории, чтобы в светлый Валентинов праздничек никто не остался одиноким ни в Каунасе, ни в Вильнюсе, ни в Шяуляе, ни в Паневежисе. Литовский подход по крайней мере подкупает своей циничной откровенностью, когда никто никому не вешает лапшу ни про какую любовь, а сразу переходит к физиологической сути дела. «Когда мы говорим о Дне святого Валентина, так и хочется сказать “тра-та-та”», — говорит один из радио-жеребцов и делает скабрезный жест, просовывая палец одной руки в кольцо, сложенное из пальцев другой. Его коллега подхватывает: «Этот праздник уже давно больше ассоциируется с физическими, то есть плотскими, удовольствиями. Теперь заниматься любовью стало как-то проще и обыденнее, примерно как выпить чашечку кофе». (Про старинную революционную теорию стакана воды литовские миллениалы не слыхали, поэтому заново изобретают велосипед.)
Подстегивая и распаляя таким образом радиослушателей, ведущие с удовольствием транслируют в эфир рассказы слушателей о том, насколько они преуспели в поиске сексуальных партнеров, и нахваливают самых разнузданных и развратных, испытывая что-то вроде национальной гордости: «А еще говорят, что литовцы — скромный народ…» И правда, не то чтобы самый скромный в мире, но скорее послушный и добросовестный: раз по радио объявили, что четырнадцатого февраля непременно надо спариваться, тут уж хоть тресни, а вынь да положь. Поэтому фильм складывается из эротических сюжетов разной степени нелепости, заставляющих вспомнить изречение Сомерсета Моэма: «Думаю, что едва ли найдется человек, сексуальная жизнь которого, будь она обнародована, не вызвала бы у окружающих удивления и ужаса». Есть тут и тридцатипятилетняя супружеская пара, чью мирную семейную жизнь прерывает чертов праздник, и вместо того, чтобы, поужинав, спокойно лечь спать, бедолаги начинают придумывать что-нибудь «возбуждающее», и сексуальный террорист, который оприходовал всех девушек у себя на работе и теперь окучивает, кажется, пятьдесят восьмую, и лучшие друзья разного пола, которые в Валентинов день решили заняться сексом в психотерапевтических целях. Дольше всех посреди этой сексуальной вакханалии сохраняет рассудок немолодой гинеколог Валентин (звезда литовской сцены Витаутас Шапранаускас), который, отбившись от приставаний пациентки-нимфоманки и помыв руки, брезгливо отрывает от календаря листок с проклятым четырнадцатым числом и, скомкав, швыряет его в дальний угол. Но в финале и одинокого Валентина, которому уже вроде бы не к лицу и не по летам заниматься глупостями, накрывает та же волна сексуального безумия, из-за которой одинокий человек не может не чувствовать себя никчемным лузером.
Внес свою посильную лепту в празднование Дня святого Валентина и отечественный кинематограф: в двухтысячном году, когда этот буржуазный праздник еще только начинали пропагандировать российские маркетологи, мастер фривольной комедии Анатолий Эйрамджан выпустил свой «День святого Валентина». Эта «почти водевильная история» с участием любимых эйрамджановских звезд (Бориса Щербакова, Любови Полищук, Александра Панкратова-Черного, Михаила Кокшенова, а также голого мужа Полищук Сергея Цигаля в камео самого святого Валентина) по конструкции отдаленно напоминает рассказ Михаила Зощенко «Забавное приключение», где несколько супружеских измен сплетаются в интересную конфигурацию. Из-за того что в российском феврале весь месяц метет пурга именно так, как завещал в одном из своих стихотворений Пастернак, отменяются самолеты, и мужья или жены возвращаются из командировки совершенно некстати, поэтому то любовницу, а то любовника приходится выставлять в нижнем белье на балкон, что и становится лучшей проверкой человеческих качеств персонажей. Отечественный «День святого Валентина» смотрится довольно выигрышно на фоне заграничных аналогов и к тому же предлагает одну из самых остроумных версий возникновения эротического праздника: «Легенда свидетельствует, что житель Сиракуз, некто Валентин, вернувшись однажды домой, застал свою жену в объятиях любовника. Валентин горестно вздохнул и ушел в другую комнату. Жена поняла, что он ее простил. В дальнейшем, возвращаясь домой, Валентин почти всегда заставал свою жену с разными любовниками и всегда великодушно прощал ей эти шалости. Пораженные жители Сиракуз обратились к служителям культа с просьбой причислить Валентина к лику святых, что и было сделано четырнадцатого февраля в пятом веке до нашей эры». Эту версию опять же озвучивает дикторша на радио в рекламном объявлении, с помощью которого прекрасно отражена и коммерческая суть Валентинова дня: «Фирма “Фокус-Покус” предлагает радиослушательницам сделать подарок своим мужьям или любовникам к ДСВ. В празднично оформленной коробочке упакованы духи “Запах святого Валентина”, галстук с ликом святого Валентина и пачка презервативов “За святого Валентина!”»
Валентинов день год кормит в самых разных развлекательных сферах: например, в фильме Маршалла можно встретить сотрудницу службы «секс по телефону», у которой именно в этот праздник самая рабочая страда и отбою нет от телефонных эротоманов, что мешает ей наладить собственную личную жизнь с новым бойфрендом, который пока еще неизвестно как отнесется к ее роду деятельности. Но, разумеется, центральный персонаж Валентинова дня — продавец цветов, у которого (которой) непременно должны быть собственные любовные запары: какой-нибудь женатый любовник, или норовистая непредсказуемая невеста, или просто дурацкие феминистские принципы, как у Нии Вардалос — режиссера и исполнительницы главной роли в фильме с симптоматичным названием «Я ненавижу День святого Валентина». Впрочем, вечеринки «врагов Дня всех влюбленных» — очень распространенная тема и, по сути, другая ипостась все того же Валентинова дня, под предлогом дружной ненависти к которому опять же удобно кого-нибудь склеить на романтическое свидание.
В две тысячи десятых годах жанр фильмов-«валентинок» неуклонно деградировал и его производители впаривали потребителю как коробки засохших конфет специальный открыточный телеконтент довольно убогого уровня, в котором содержание разнообразить практически невозможно, и от его приторной сладости неизменно сводит скулы. Не помогают даже попытки изобрести какой-то оригинальный локейшен для всеобщего романтического угара. Скажем, название телефильма «День святого Валентина на винодельне» может поначалу обнадежить: авось все участники перепьются и учудят что-нибудь нетривиальное. Но увы, малопьющая молодая пара владельцев виноградника, которые помнят свой первый Валентинов день еще со школы и много лет живут вместе душа в душу, предельно трезво относятся к предстоящей свадьбе и даже отправляются на какой-то шарлатанский предвалентиновский семинар, где ушлая старушка-ведущая помогает всем желающим парочкам выявить истинную степень их совместимости. Надо ли говорить, что коэффициент совместимости у четы виноделов стремится к нулю?
Радикальный жест предприняли создатели фильма «Вечный День святого Валентина» две тысячи семнадцатого года, попытавшись создать ублюдочный нежизнеспособный гибрид с «Днем сурка». Героиня, сотрудница компании по продаже кошачьих кормов, блондинка с хищной мордочкой, попадает во временную петлю и каждый день, угомонив будильник, слышит один и тот же диалог двух противных телеведущих: «Ведь сегодня Валентинов день... Всем посчастливилось найти пару? Мне — да!» Кормовую блондинку ужасно гнетет перспектива продолжить недопустимую и возмутительную традицию, почему-то сложившуюся в ее никчемной жизни, проводить День святого Валентина в кромешном одиночестве. Чтобы переломить эту тревожную тенденцию, она обращается даже к деятелям оккультной сферы и прислушивается к советам гадалки, которая в смысле разнообразия недалеко ушла от радиоведущих и прорицает одинокой бедняжке: «Сегодня вы говорили с вашим суженым, сами того не зная. Но это будет совсем не тот человек, о котором вы мечтаете». Героиня, понимая, что пока она не найдет суженого, из Дня святого Валентина ей не выбраться, начинает придирчиво тестировать всех, кого она раньше презирала, включая швейцара в своем кондоминиуме, чернокожего бариста в кофейне, инструктора по йоге, ну и, разумеется, симпатичного цветочника с гуманистической жизненной философией, который мог бы стать портфельным инвестором, но вместо этого унаследовал мамочкин цветочный магазин, потому что доставка цветов помогает почувствовать связь с другими людьми, как ничто другое (хотя нет, еще радостнее и душеполезнее наблюдать, как люди встречаются и обнимаются в аэропорту).
Понятно, что вся эта зефирно-мармеладная сладость набивает оскомину и вызывает раздражение у людей, не склонных к романтическим иллюзиям и не любящих, когда их так топорно разводят на сентиментальные переживания. Одним из первых кинематографических бойцов со слащавым и лицемерным праздничком можно считать итальянского гангстера Аль Капоне в классической криминальной драме Роджера Кормана шестьдесят седьмого года «Резня в День святого Валентина». Эту знаменитую резню, кстати, упоминают даже маленькие детишки в мимимишной картине Маршалла, на что взрослые испуганно отвечают: «Нет-нет, это другой Валентин». Между тем Валентин тот же самый, и фильм у Кормана получился не только жестоким, но и нарядным, а в каком-то смысле даже праздничным: Аль Капоне ходит с белой гвоздикой в петлице, как жених на выданье, и планирует сделать четырнадцатое февраля двадцать девятого года красным днем календаря в самом буквальном смысле слова — окропить снежок красненьким, оперативно перестреляв семерых главарей конкурирующей ирландской группировки.
По следам бессердечных бутлегеров, делящих рынок и не пощадивших священный день ради своих разборок, впоследствии двинулись многие кинематографисты, продолжившие раскрашивать День святого Валентина в кровавые цвета, но уже немного в другом жанре — молодежного слешера. Пока теплолюбивые граждане с нетерпением считают отделяющие их от весны февральские деньки, а природа готовится к возрождению из-под снега, авторы слешеров напоминают о том смысле слова «подснежник», который ему придают судмедэксперты. Классика жанра — «Мой кровавый Валентин» восемьдесят первого года — находчиво совмещает романтическую и производственную тематику, устроив четырнадцатого февраля взрыв метана в шахте, где погибают пять шахтеров. Единственный выживший сходит с ума и начинает вместо уголька кромсать кайлом беспечный молодняк, решивший для разнообразия отметить свой День святого Валентина под землей. Обиженный шахтер неукоснительно выходит на охоту каждое четырнадцатое февраля, вырезая у своих жертв сердца и, как полагается, упаковывая нарядные сердцевидные красные коробочки. В ремейке «Моего кровавого Валентина» две тысячи девятого года уже совершенно очевидно, что наблюдать за отношениями между персонажами куда менее интересно, чем за траекторией движения кровавого кайла — куда и кому оно воткнется или прилетит. Впрочем, тут тоже есть попытка оригинальной версии возникновения праздника, которую предлагает голая блондинка, явно не обремененная строгими моральными принципами: «Все это началось в Риме году в пятисотом или типа того. У них там была такая лотерея, когда парни вытягивали из коробки имена юных девушек, и девушка, чье имя парень вытянул, становилась его тайной сексуальной компаньонкой на весь предстоящий год. Вот откуда пошла традиция открыток на Валентинов день».
В слешере две тысячи первого года с бесхитростным названием Valentine бедный парень никак не может найти себе компаньонку не то что по сексу, но хотя бы по невинным танцам, хотя начинает очень заранее, а то потом будет поздно — еще в одиннадцать лет его отправляют в исправительную школу за то, что на Валентиновой вечеринке он осчастливил своим вниманием двенадцатилетнюю толстуху, на которую больше никто не глядел. А зря, потому что толстуха из весьма обеспеченной семьи, и во взрослом состоянии, хотя она остается довольно крупной, на нее заглядываются многие здравомыслящие молодые люди. Однако их ухаживания омрачаются появлением загадочного маньяка в маске Купидона, который рассылает свои стрелы, иногда в совершенно буквальном смысле, в направлении толстухи и ее красивых веселых подружек, в школе ужасно издевавшихся над ее ухажером-неудачником. Чувствуется, что авторы фильма накопили изрядное количество ненависти к Дню святого Валентина, и их фантазия родила множество стремных издевательских открыток-«валентинок» с членовредительскими угрозами. Самый остроумный подарок, который делает «злой шутник, озорник Купидон», — коробка шоколадных конфет с опарышами, а ключевой фразой, вскрывающей всю лицемерную начинку Валентинова дня, становится меткая реплика, которую злая, но проницательная подружка адресует богатой толстухе: «Дура, он любит не тебя, а твой трастовый фонд».
Колонка опубликована в журнале "Русский пионер" №125. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
- Все статьи автора Читать все
-
-
13.12.2024Головной убор особого назначения 2
-
14.11.2024Количество переходит в рвачество 2
-
06.09.2024Атом: режиссерская версия 3
-
21.06.2024Колеса шинкуют вагонные 1
-
15.02.2024Мамы страшные нужны, мамы жуткие важны 1
-
16.12.2023Подтвердите, что вы не робот 2
-
08.11.2023Томительная проповедь 1
-
08.09.2023Поезд дальше не идет 1
-
23.06.2023Вагончик тронется, Харон останется 0
-
28.04.2023Под крышкой дома своего 0
-
17.02.2023Вода дурочку найдет 1
-
24.12.2022Друг познается в зиме 1
-
Комментарии (2)
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников2 3985Февраль. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 8834Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 10760Коллекционер. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова10761Литературный загород -
Андрей
Колесников15021Атом. Будущее. Анонс номера от главного редактора
-
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
времена бы
всё вдруг
ни коверкали,-
совсем
другими
казалось бы
мерками,-
пусть
на неизвестных
еще хоть
правах,-
всего лишь
в душе
коль такое
хорошее,-
трепещет
и рвется
лишь в вещих
словах,-
тончайшей
тенью
отлетевшее
прошлое,-
да что
пожертвовать
готов собою
верный конь,-
всегда
возможную
спасая
трудность,-
не так ли
призвана
искра любви
разжечь огонь,-
должна
поддерживать
который
мудрость?
В Российской империи отмечали этот традиционный для Европы католический праздник, несмотря на запреты Православной церкви.
Особенно популярен он был среди дворян, следующих заграничной моде.
Должен ли христианин праздновать День Святого Валентина или нет — это вопрос личного толкования и веры.
В Библии нет упоминаний о Валентине, Святом Валентине или Дне Святого Валентина.
Но есть у Апостола Павла в послании к евреям;
- "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их"
(Евр. 13: 7).
- "ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими (Ева. 13:9)
В современном мире маркетинг сыграл свою важную роль в развитии Дня Святого Валентина как массового праздника.
Многие даже и не вспоминают, откуда взялись все эти символы, какова истинная история персонажей.
Для создателей коммерческого мероприятия важно лишь, чтобы оно приносило доход.
Любовь сегодня, к сожалению, измеряется в деньгах потраченных на подарки.
Несмотря на то, что первые открытки тоже приносили доход своим издателям открыток к дню Святого Валентина, это были лишь открытки, как символ напоминания о своих чувствах.
Опошлить можно всё.
Пошлость - это полнейшее отсутствие души в ком-нибудь и в чем-нибудь.
Поэтому, часто, красота чувств любого Праздника — это не красота, всегда исполненная достоинства, а вызывающе нелепая красивость.
Пошлость в описываемом изображении Праздника Святого Валентина— это не только фальшак, внушивший сам себе уверенность в суждении о сути Праздника, но, к сожалению, ставший денежной единицей и критерием псевдоэстетики массового бескультурья.
По моему мнению.