Классный журнал

12 сентября 2024 12:00
Старпом капитана атомного ледокола и автор этой исповедальной колонки Марина Старовойтова увидела море уже студенткой пединститута. И не сказать чтоб сразу бросилась в пучину. Успела поработать учителем русского языка и литературы в сельской школе. Но море ее догнало. Да не просто море — Арктика. Но литература не забыта — эта колонка тому подтверждение.

 

 

Школьный класс, кабинет залит солнцем, я, сельский учитель русского и литературы, читаю своим ученикам стихотворение Михаила Лермонтова: «Белеет парус одинокой в тумане моря голубом!..» Могла ли тогда представить, что через несколько лет передо мной будет Арктика и полярная ночь, а вместо одинокого парусника — единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой «Севморпуть»?

 

Меня зовут Марина Старовойтова. Сейчас я — старший помощник капитана атомного ледокола «Ямал» ФГУП «Атомфлот» (предприятие госкорпорации «Росатом»). До сих пор не верится, что смогла кардинально изменить жизнь, не испугалась, нашла силы для освоения новой профессии и доказала свою состоятельность профессионалам-коллегам. Может быть, это вера в себя и свои возможности или судьба. Не зря же мое имя означает «морская». Но обо всем по порядку.

 

Знаете, где находится Унеча? Думаю, что единицы смогли блеснуть знаниями географии страны. А я там родилась. В небольшом городке Брянской области. Море видела только на репродукциях картин Айвазовского, в книгах Хемингуэя и Стивенсона. В нашей семье о флоте знали… разве что по излюбленному рецепту — макароны по-флотски. Мама — медсестра, а отец — машинист на железной дороге.

 

Впервые я увидела море, когда училась на четвертом курсе педагогического университета. С друзьями поехала в Новороссийск и помню, как на берегу с восхищением смотрела на суда, стоящие на рейде. Думала, как замечательно быть моряком! Но в юности мечтала вовсе не о море, а о воздушно-десантных войсках. Ходила в военкомат, писала в Рязанское десантное училище, но в конце 1990-х годов это оказалось невозможным. В итоге после школы поступила в Брянский педагогический университет. Работать с детьми было интересно, но дух романтики и приключений взял верх. Не смогла меня удержать школа. Знакомые как-то обмолвились, что можно устроиться на судно в Мурманское морское пароходство. Я решила попробовать и поехала в Мурманск. Так стала дневальной на атомном контейнеровозе «Севморпуть». Моими обязанностями являлись уборка помещений, мытье посуды, подача еды в столовой экипажа. Работа важная. Экипаж месяцами находится в море и должен чувствовать, что о нем заботятся и вносят в его быт тепло и уют.

 

2005 год. Первая встреча с Арктикой. Она поразила своей первозданной красотой и уникальностью. Все пейзажи разные и никогда не повторяются. Арктика — бескрайние ледяные просторы, северное сияние, мерцающие на солнце айсберги и белые медведи. От них невозможно отвести взгляд. Сколько грации и пластики в этих гигантах! Они настоящие хозяева Арктики. Эта сила и мощь природы заворожили меня.

 

Первый рейс длился 11 месяцев. Я выдержала: приспособилась к качке, разлуке с близкими… Поняла, что это мое и дальнейшую жизнь хочу связать с морем. Поступила в Морскую академию имени адмирала С. О. Макарова на судоводительский факультет. Училась заочно, так как на очное отделение девушек тогда не принимали. Сразу предупредили, что с прохождением практики будут сложности. А без практики не набрать плавательный ценз для рабочего диплома. Тогда я решила добиться того, чтобы меня взяли матросом.

 

В 2007 году наше судно надолго встало у причала, экипаж расформировали, и я попала в транспортную группу. Продолжала работать дневальной, а в свободное время выходила на палубу и трудилась вместе с матросами. Доказывала себе, экипажу, что могу делать все на равных. Так я получила свидетельство матроса второго класса, а затем — первого. Работа матросом — это тяжелый физический труд, а если это еще и в Арктике, когда на ветру по ощущениям мороз за –50°C, деревенеют руки и лица не чувствуешь… Сложно все описать словами. Нужно хотя бы один раз попробовать, чтобы оценить труд матроса.

 

Работы я не боюсь. С детства привыкла к тяжелому физическому труду. Летние каникулы проводила у бабушки, а хозяйство у нее было большое. Нужно было помогать. Конечно, с Арктикой не сравнить, но и не напугать тяжелой работой. Не устану повторять, что в море добиться чего-либо можно только упорным трудом, работая наравне с остальными, не выжидая скидок «для слабого пола». Если хочешь, чтобы тебя воспринимали на равных, как специалиста, товарища, то нужно выполнять мужскую работу, ведь ты сама себе зарабатываешь авторитет. Только тогда на тебя могут положиться, только тогда ты полноправный член экипажа.

 

Отработав год матросом и окончив «Макаровку», получила диплом вахтенного помощника капитана. Это был вызов самой себе, и я справилась. Затем работа третьим, вторым помощником капитана на транспортных судах. В 2017 году была назначена на должность старшего помощника капитана на транспортном судне. Мы часто ходили в Арктику, доставляли технику, строительные материалы, щебень в порт Сабетта. На моих глазах в Обской губе Карского моря разворачивалось масштабное строительство морского порта Сабетта, завода по производству сжиженного природного газа. Строительство порта сопровождалось интенсивным развитием инфраструктуры в Арктике. Если в 2014 году (это мой первый рейс в должности третьего помощника капитана) на месте будущего порта стояли вагончики, где проживало несколько десятков человек, то сейчас это большой вахтовый поселок с аэропортом. А о проекте «Ямал СПГ» известно во всем мире. Сабетта стала не только строительной площадкой, но и местом жизни и работы многих людей, которые вкладывают свои силы и умения в этот важный для нашей страны проект.
 

Наши суда часто работали под проводкой ледоколов, и я всегда восхищалась ювелирной работой их штурманов. Они прокладывали нам путь сквозь льды так уверенно и четко, что процесс проводки судна завораживал. Задала себе вопрос: а смогу ли я так? Решила попробовать. Прошла собеседование и в 2019 году устроилась во ФГУП «Атомфлот».

 

Это был второй переломный момент в моей жизни и очередной вызов самой себе. Но для этого пришлось сделать шаг назад в должности. Меня это не остановило. Опять, как много лет назад, пришлось получать новые знания и набираться опыта. Большим плюсом в «Атомфлоте» является стажировка на судах. Новичку дают время на изучение материальной части и нормативно-правовой базы, необходимой для работы. На время стажировки за ним закрепляют наставника, который контролирует и помогает в процессе обучения. На транспортном флоте нет такой возможности: ты получил диплом и сразу вступаешь в должность. В госкорпорации «Росатом» иначе. Здесь важно помочь человеку раскрыть его потенциал. Но и спрос с него соответствующий.

 

Сейчас я занимаю должность старшего помощника капитана атомного ледокола «Ямал». Когда ледокол находится в море, то главная обязанность старпома — управление ледоколом, проводка караванов, окалывание судов, безопасный проход сквозь льды, постоянная оценка окружающей обстановки и поиск оптимального пути. На тебе лежит большая ответственность за людей, ледокол и суда, которые ты проводишь — прокладываешь ли им канал или ведешь на буксире.



 

Только представьте себе — наш экипаж обеспечивает проводку танкеров-газовозов класса Yamalmax. Они длиной почти 300 метров, шириной 50, их мощность 45 мегаватт (60 тысяч лошадиных сил). Это сопоставимо с мощностью атомного ледокола «Ямал» (75 тысяч лошадиных сил). Грузовместимость танкера 172,6 тысячи кубических метров. Судно может перевезти такой объем сжиженного газа, которым можно в течение месяца (а может, и того дольше) обеспечить, например, Венгрию. И вот под проводкой у тебя такое судно. В этот момент испытываешь гордость за свое дело.

 

На атомном ледоколе, в отличие от транспортного судна, три старших помощника капитана, и за каждым из них закреплены определенные обязанности. Круг обязанностей у старпома большой, поэтому каждый день необходимо уделять им время. Это проведение инструктажей, учений, разного рода обходов (противопожарных, по охране труда, радиационной безопасности и т. д.), составление планов работ и ремонтных ведомостей. Во время ремонта — контроль качества выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту судовых конструкций, технических средств и палубных судовых устройств. А так как я первый старпом и являюсь начальником службы эксплуатации, то в моем подчинении палубная команда, труд которой я обязана организовать.

 

Последний рейс был особым, по стечению обстоятельств десять дней в море подменяла капитана. Для меня и экипажа было важно не подвести партнеров, капитана и справиться со всеми поставленными задачами. Это стало испытанием моей компетентности, проверкой способности справиться с непредвиденными обстоятельствами. Чувствовала на себе большую ответственность — руководство доверило мне управление ледоколом. Но я не была одна, со мной был экипаж, который поддерживал и помогал. Благодаря единой команде мы справились.

 

Многих интересуют бытовые условия на судне. На атомном ледоколе есть все условия для комфортной жизни и отдыха. Например, бассейн с подогреваемой водой, две сауны, тренажерный и спортивный залы, где можно поиграть в футбол, теннис и волейбол, библиотека. Многие моряки любят просто гулять на открытой палубе. Так что в свободное время всегда есть чем заняться. Большим плюсом является наличие интернета, можно в любое время не только поговорить, но и увидеть своих родных. Это особенно важно, потому что у меня есть четырнадцатилетний сын Артем. Если есть хорошая связь, то я и уроки могу проверить. Как у любой мамы — всё под контролем. На электронный дневник интернета хватит.

 

В «Атомфлоте» удобный график работы — четыре месяца через четыре, то есть четыре месяца мы находимся на борту и четыре — в отпуске. На транспортном флоте приходилось работать по шесть—восемь месяцев, а это очень трудно, особенно когда есть дети. Такие долгие разлуки тяжело даются.

 

Я очень люблю свою профессию. Работа в море — это моя жизнь. Сейчас с уверенностью могу сказать, что для меня атомный ледокол «Ямал» — второй дом, добрый и гостеприимный. В этом заслуга нашего капитана и экипажа.

 

В одном из очерков писатель Евгений Замятин дал такое определение ледоколу: «Ледокол — такая же специфическая русская вещь, как и самовар. Ни одна европейская страна не строит для себя таких ледоколов, ни одной европейской стране они не нужны: всюду моря свободны, только в России они закованы льдом беспощадной зимой — и, чтобы не быть тогда отрезанным от мира, приходится разбивать эти оковы». Это очень точно и емко, а про атомные ледоколы особенно.

 

Работаю в «Атомфлоте» и горжусь тем, что являюсь частью госкорпорации «Росатом» и представляю в Арктике единственный в мире атомный ледокольный флот. Каждый выход в море — это новые вызовы и возможности. Управляя ледоколом, этой махиной мощностью 75 тысяч лошадиных сил, способной преодолевать тяжелые льды, испытываешь чувство ответственности и восхищения. Судите сами, когда я пришла работать в Арктику (примерно 2005 год), грузопоток по Севморпути составлял чуть больше двух миллионов тонн, а по итогам прошлого года зафиксирован рекорд грузоперевозок по Северному морскому пути — перевезено 36,254 миллиона тонн. Сухие цифры, за которыми стоит труд сотен тысяч людей на берегу и в море. Атомные ледоколы не стоят на месте. Мы постоянно в движении. Без нас невозможно представить безопасные ледокольные проводки в Арктике. Это мы, мирный атом, вновь открываем для страны и мира Северный морской путь.

 

Мурманск — порт приписки уникального атомного ледокольного флота, база ФГУП «Атомфлот». Отсюда, из незамерзающего Кольского залива, выходят в ледяные моря Севморпути наши атомоходы.

 

Полуостров Ямал, Обская губа Карского моря — арктическая кладовая углеводородов. Здесь и сжиженный природный газ «Ямал СПГ», и сырая нефть Новопортовского месторождения.

 

Идем дальше на восток. Полуостров Таймыр — масштабный проект «Восток Ойл» по добыче нефти. Спускаемся ниже по Енисею, и мы в порту Дудиника, где находится Норильский комбинат, ради которого еще в 70-х годах создавалась круглогодичная транспортная система в западном районе Арктики.

 

Двигаемся на восток к порту Певек. Здесь работает единственная в мире плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов». Но уже скоро для энергообеспечения Баимского рудного месторождения «Росатом» введет в эксплуатацию четыре модернизированных плавучих энергоблока.

 

Какая моя Арктика будущего? Арктика с круглогодичной навигацией по Севморпути, новым атомным ледокольным флотом, судами высокого ледового класса, современными портами и инфраструктурой. За всем этим стоим и мы, моряки атомного ледокольного флота. От нашей работы зависит безопасность и ритмичность проводок судов, а значит, развитие мегапроектов. Ледокольный опыт научил меня многому, дал новые навыки и умения, расширил мои горизонты и изменил мое представление о возможностях, которые может дать нам жизнь.

 

Мечтаю ли я стать первой женщиной—капитаном атомного ледокола? В истории российского флота навсегда останутся имена первых женщин-капитанов Анны Щетининой, Валентины Орликовой и Людмилы Тибряевой. Если быть капитаном, то достойным своих предшественниц.   


Колонка опубликована в журнале  "Русский пионер" №122Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".     

Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (2)

  • Владимир Цивин
    13.09.2024 09:27 Владимир Цивин
    Раз вдруг уже
    взвивается
    ракета,-
    сигналом:
    встать в опасность
    во весь рост,-

    что
    противопоставить же
    на это,-
    не зря вопрос
    к судьбе
    совсем не прост,-

    вразумительностью
    коль ведь
    умозрительности,-
    познается
    не случайно
    суть действительности,-

    не избежит
    раз веры
    свято,-
    не зря
    сознание
    предвзято,-

    когда бездействие
    дает отсрочку
    здесь и сейчас,-
    а действие
    лишь там
    и потом,-

    то выбор
    не от разума ведь же
    зависит подчас,-
    но и от веры
    в судьбу
    притом.

  • Сергей Макаров
    15.09.2024 15:52 Сергей Макаров
    15/09/1959 году, в первое плавание отправился атомный ледокол «Ленин».
    Это было первое судно подобного типа в мире, положившее начало формированию группировки атомных ледоколов в нашей стране.
    Решение о создании атомного ледокола для обслуживания Северного морского пути было принято правительством СССР еще в 1953 году, поскольку необходимость в таком ледоколе ощущалась очень остро.
    Строительство ледокола «Ленин» началось в 1956 году на верфи «Балтийский завод» в Ленинграде. Для создания ледокола были задействованы тысячи рабочих и инженеров, а также самые передовые технологии и оборудование того времени.
    Ледокол «Ленин» проработал 30 лет, и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске.
    Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.
122 «Русский пионер» №122
(Сентябрь ‘2024 — Октябрь 2024)
Тема: Атом. Будущее
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям