Классный журнал

Юлиана Слащёва Юлиана
Слащёва

Мы строили, строили и наконец построили

05 декабря 2024 12:00
Гендиректор «Союзмультфильма» Юлиана Слащёва разбирается, почему на светских фото не увидишь мультипликаторов. Можно было бы сказать, что им это и не нужно. Но этим ответ не исчерпывается. А исчерпывается тем, что рассказала читателям «РП» гендиректор «младшего брата кинематографа». Отечественные мультики и их мультипликаторы как символ доброты и света — в колонке Юлианы Слащёвой.

 

 

Меня часто спрашивают: почему на красных дорожках, светских фото и торжественных приемах никогда не встретишь мультипликаторов? Особенно это волнует молодых людей, которые рассматривают возможность связать свою жизнь с анимацией.

 

Этот вопрос и по сей день ставит меня в тупик.

 

Да и в целом мнения об анимации как таковой разнятся от обидного «младший брат кинематографа» до высокопарного «особый вид искусства».

 

И, только когда кто-то из признанных мастеров уходит навсегда (но дай им Бог долгих лет!), все спохватываются, бегут с цветами, на телевидении появляются передачи-воспоминания, в кинотеатрах крутят ретроспективы.

 

Но почему так? Неужели эти работники «фабрики чудес» настолько уникальны, что требуют пристального изучения? Что это вообще за свойство у людей анимационных профессий оставаться за кадром и в то же время уметь своим творчеством раскатываться эхом на долгие годы?

 

Ведь мало кто настолько западает в душу, как герои мультфильмов. «Ребята, давайте жить дружно!», «Спокойствие, только спокойствие!», «Мы строили, строили и наконец построили!», «Счастье — это когда у тебя все дома», «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!» — кажется, мы сотканы из этих цитат вне зависимости от возраста.

Полагаю, главная тому причина — добро, которое сквозит во всех произведениях «Союзмультфильма». И в старых, из советского прошлого, и в нынешних. Добро — главная ценность, которую передает нам анимация.

 

И все-таки несколько слов о художниках и режиссерах.

 

Во-первых, они как дети. Причем до самых седых седин. Рекордсмен по созданию легендарных образов Леонид Шварцман — тот самый, который придумал Чебурашку с Геной, котенка по имени Гав, героев «Тридцати восьми попугаев» и десятки других персонажей, — оставался юным до своих ста двух лет. Шутил, знал, как по-настоящему радоваться жизни и веселиться, и даже творил до самого последнего момента.

 

Про умение веселиться стоит сказать отдельно. Загляните на какой-нибудь фестиваль, на котором представлены и художественные, и анимационные фильмы. Разница между кинотусовкой и аниматорами будет более чем заметна. Звездным режиссерам и актерам всегда нужно держать лицо — положено по статусу. Даже уйти в раж они позволяют себе с оглядкой: а нет ли рядом фотовспышки? Анимационная же вечеринка — это всегда хохот, веселая возня, настолки, а то и игры в «ручеек», «бутылочку» и прочие непосредственные радости из детства. Такой вот у ее участников чистый и озорной взгляд на все. Часто, кстати, кончается тем, что на пороге появляются киношники: «А можно к вам?» — «Конечно!»

 

Во-вторых, они правда очень скромные. Были такими десятки лет назад и остаются сейчас. Порой аниматоры искренне удивляются награде или публикации в СМИ, даже краснеют. А между тем наши ленты получали крупнейшие награды международных фестивалей. Фильм «Выкрутасы» Гарри Бардина удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, «Варежка» Романа Качанова — первой премии Международного анимационного фестиваля в Анси, а «Ежик в тумане» Юрия Норштейна и вовсе назван лучшим фильмом всех времен на международном фестивале «Лапута» в Токио.

 

И сегодня, вопреки всем ограничениям, наши фильмы продолжают покорять международные смотры, причем и в Европе, и в США, и в Канаде. До десяти призов в год, несмотря на все «отмены». И аниматоры, конечно же, радуются, что их заслуги замечают и отмечают, но это такая, что называется, тихая радость.

 

В-третьих, они умеют видеть невидимое. Однажды режиссер Валентин Караваев шел по улице и заметил стайку воробьев на перилах лестницы. А в центре нее красовался попугайчик, который что-то оживленно «рассказывал» коллективу. Эта сценка так впечатлила Караваева, что вот уже десятки лет мы засматриваемся его историями про попугая Кешу.

 

Для аниматора вообще большая радость — наблюдать за совершенно простыми вещами: как падает с дерева листок или как какой-нибудь чудак переходит дорогу.

 

Режиссер «Союзмультфильма» Максим Куликов долгие годы наблюдал за жизнью обитателей спальных районов, а еще делал зарисовки в электричках и поездах. Итог — невероятно изящная и смешная анимационная короткометражка «Уважаемые пассажиры», триумфатор всех национальных фестивалей две тысячи двадцать четвертого года.

 

У бесспорной нашей легенды создателя множества шедевров спортивной анимации Бориса Дёжкина («Шайбу! Шайбу!», «Снежные дорожки», «Метеор на ринге» и другие) было выражение «укради глазом!». Именно для этого он водил свою ученицу художника Виолетту Колесникову на хоккейные матчи, когда они создавали «Шайбу! Шайбу!». Сам же мастер прямо в рабочее время удирал играть с мальчишками во дворе. Начальство возмущалось: что за тунеядство?! Однако режиссер после этого с упоением часами рисовал: игры давали ему возможность глубже почувствовать движение — и передать его на экране. Кстати, потом в дворовые проказы вовлеклись и ученики Бориса Дёжкина — и многие из них создали свои шедевры.

 

В-четвертых, они истинные гуманисты по природе своей. Так сложилось, что костяк советской анимации, ее будущие звезды первой величины, те, кто создал самых-самых любимых героев детей и их родителей, пришли на «Союзмультфильм» в конце сороковых годов прошлого века — после окончания Великой Отечественной войны. И многие из них, как, например, Иван Аксенчук, Лев Атаманов, Роман Качанов, Федор Хитрук и другие, повидали войну в лицо — сами участвовали в боях. И это оставило след не только в душе.

Так, режиссер Владимир Дегтярев потерял на фронте правую руку — и рисовал левой, художник Александр Винокуров лишился одного глаза, у режиссера Бориса Бутакова в результате ранения осталась пуля в голове, что сильно деформировало лицо, сказалось на мимике. Однако именно эти авторы создали самые трогательные, нежные, теплые и смешные образы. Их фильмы — вечный гимн добру, миру, дружбе, гуманизму, наконец.

Режиссер Роман Качанов, высокий, статный и мощный, в годы войны служил в авиации, по воспоминаниям современников. И этот великан потом придумал невероятно нежный и трогательный мультфильм «Варежка».

 

Годы идут. Но на «Союзмультфильме» и сегодня все так же шумно, неугомонно и весело. На кухне репетирует хор, в просмотровке занимаются йогой, за соседней дверью декламируют стихи, по студийным коридорам кто-то летит на скейте. Многие приходят на работу с питомцами.

 

Вдруг рабочий союзмультфильмовский чат взрывает сообщение, что в окно одного из кабинетов врезался птенец ястреба, — и вот уже все бросают дела и бегут спасать бедолагу. В другой день все дружно пристраивают в хорошие руки котят, которые появились на свет у мохнатой обитательницы студии. Или собирают коробки вещей в помощь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. И все это вперемежку с лекциями мастеров, курсами по наброскам с натуры и напряженной работой — иногда двадцать четыре на семь.

 

«Самая улыбающаяся студия», — сказал о коллективе «Союзмультфильма» побывавший у нас недавно поэт Юрий Энтин. Надо признать, что автор слов к множеству шлягеров анимации — чего стоит только «Я водяной, я водяной…» — долгое время настороженно относился к новому «Союзмультфильму». А вот побывал — и не смог удержаться от такой оценки. Мы и правда стараемся улыбаться, потому что ценим и любим все доставшееся нам наследие. Мы собирали его по крупицам несколько лет, и теперь максимально бережно храним все тепло нашего прошлого.

 

«Волк и Заяц — кто они сегодня друг другу?» — долго спорим мы на совещаниях. Потом стремительно перемещаемся в древние миры и придумываем новые шутки для «Малуши» — большого полнометражного фильма про приключения грубияна викинга и маленькой озорной лесной феи.

 

Тут же по рукам ходит книга «Тайны Чароводья» Юлии Ивановой, ведь готовится ее экранизация и все, вплоть до бухгалтеров, хотят погрузиться в новую историю.

А на днях вот смотрели первый эпизод мультсериала «Чемпионы» («Шайбу! Шайбу!») по мотивам творчества Бориса Дёжкина и решили еще раз пристально изучить особенности речи спортивных комментаторов, чтобы передать их особый юмор.

 

Нет, их (нас) не исправить. Такая самоотдача порой бывает не понята в современном быстром мире, где многие гонятся за немедленным лайком и комментом.

 

Однако маршрут к успеху у аниматоров простирается на десятилетия вперед. И мы каждый день делаем все возможное, чтобы этот путь был интересным, насыщенным и по-хорошему непредсказуемым. И чтобы устилала его ковровая дорожка цвета сердец миллионов влюбленных в анимацию зрителей.   


Колонка опубликована в журнале  "Русский пионер" №124Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".  

Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (2)

  • Владимир Цивин
    5.12.2024 16:12 Владимир Цивин
    Ловя ли безоглядно удовольствия,
    в трудах ли праведных не зря сгорая,-
    пускай ведет дорога жизни скользкая,
    всем равно радостей не обещая,-
    но добро, что добыто тобой, пусть нередко как зла перегной,
    хоть скорей всего за упокой, позабыто не будет судьбой.
  • Сергей Макаров
    5.12.2024 19:30 Сергей Макаров
    «-Как сейчас помню, остановился на эшелон на станции Житомир.
    Побежал за кипятком, туда, сюда. И вдруг по радио объявили»:
    -----
    Что 25 декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачёв сложил свои полномочия, а на следующий день, 26 декабря 1991 года, Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР.
    Че делать? Начинать жизнь, продолжать или напившись чаю повеситься?
    Все сбережения заработанные все годы трудя и не покладая – превращались с осенние листья.

    Спасал антикварный рынок, тогда Измайловского Вернисажа в том виде что сегодня не было, а была торговля под открытым небом в аллее Измайловского парка, за трамвайными путями.

    Продавали многое и покупали разное.
    Кому иконы, кому патефоны, кому старые вещи – целые, модные, новые, почти.
    Спасал рынок.
    Завязывались знакомства, мобильных телефонов не было, но находили друг друга и радовались возможности «обогатиться».
    Кстати, многие на этом хорошо поднялись, это к тому, что дело вроде непрестижное казалась - эта торговля предметами со следами времени, но у многих были не осуществлены детские мечты, а тут, пожалуйста!
    Да и люди всегда «это богатство любили и уважали»!

    Подтянулись на блошиный рынок художники, и торговцы от искусства, стали появляться предметы из мастерских художников и скульпторов.
    Активизировались автолюбители раритетов.

    Знавал одного такого, принес он домой в рюкзаке автомобиль ВМW тридцатых годом, вернее всё что от него осталось, остальное на рынке сумел приобрести, сегодня его с автомобилем на съемки фильмов приглашают, на свадьбы, поминки ...
    Че? Поминки?
    Да – подтверждал он кивком головы.
    Причуды бывали и деловито рассказывал о разных «капризах».
    Хотя, и мне странно было такое придумать.

    А в мультфильмах студии «Пилот» разве не "сумасшедшие" придумывают сюжеты для мультфильмов?

    Зима, скоро Новый год, безденежье не греет.
    У новых россиян – кооператоров «миллионщиков» уже тогда тяга к богатству непомерно росла, а старые вещи порой просто выбрасывали, например ёлочные игрушки, диафильмы, и прочее новое произведённое в СССР - почти.

    Подумал; « -Пойду я на на ярманку, там дураков много,» и всякого «щепетильного товара», люди любят когда «дорого и богато».
    А шо делать? - Дешево купить - дорого продать, чтоб побольше взять и поменьше дать.
    Доходы дохленькие - но «на ром пиратам хватает» …

    Собрал опулентный конвалют таких вещей, во как задвинул, так задвинул немецкий на русском(?), хотя латынь в основе, но этим миллионщикам уши грело, когда «умно» объяснял: -«че по чём, в хоккей с мячом
    Когда спрашивают меня, что они приобретают, без байки не обойтись, как упустить удачу, когда она сама в руки идётъ, да ещё тут такое народилось «сословие», каждый день мучаются - как им деньги потратить.
    Они тоже не за печкой родились и спрашивают:
    -Вы что, нас за дураков держите?
    Да с воспитанием у них слабовато, а наглости полный подол.
    Отвечаю им на такое «взаимностью»:
    - Никак нет! Не держу! Я к вам на готовое пришел!
    Ору, как подорванный на мине, у меня тогда от подобного случая глухота ещё не отошла, а разговаривать требуется.

    Бывали разные, и другие были, в гости приехали от куда-то из далёка, улыбаются, узнавая уральские ответки на все случаи жизни, понимают, что трудное детство у меня где-то в глубинке страны было и науку дворовую прошёл не кислую.
    Так и повстречался случайно с Александром Татарским, он Деда мороза из папье маше у меня заприметил, у которого в образе наличности, что-то от актера театра Кабуки было, лицо -то вроде есть, но если присмотреться, рожа страшная на вурдалака пьяного похож.
    Разговорились немного, удивили друг друга пониманием хармсовской «идеологии», она как раз в то время была востребована, и под цензуру не попадёшь и людей рассмешишь.
    Спрашивает; - Че так ору как сумасшедший или контуженный?
    А я контуженный! – отвечаю. Потому и ору!
    Меньше пристают с расспросами, отсеиваю "зерна от дураков"!
    Тогда, как сегодня на рынке много людей бывает, не столько купить что-то приходят, сколько поговорить о былом, «фамилии повспоминать» …
    А продавцу больше продать, хоть:- Чё-то надо!
    Понимать и помнить об этом следует…!
    Время тогда было горячее, реализация имущества исчезнувшей страны шло споро и надо было грести всеми вёслами чтобы оставаться в стремнине потока вещей менявших свою госсобственность на частную.
    Автомобили из разных гаражей госучреждений растворялись в меж коллекционном пространстве любителей раритетов.
    Хорошо понимающий нашёлся, что у меня и автомобили найдутся, если что
    "- Ты заходи, если что...".
    На том и сговорились ....
    Пригласил он меня в свою студию, вернее, я сам напросился, но с условием – достану пластилина вот такой марки и бесцветного.
    Чего, чего, а этого "глины" но белой у нас в стране было, не вопрос ... на сладах военторга всякое было припасено и списано за ненадобностью.

    Много встречал разных и интересных людей в жизни, стараюсь всех помнить.
    И помню грустный день, иду по Остоженке, а за углом представительского особняка СВР, из полуподвального помещения, заходя во двор, справа, из открытой двери мастерской- студии, по улице метутся ветром листки с эскизами рисунков к мультфильмам Татарского, не подписанные – рабочие для создания фильмов.
    Было грустно от предчувствия плохого ....

    На мультфильмах Александра Татарского целые поколения выросли.
    Умные, уверен - почти...
    Да. Мультфильмы - это порой не только добрые сказочки, а иносказательность сюжетов мультфильмов студии «Пилот» и мультфильмов Татарского требует не только чувство юмора, но и полёт фантазии с неординарным мышлением и умением увидеть мораль в этих сказочных история с выдуманными персонажами, которые так похожи на нас самих и живут такой же сумасшедшей жизнью в своих короткометражных жизнях,
    а если внимательно посмотреть на нас сами со стороны, то чем мы хуже?
    Да такие же – не вполне! …И живём полной жизнью и радуемся что живы!

    Сегодня 2024 год, вспоминаем добрый «Союз мультфильм»,
    «- Ох уж мне эти сказки, ох уж мне эти сказочники..».
    Вспоминайте, пожалуйста, чаще наших любимых, добрых и мудрых сказочников мультипликаторов, порой наивных в своих помыслах, но всегда правдивых в своём творчестве.
    « - Вот уж послал – так послал!...»
    -----
    - «Да, кстати, кипятка в Житомере так и не оказалось, вернее он был.
    - Но холодный!»
124 «Русский пионер» №124
(Декабрь ‘2024 — Январь 2024)
Тема: доброта
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям