Классный журнал

Сергей Минаев Сергей
Минаев

Дядя Сереж, прости

06 декабря 2024 12:00
Историк и писатель Сергей Минаев по заданию редакции исследует происхождение и путь доброты в соцсетях и приходит к нескольким принципиальным выводам. Чтобы ознакомиться, прочитайте до конца. Как ни странно, не все так безнадежно. Мы сами удивились.

 


 

Мне было двенадцать лет, и матушка моя определила меня на курсы английского языка. Нет, в восемьдесят седьмом году советскому пионеру английский язык был не нужен, потому что ни в какие англоязычные страны советский пионер, то есть я, не собирался. Просто «по двору шатаешься, дураком растешь, вот у Ирины дочь Катя какая умница, она учит английский, и ты учи».

 

И вот где-то через полгода мы проходили на курсах всякие описательные характеристики. Задание было — описать своего отца. И все говорили разное: у меня спортивный, у меня мастеровитый, а мой в походы гоняет и еще на велосипедах со мной ездит. И тут очередь дошла до Кати, которая знала английский лучше всех в группе. И, описывая своего отца, она долго не могла подобрать слова. «Мой отец… добрый», — наконец молвила Катя. Больше ничего о своем отце сказать она не могла. Или не хотела. Дело в том, что семья Кати держалась на плечах ее матери. А отец ее, интеллигентный, начитанный мужик, к сорока годам окончательно спился.

 

Вы вообще когда-нибудь слышали, чтобы первой характеристикой человека была доброта? «Он добрый человек». Я только в сказках помню «доброго молодца», в жизни чего-то не встречал подобного. Ну максимум скажут: он не злой, он более-менее не говнистый, не гнилой — уже понятное описание добродетели. Про человека говорят: парень оборотистый, злой как черт, жесткий чувак, богатый, нищий, раздолбай — и у всего этого есть цвета и точные, понятные всем ассоциации.

 

А добрый что значит? Бездомных собачек кормит каждое утро? Первому встречному последнюю рубаху отдает? Почему-то так вышло, что у нас «добрый» говорят о человеке, когда больше и сказать о нем нечего.

 

Вот Колесников мне поставил редакционную задачу: можно ли быть сегодня добрым в соцсетях? нужно ли? И я сижу как дурак и не знаю, что писать. У меня никакого писательского блока нет, но и ответа на поставленный вопрос тоже. Можно? Можно! Нужно ли?

 

Вот давайте вспомним, как развивался Рунет. Сначала гостевухи сайтов, потом форумы, дальше ЖЖ, «ВК», запрещенные нынче фейсбук и твиттер. Как только появилась возможность комментировать, родилась общественная дискуссия, и именно она развивала соцсети. Но что было движком этой дискуссии?

 

Жесткая полемика, которая в Рунете называется специальным словом «срач»! Безапелляционный, неаргументированный или, наоборот, насыщенный аргументами, но всегда злобный, с переходом на личности срач. На любую тему — литература, музыка, спорт, политика, история, домашние животные и даже, точнее особенно, приготовление шашлыка или оливье.

 

Я участвовал в тысячах срачей. Сколько блестящих журналистов, писателей, редакторов, колумнистов родилось в них! Эти срачи на тысячи комментариев можно было отдельными книгами издавать. Но была ли там доброта? Не было доброты ни в одном знаке.

 

Любой младший редактор сайта знает: поставишь заголовок «Селебрити Иванна Иванова объявила о создании своего благотворительного фонда». Количество кликов близится к нулю. Та же Иванова в заголовке, но в связи с личным банкротством, или пьяная в клубе упала, или муж от нее ушел, — тысяча кликов в минуту. Где же здесь доброта?

 

У меня трехмиллионный блог. И под каждым выпуском тысячи комментариев. В основном хорошие. Но бывают люди хамоватые, грубые и злые. Пишет тут один: «Ты лох, на самом деле Вильгельм Завоеватель не был бастардом, учи матчасть». Отвечаю вежливо: «Простите, но из какого источника сие следует?» Он мне пишет: «Слышь, пидорас е…й, ты со мной споришь?» Ну тут уже меня бомбит, я пишу в ответ: «Слышь, ты кого пидорасом назвал, я тебе…» Ну и потом одни точки. И тут уже: «Дядя Сереж, ну прости, я не знал, что ты еще и нормальный язык знаешь». И дальше как-то дискуссия переходит в конструктивное русло. Но где же здесь доброта?

 

При этом сказать, что у нас люди злые, я категорически не могу. А почему тогда они любят злобный срач? Возможно, это такой сеанс бесплатной психиатрической разгрузки. Ну, одни в карты играют, другие фильмы ужасов смотрят, а наши люди разгружают психику вот таким образом.

 

Но в последнее время явно что-то начало меняться. Вы же видели Василенко? Не могли вы не видеть эти рилсы: взрослый мужчина, с ног до головы одетый в Gucci, в огромных очках, бородатый, каждый день широко улыбается и желает всем остальным улыбаться и смотреть на солнышко.

 

Ну попади он в ЖЖ с таким контентом году этак в две тысячи седьмом — живым бы не ушел. А сегодня у него миллионы просмотров и тысячи добрых комментариев. И вполне вероятно, это и есть ответ на вопрос, нужно ли быть добрым в соцсетях. Нет, никому это не нужно.

 

Кроме вас лично.   



Колонка опубликована в журнале  "Русский пионер" №124Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск". 

Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (2)

  • Сергей Макаров
    7.12.2024 00:41 Сергей Макаров
    Доброта. Доброта определяется как умение проявлять любовь и заботу, сопереживать и поддерживать в трудные минуты.
    Доброта – это то, что не нуждается во взаимности, именно поэтому она так ценна.

    Социальные сети порождённые всемирным Интернетом окутали облаком информации полезной и разной.
    С появлением Интернета и возможностью общения или просто размещения разнообразной информации породили уникальное явление и возможность индивидуумов высказать или сообщить миру о себе.
    Все хотят быть значимыми и известными не только себе и своим друзьям и не знакомым, все хотят поведать миру … .
    Но никто не научил людей как пользоваться этой свободой самовыражения или не предостерёг от порой разрушительной силы слова сказанного в Интернете.
    Информационные ресурсы трещат по швам от обилия форумов по интересам, фотографий профессиональных и не очень, личных сайтов на которых люди могут само утверждаться или выражать свои мнения, исторические сайты и сайты о научных и исторических расследования преполные информацией полезной и сомнительной с конспиралогическими теориями, а графомания «писателей» беспредельна как вселенная.
    Писатели графоманы в большинстве своём представляются важными персонами с перечислениями своих достиг на поприще бумагомарания, скучно.

    Мудрость в молчании?

    Признаюсь, начал писать о своих впечатлениях о жизни случайно, это было что-то вроде поисков стиля и сублимации мыслей, что рождаются во время от времени, думал, что в этих «писательских занятиях» растворятся мои невзгоды и смогу, кому-то помочь увидеть мир и его события с другой стороны, со своим небогатыми жизненными наблюдениями.
    Так уже, бывало, раньше, когда писал когда-то, что-то вроде «Дневника», но писал мало и не всё, что приходилось пережить и уж тем более осмыслить происходящее в жизни с собой, особенно, когда пытаешься возложить на «Дневник» ответственность за свои ошибки и огрехи в принятии жизненных решений.

    Из того что пишу и публикую на сайте «Русский пионер» не преследую цель сказать читателю:
    - Как надо жить или ради чего надо жить.
    Скорее сам ищу ответы на вопросы: - Что все это значит? Для чего здесь нахожусь? Что могу сообщить интересного узнав что-то или повстречав кого-то в жизни? Возможно, что-то напомнит читателю что весь мир на любви держится, а любовь без доброты бессильна.

    Возможно, для общения или сообщения в Интернете есть хорошее напоминание;
    «Молчи, пока ты не в состоянии сказать нечто такое, что полезнее твоего молчания.»

    Все мы имеем право на ошибки, но можем и менять своё мнение вследствие развития своего образования и менять свои мнения под влиянием достоверных фактов истории или полученных истинных знаний о природе вещей и исторических событий.
    „ Только глупцы и мертвецы никогда не меняют своего мнения.”

    Может стоит помнить и это то, что время очень ценный ресурс, поэтому тратить его на пустые разговоры точно не стоит. Общение с другими людьми должно приносить пользу и позитивные эмоции. Тратить свои силы на тех, кто все равно ничего не поймет- занятие крайне неблагодарное.

    И возможно быть добрее к собеседникам, если они глупы они и так уже несчастны, жизнь их уже и так наказала за глупость, их жизнь и так бедна. Можно сердиться на камень на дороге за то, что он помешал идти по дороге, но камень от этого не передвинется и останется лежать там, где он есть, а мы продолжим свой путь по жизни, но будем внимательнее следить что под ногами и может помешать нашему движению по жизни.

    От доброты не надо ждать благодарности. Сделал добро и бросай его в воду жизни, и оно к тебе добром вернётся.

    P.S.
    «Скрытая мудрость и утаенное сокровище - какая польза от обоих?» (Сир. 20: 30);
    «Лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость» (Сир. 41: 18).
    Пророк Мухаммад (мир ему)сказал:
    «Терпение. Терпеливое и спокойное преодоление жизненных трудностей, когда не жалуясь и не ноя делаешь все возможное, вообразимое и невообразимое, а в остальном уповаешь на Божью милость и Божественное благословение — это яркий свет который открывает перед человеком абсолютно новые и по-иному ...
    Это и есть ответ на вопрос, нужно ли быть добрым, возможно даже в соцсетях.
  • Владимир Цивин
    7.12.2024 14:58 Владимир Цивин
    Пусть же печальней нет на свете повести,
    чем в лапах зла несчастное добро,-
    но отличается ли месть от подлости,
    вот в чем нечастый к совести вопрос,-
    увы, добро нередко наигранно, чем зло не грешит никогда,
    не зря, ища другую раз выгоду, во зле познается душа.
124 «Русский пионер» №124
(Декабрь ‘2024 — Январь 2024)
Тема: доброта
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям