Классный журнал

Леонид Ганкин Леонид
Ганкин

Обманный фонд

02 декабря 2024 16:41
Редактор отдела внешней политики газеты «Коммерсантъ» Леонид Ганкин пытается понять смысл и значение коллекционирования в своей жизни. И оказывается, что все началось, конечно, в детстве. Но не все закончилось. А главное - в любом возрасте все должно быть честно.

 

 

Однажды со мной случилось то, о чем мечтает каждый коллекционер, но не каждому такое выпадает. Как обычно, произошло это неожиданно. То есть ничто не предвещало. В общем, дело было так. 

 

Я, в ту пору студент первого курса, по дороге из института решил зайти за хлебом. И перед самым магазином меня остановил какой-то мужчина. Синий берет, бородка, одутловатое лицо, запах перегара — по виду спившийся интеллигент.

 

— Молодой человек, купите марки.

 

Я тогда был заядлым филателистом и потому не мог пройти мимо.

 

— Покажите.

 

Мужчина дрожащими руками достал из матерчатой сумки увесистый альбом и протянул мне. Первого же взгляда на марки хватило для того, чтобы убедиться: вещь стоящая. Это были старые, довольно ценные экземпляры в хорошем состоянии. В основном марки колоний, доминионов и зависимых территорий: Британская Гвиана, Новая Каледония, Сеута и Мелилья…

 

— Сколько вы за них хотите?

 

Мужчина оценивающе посмотрел на меня, облизал пересохшие губы и выпалил:

— Пять рублей!

 

— У меня столько нет…

 

Я обшарил карманы и выгреб оттуда содержимое: два рубля с копейками.

 

— Ладно, давайте, — мужчина схватил деньги, протянул мне альбом и ринулся в магазин, а я без денег и без хлеба побежал домой рассматривать добычу.

 

Среди марок, счастливым обладателем которых я стал, обнаружилась одна с особо интересной историей. Она была выпущена в Оттоманской империи. Ее нарисовал армянский художник, который под названием страны на латинице более мелко написал то же, но на армянском языке. По виду армянские буквы напоминали орнамент, и поначалу никто ничего не заметил. Марка была напечатана и пущена в обращение. Только через два года турецкие власти обнаружили на ней «запрещенные» буквы. Художник был брошен в тюрьму, а марку попытались изъять, но тираж практически разошелся. Позже ту же марку выпускали уже без «орнамента»…

 

Собирать марки я начал еще дошкольником. Их первую крупную партию мне привез отец из Эфиопии. После этого у меня откуда-то появились марки Индии, потом Болгарии. Это и определило профиль моей будущей коллекции: я собирал иностранные марки, стремясь к тому, чтобы у меня были представлены все страны мира. С филателистической точки зрения, это неверно. Правильная коллекция — это, например, марки одной страны, выпущенные в определенный период времени, или тематические, такие как «Космос», «Старинные автомобили» или «Животные Австралии». Но мне нравилось собирать марки со всего света, узнавая все больше стран, читая про их географию, историю. И только в старших классах, решив стать африканистом, как отец, я перешел к коллекционированию исключительно марок африканских стран.

 

К тому времени собирать коллекцию становилось все труднее. В младших классах марками увлекались тогда чуть ли не все мальчишки, но постепенно это увлечение у многих проходило. А у тех, кто, как я, продолжал заниматься филателией, партнеров становилось все меньше и это создавало проблемы, потому что одним из главных способов пополнения коллекций был обмен марками, или, как мы его называли «мена». 
 

Выход подсказала жизнь: мой младший брат Володька подрос и тоже пристрастился к марком. Тогда-то мы и стали обмениваться ими с его одноклассниками.

 

Это была игра не на равных — как гроссмейстера с новичками, которым только что показали, как ходят шахматные фигуры. Я советовал брату что на что менять, и мы всегда оказывались в выигрыше. Мы даже создали специальный обменный фонд, накупив дешевых, но красивых и ярких марок, которые обменивали на гораздо более ценные и редкие, пусть с виду часто и невзрачные. О моральной стороне дела я не задумывался — наоборот был чрезвычайно горд собой. Такова уж философия коллекционирования. Любой коллекционер рад получить что-то за бесценок, а иной, к счастью таких немного, готов пойти на кражу или даже чего похуже ради того, чтобы стать обладателем чего-то вожделенного. 

 

Ощущение того, что я делаю что-то не вполне порядочное, пришло ко мне гораздо позже. Сейчас я считаю, что точкой отсчета стал тот день, когда Володька нашел где-то на улице то ли медаль, то ли монету с изображением глаза. Мне пришлось посидеть в библиотеке, чтобы выяснить: это все-таки медаль. Ею награждали участников русско-японской войны. На одной стороне — «недремлющее око» и дата: 1904-1905. На другой надпись: «Да вознесет вас Господь в своё время».

 

Вещь для нас непрофильная. Стали решать, что с ней делать. В конце концов ребята во дворе подсказали: в твоем же подъезде живет коллекционер — он и нумизмат, и филателист, и награды, вроде бы собирает.

 

Я немного знал этого мужчину — по крайней мере, мы здоровались. Невысокий, сухонький, в очках, похожий на профессора. Может, он и был профессором — дом-то университетский. Жил он, кажется, на седьмом этаже с миловидной женой, выглядевшей гораздо моложе его, и очень привлекательной дочкой. 

 

При очередной встрече во дворе я спросил его про медаль, мы разговорились, и он пригласил меня к себе.

 

Медаль соседа заинтересовала не очень. Он рассказал мне, что когда-то у него была огромная коллекция марок. Ее собирали еще его отец и дед. Он тоже много лет собирал марки, а потом продал коллекцию и на вырученные деньги купил вот эту кооперативную квартиру. Больше он марками не занимается, хотя кое-что у него осталось. Теперь его главная страсть — монеты, а марки и награды он использует для обмена.

 

Сосед показал мне свои альбомы с марками — и у меня прямо сердце защемило. Там было столько всего, что мне хотелось бы заполучить в свою коллекцию. Особенно запали в душу марки африканских стран, выпущенные в 19-м веке. Сосед сказал, что с радостью поменял бы их на монеты и объяснил — какие.

 

Теперь проблема состояла в том, где найти эти монеты. И мы с братом скоро ее решили. Оказалось, что они есть у некоторых его одноклассников, которые принялись охотно менять старые и дорогие монеты на яркие марки-фантики. Я до сих пор не без стыда вспоминаю добродушного увальня Колю Короткова, у которого брат выменял с десяток монет времен Екатерины Великой и Николая Первого. Другое дело, что и сосед не оставался в накладе, отдавая нам за них марки, которые, как я подозреваю, стоили гораздо дешевле монет. 

 

А вскоре я забросил филателию. Говорил себе, что на нее не хватает времени. Но это было что-то другое. Коллекция пролежала несколько лет без движения, а потом брат с моего согласия и даже одобрения увез ее с собой за границу. Я решил, что так правильно. Марки-то заграничные, вот они к себе домой и уехали. А я остался здесь.  

Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (2)

  • Владимир Цивин
    2.12.2024 18:29 Владимир Цивин
    Что
    по пожухлой
    поверженной
    листве,-
    вновь
    оказавшейся
    уж лишь
    на земле,-

    хоть
    в предвосхищении
    похищения
    тщеты,-
    не чем
    пока
    не оправдавшейся
    морокой,-

    предстоящее
    всё еще
    лишь у глухой
    черты,-
    пусть
    совершенство
    предвкушается
    широко,-

    да
    откровенно
    беспредельное
    в сокровенном,-
    что
    дурманом
    раненное
    самообмана,-

    игрой
    порою
    неподдельного
    непременно,-
    что-то вдруг
    не зря же
    предвещает
    странно.

  • Сергей Макаров
    2.12.2024 23:37 Сергей Макаров
    Много лет в прошлом, когда ещё только обретал свои сегодняшние, сформировавшиеся строения Вернисаж в Измайлово, как выставка-ярмарка предметов изобразительного декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел, места антикварных развалов, посещая ряды антикваров и продавцов блошиного рынка, обратил внимание на заядлых филателистов сидящих вокруг стола на котором распластались страницы кляссеров заполненные почтовыми марками, скорбно гнутые спины коллекционеров и лишь пар выдыхаемый при их тихом разговоре меж собой выдавал в них ещё живых, но хорошо промёрзших людей.

    Зима, холод, а они согнувшись над кляссерами заполненными марками, скрупулёзно и ревностно рассматривают раритеты.
    Спорят, специальными линейками вымеряют количество зубчиков на марках.

    В далёком советском детстве у меня, как и у многих было это увлечение собирательство почтовых марок, но у меня в последствие это не пересол в коллекционирование.

    Отношение умудрённых и богатых опытом и коллекциями марок ко мне, как любопытствующему, было доброжелательное, поясняя секреты, интересуются темой моих предпочтений.
    
Заглянул в их сокровищницы и обмер, всё что хочешь можно найти.
    Поинтересовался дирижаблями Гинденбург - пожалуйста, Веймарская республика - есть, марки морских куриных компаний начала 20 - го века - имеются.

    
Спрашиваю: - От чего не летом таким делом заниматься? 

    Холод. Ветер. Полумрак на веранде под крышей.
    Собиратели люди в возрасте почтенном отвечают:
    - Торопимся жить, интерес к жизни и истории согревает и не даёт покоя. 


    - А у вас что есть? Спрашивают меня с неподдельным интересом, отложив вс сторону свои кляссеры, а глаза их уже блестят огнём интереса.

    Вспомнил, что у меня есть несколько первых советских марок, акцизные марки на продукцию царской России и для подачи казённых писем, марки всевозможных обществ спорта, профсоюзных, займов 30-х - 40-х годов.
    Открыли они свои сокровищницы, показывают.
    
- Такие? В каком они вас таки состоянии? Спрашивают.
    
Повергли. Все есть у них, но самыми ценными поделились - показали и удивили.

    Но и поделились «секретами» этого вида полиграфии.
    
Определить оригинал, оказывается марки как деньги подделывали и подделывают.

Действительно, марки не только высококачественная полиграфия, они являются платёжным суррогатом денег для оплаты почтовых услуг, для этого они и предназначены.

    Вот почему они так въедливо рассматривают марки, оригинальность печати надо уметь распознать:



    «Деревянные гравюры
    Один из древнейших способов полиграфии — высокая печать. В виде гравюры на дереве она существует с начала XV века. Изображение вырезали на грушевой доске, которую отпиливали вдоль слоев древесины.
    С конца XVIII века стали использовать поперечные срезы — торцевые доски. При этом брали дерево твердых пород, как правило самшит.
    Деревянной гравюрой выполнили очень мало марок. К примеру, так изготовили первые саксонские марки 1850-1851 гг.
    В СССР деревянную гравюру применили для печати серии марок, посвященных новой Москве. Их выпустили в 1939 году. Гравюры к ним резал Н.А. Шевердяев.

    Наборная печать
    Есть марки, выполненные наборным шрифтом. Открытие этого способа приписывают Иоганну Гутенбергу. Однако почти одновременно с ним работали Ян Костер в Голландии и Памфилио Кастальди в Италии. Также известно, что в середине XI века в Китае кузнец Пи Шенг предложил составлять печатную форму из отдельных брусочков с рельефным изображением знаков.

    Ракельная печать
    Ракельная печать появилась в начале XX века. Изображение переносили на медный цилиндр, который закатывали краской. Излишки снимали тонкой стальной пластиной — ножом (ракелом). Первая марка, изготовленная таким способом, появилась в Баварии в 1911 году.

    Рельефная печать
    Иногда на бумаге получается выпуклое изображение. Так происходит при рельефной печати. Она давно используется на почтовых знаках. Яркий пример тому — первая русская марка (орел).
    Коллекционерам известна и комбинированная печать. Например, двухцветной ракетной и гравюрой на стали отпечатаны почтовые знаки «Деятели отечественной авиации» (1963), а также ряд других выпусков.!"

    
Филателист должен уметь определять способ печати интересующей его марки. 

    Это имеет значение, например, при определении разновидностей советских выпусков.

    Не стоит забывать, что марки имеют различную коллекционную ценность в зависимости от способа печати.



    Марки кусочки высококачественной полиграфии с историями, жаль, если это увлечение, собирательство и коллекционирование не найдёт своих ценителей продолжателей в будущем.
123 «Русский пионер» №123
(Ноябрь ‘2024 — Ноябрь 2024)
Тема: Коллекционер
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям