Классный журнал
Фейгин
Слово о Зимбардо
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Марк Твен
Доброта всегда тянет за собой череду добра, маленькое действие разматывает клубок подвигов. В октябре этого года умер один из известнейших психологов современности Филип Зимбардо. Профессор Стэнфордского университета, он дожил до девяносто одного года и умер дома, рядом находились его жена Кристина и их дети. Всю жизнь профессор Зимбардо занимался исследованием поведения людей, но переломным моментом в его профессиональной карьере стал эксперимент, когда часть университетского общежития была переделана в тюрьму, а добровольные участники стали исполнять роли охранников или заключенных. Зимбардо было интересно изучить основные поведенческие мотивы в борьбе за власть. Сам Зимбардо руководил экспериментом и активно принимал в нем участие. Достаточно быстро участники эксперимента перешли на агрессивное поведение по отношению друг к другу, и эксперимент закрыли раньше назначенного срока во избежание серьезных последствий для его участников. В тысяча девятьсот семьдесят первом году этические комиссии еще позволяли проводить такие эксперименты со студентами и в целом приглашать людей для участия в психологических экспериментах такого характера. Это было время расцвета социальной психологии, и целая плеяда психологов изучала групповые поведенческие модели. Увлекшись экспериментом, сам Филип перестал видеть, как ушла доброта из отношений между участниками и появились злоба и агрессия. Этот эксперимент критиковали и продолжают критиковать, по нему было написано множество книг и снято несколько фильмов, настолько сильным был феномен изменения поведения участников.
Последующая деятельность профессора Зимбардо, как сегодня видится это мне, была нацелена на его собственный поиск ответа на вопрос, как же так произошло, что и он сам растерял доброту, которую нес в массы в процессе этого эксперимента. В последующие годы он много занимался программами повседневного героизма и даже основал благотворительную организацию, которая называлась «Проект героического воображения» и занималась программами продвижения бытового героизма в повседневной жизни.
Мы познакомились на университетской конференции в Нью-Йорке. Я тогда уже закончила университет и была начинающим психологом с множеством планов, мыслей и мнений в голове. Зимбардо вместе со Стэнли Милгрэмом были моими героями, ролевым моделям которых удалось совершить прорывы в осознании того, как ведет себя человек в группе и вне ее. Я зачитывалась всеми деталями их работ и под руководством своих профессоров Фордхемского университета повторяла и проводила социальные эксперименты, которые были позволены с учетом изменившихся этических норм. Все, что влияло на поведение, изменение восприятия реальности, завораживало и манило. Хотелось бесконечно читать и исследовать, разбирать на атомы каждый из экспериментов. Но при этом я уже несколько лет занималась психологией личности и ее формирования, и у меня было собственное мнение по поводу того, что пошло не так, и может ли каждый человек быть героем.
Я помню, как жарко мы начали спорить после его выступления, посвященного тому, является ли тип личности ключевым при проявлении граней добра и агрессии в зависимости от контекста. Тогда, в начале двухтысячных, я была уверена, что его рвение привнести добро в жизнь каждого, сделать из любого человека, способного на героические поступки — это всего лишь компенсация за чувство вины, которое наверняка он испытывал после тюремного эксперимента семьдесят первого года. Его уверенность, что даже маленький жест доброты несет за собой приумножение добра, не была для меня достаточно убедительной. На том и порешили, что не согласны друг с другом: он — в поисках героических поступков в каждом человеке, я — в выяснении того, как формирование личности, контекст, предрасположенность и природные таланты приводят человека к определенному выбору, за которым стоит целая череда отношений, действий и последствий.
Прошли годы, мы друг о друге не вспоминали. Я работала с семьями, индивидуально, со школами, в целом в разных странах и контекстах, набирала опыт и исследовала человеческие отношения и то, как контекст влияет и на наше поведение, и на наше здоровье. Годы исследований и кейсов, горы прочитанных книг и статей, десятки тысяч исписанных тетрадей и блокнотов, конференций, раздумий и наблюдений. И вывод, к которому я прихожу, очень схож с выводом Филипа Зимбардо: доброте можно научить, по крупицам прививая ее с самого детства.
Рождаясь, мы нуждаемся в любви наших самых значимых взрослых, наших родителей. Запах мамы и первый акт доброты в заботе о совершенно беззащитных нас дает нам импульс именно добра, того, что мы в безопасности и окружены любовью, и этот импульс может нести нас достаточно долго на своих крыльях, позволяя делиться добром с другими. Наша жизнь связана маленькими узелочками доброты, начиная вот с этих первых моментов, когда мама берет нас на руки и прижимает к своей теплой груди, до самого конца, когда жена и дети Филипа Зимбардо были рядом с ним в его последние часы. А между этими двумя точками — целая пропасть доброты, которую можно и нужно успеть совершить. Обнять и прижать, подержать за руку, выслушать, сказать добрые слова, заступиться за слабого, поучаствовать в благотворительной акции. Отношения в семье становятся краеугольным камнем нашей жизни и того добра, которым мы будем способны делиться с окружающим миром. Дети как зеркала отражают своих родителей, их травмы и заботы, их взаимоотношения, они наполняются светом или тьмой в зависимости от того, к чему имеют возможность подключиться. Как хотелось бы, чтобы подключиться можно было к добру, свету и теплу и, если есть то, что нужно, не бояться этим всем делиться с окружающим миром.
Вспоминается Крошка Енот, озарявший своей улыбкой дорогу, по которой шел. И может быть, профессор Зимбардо не сразу увидел, что в каждом человеке есть добро, которое может сделать из простого человека героически отважного. И может быть, и я сама не сразу пришла к тому, что добро непременно приумножает добро и поэтому надо с детства внедрять практики доброты в воспитание детей, но главное, что приходит это осознание.
В преддверии зимних праздников всегда хочется волшебства. Может быть, если поставить себе цель совершать хотя бы один акт доброты в день, то это волшебство произойдет. Сказка начинается уже сегодня, в обнимашках маленькими ручками наших детей, в неловких полуобъятиях с подростком, который уже говорит басом, а может быть, в тихой беседе с бабушкой, которая соскучилась и будет вам рада. А может быть, ваша сказка начнется со звонкого смеха ваших друзей. Ну а я продолжу исследовать таинства души человеческой и крупинки добра в каждом из нас.
Колонка опубликована в журнале "Русский пионер" №124. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
- Все статьи автора Читать все
-
-
13.11.2024Бабочки Ларисы 2
-
24.09.2024Мамацентричность 1
-
15.07.2024Это не конец истории 0
-
02.05.2024Два моста в голове 1
-
08.02.2024Нелюбовь 0
-
19.12.2023Разум и чувства. Глеб и Зоя 1
-
21.11.2023Пограничное расстройство 0
-
20.09.2023Проехали 1
-
14.07.2023Трамвай до качелей 1
-
05.05.2023Чувства дома 0
-
27.02.2023Качели Марка 0
-
22.12.2022Желтая кирпичная дорога 1
-
Комментарии (1)
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников1 4088Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 6165Коллекционер. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова7436Литературный загород -
Андрей
Колесников10629Атом. Будущее. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова1 9604Список литературы о лете
-
Андрей
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
- Новое
-
-
20.01.2025МНЕ ТРУДНО УГОДИТЬ АМЕРИКАНСКИМИ ПРЕЗИДЕНТАМИ
-
20.01.2025Но тем-то и страстно
-
19.01.2025Странник сеял
-
- Преблагих даров вам в Сердце от Господа нашего Иисуса Христа!
Странновато, конечно, обычно мы другими разными словами не менее достойными и сердечными приветствуем, подумалось мне, но Спасибо!- отвечаю, а сам подумал вспомнивши, может лишнее, но так уж бывает, может психолог все понимающий и все изучающий поймет и скажет, что не так.
Спасибо за пожелание! - Отвечаю обычно на такое вначале
А сам подумал;
От Него мы можем ждать и стараться увидеть или понять что, и в каком виде, или в понимании чего, что-то снизошло на нас.
Это все очень отстранённо, но слова, слова, слова …
Примитивен я, как и любой человек - Благодатью от природы;
- Сознанием и чувствами данным мне в ощущение окружающего мира и осознания своей ничтожности перед силами природы.
Странно, но православные остаются «язычниками» в своих мироощущениях и воплощения символов их веры.
В храмах, даже после запрета украшения фигурами, сохранившимися и помещенными сегодня в Пермском музее, стены украшены ликами - чем-то заместившими эти скульптурные предметы культа, как у язычников есть их идолы, горит огонь, как в капищах язычников.
Я не против и не осуждаю рудиментарную память человечества, на которой и религиозный куль и символизм веры построен.
Отнюдь. Такова уж природа человеческая и историческая память от предков его.
Как и извечное желание говорить только правильное и учить, что надо делиться добром, хотя сами своим добром даже близко знакомому поделиться не торопятся, только других призывают, а сами - молчок и зубы на крючок, хотя, с виду они не жадные.
Вчера ко мне обратился один человек, инициатором разговора не я был, хотя это было странно, что не я.
Он услышал разговор с продавщицей в магазине шаговой доступности.
Как мы коротко и по сути обмениваемся шутками.
В Европе это нормально, шутка - жить помогает и не только не повеситься, но и заселится не даёт.
Мы бодрим друг друга и стараемся передать друг - другу хорошее настроение, а чем мы ещё можем помочь себе и другому?
Как всегда, так бывает, вклинился в разговор этот, странный или странник, кто его разберёт, и спрашивает меня:
- Вы чего такой правильный? Вроде как задабриваете себя перед Кем-то?
Верно в рай хотите попасть? В жизни грешили много?
Со мной всякое бывает, за себя иной раз не ответственен в выборе принятия решений, что сказать или не сказать, а то и сделать.
Порой скор на слово и дело, это наследие дворовой жизни и воспитания чувств жизнью, у кого-то одесской, у кого рязанской у каждого своей, а у меня уральской, а может последствие контузии, врачам виднее.
Бывает у меня такое, могу выдать голосом профундо, текстом или что-то «божественное» или из Писаний возгласить, особенно нравится это делать в помещении с хорошей акустикой, под мостом в арке, в метро когда метропоезд прибывает на станцию, ну чтобы не слышали все, это я для себя делаю, говорят помогает в себя прийти и стресс снимает, способность такая - имеется у голоса.
Откуда?
Точного ответа не имею, наверно, это что-то «генетическое», прорадители староверами были, может от них или от стресса в жизни, которого в жизни хватает и когда надо лишнее выговорить вслух, но чтобы в тишине грохота или тишине одиночества это сделать.
Был правда, грех, недавно, "возгласил" что-то от чувств переполнивших увиденное в Храме отреставрированном в Кронштадте, в предбаннике храма, там помещение огромное на храмовый предел церкви для крещения младенцев или для отпевания покойников напоминает своим видом, убранством и размером.
А рядом действительно, предел для крещения оборудованный был, услышали мой глас и повалили люди толпой туда где стоял, в предбаннике храма, спрашивают:
- Тут обряд крещения будет? Уже почалось? А мы извините не там были - вот младенец, когда Батюшка явится?
Неудобно вышло, вот я говорю, грешу голосом, потому и надо выбирать место, где "возглашать», если припрёт что или кто.
А в магазине;
«Преобразился я внутри» вошел в образ, и выдал басом профундо
сказавши:
- Доброго дня сын божий! Не хорошо так! Уж больно ревнуешь ты!
Может и грешен я, грех он у всех за спиной!
В раю все могут быть!
Вот вспомни что-то хорошее и доброе из своей жизни!
Вспомнил? Вот! Ты уже в раю!
Рай и ад в тебе всегда, нет другого места ни на небе, ни на земле, не под землёй!
Медленно всё это происходило, без суеты, тишина в магазине воцарилась, не одни мы в твоём там были.
Оттаяли люди, ну а потом, как всегда, мирское взяло верх.
Мужика стали стыдить, что грязным, небритым и нечесаным тут есть, и одёжа попахивает, и вообще че к людям пристаёт с глупостями.
А меня-то «прёт», не могу его одного в «беде» бросить.
Обращаюсь к прочему этому люду грешащему языком;
- Это он таким сделался, потому, как веру в вас и себя по-растерял!
Вы в жизни дня много хорошего говорите кому и добра делаете, хоть бы словом добрым подбодривши и поддержавши?
То-то!
Неча здесь выездной молебен устраивать, лучше галдеть перестаньте и рукой так, ну как «напутствие» рукоположенный делаят ;
Эго те абсольво Ин эль омбре де Езукристиос.../Прощаю тебе все грехи именем Господа нашего/.
Понимаю, грех это, вошел «образ», «не в свои сани сел», надо очувствоваться.
И потихоньку, расплатившись за свои покупки, линяю из магазина, а сзади слышу - народный перевод этой латыни на свой, понятный им язык:
- Вот говорит он, этот - соль земли вашей! Но Христос его простит!
А внутри магазина уже суматоха начинается.
Кто не дослушав или не услышав уже интересуется:
- Что? Соли не хватает? Опять с солью облом?
Этот что трубил на весь магазин, он чё, об этом говорил?
Кому что слышится и видится порой, у кого от скудоумия, а кто и туг на ухо, да глазом ослабевши, всяко бывает.
А мне подумалось; - Грешник я великий, возомнил себя, вознёсся над людьми, собой лицедействуя, да хоть бы и толк был, а то выплеснул младенца из стакана вместе с мечтой его о рае.
А мне бы, просто поздоровкаться с ним, да запросто, так же как с продавщицей, перекинуться шутейно мыслью шальной, у меня их много в голове случается, в течение дня, мне то, это бесплатно, а ему приятно будет и его подбодрить.
Стыдно.
Живое доброе слово и кошке приятно!
А все эти трикстеры канонические упоминаемые к месту и всуе, иной раз уже разные понимания и другое чувства и мысли разные пробуждают, да и доброта - она в простых и личных словах большую силу имеет.