Классный журнал

Белозеров
Я знаю эту дорогу
Байкало-Амурская магистраль — это уникальный проект, в котором удивительным образом переплелись задачи экономического развития страны и человеческие судьбы. Лично для меня это вызов, который в жизни руководителя, наверное, может быть только один раз. Когда начинаешь погружаться и разбираешься, что же это такое, — испытываешь самый настоящий трепет. Тут нет ни одной простой задачи — настолько все сложно и непредсказуемо.
Когда в семьдесят четвертом году в СССР принималось решение о строительстве, к БАМу уже успели подступиться несколько раз, прямо скажем, с разными степенями успеха. Потом страна навалилась всей мощью союзных республик и беззаветным комсомольским задором.
Я тогда учился в школе и тоже мечтал «строить путь железный», чтобы до океана «помчали поезда»! Песни были просто замечательные, я видел, что страна жила этой стройкой. Это была мечта, и на моих глазах она воплощалась в жизнь. Но так уж получилось, что без моего участия: пока доучился в институте — наступили другие времена. Однако, видите, как вышло — БАМ в моей биографии все-таки случился. Конечно, совсем в другое время, но в сопоставимом масштабе. Сегодня я отвечаю за обновляющийся БАМ и новых бамовцев, причем не только за стройку, но и за сохранение «бамовского духа» и его традиций. И я этим очень горжусь.
Теперь я могу сказать, что знаю эту дорогу. Да и побывать, проехать, даже где-то ногами пройти тоже удалось.
Когда впервые прокладывали БАМ — это была своего рода гонка. Строили быстро, по упрощенным стандартам, чего-то могли не учесть. Высокая сейсмичность, нестабильные грунты, вечная мерзлота. Природа постоянно преподносила сюрпризы.
На БАМе недостаточно просто уложить километр пути. Чтобы его не повело, нужно буквально заморозить насыпь. Раньше для этого делали специальные скважины, куда заливали керосин, который аккумулировал холод. Теперь делаем так называемую охлаждающую наброску. Это когда с двух сторон от пути насыпь покрывается камнями разного диаметра, что создает охлаждающий эффект. Сотни тысяч кубометров породы, которую необходимо самосвалами доставлять с карьеров. А это могут быть десятки и сотни километров. Поначалу было особенно сложно, так как экологическое законодательство запрещало разрабатывать ближайшие карьеры.
Сегодня нам многое приходится переделывать... Это и понятно. Время мчится вперед, появились новые технические решения, новые требования к пути и поездам. Все-таки пятьдесят лет прошло, растут скорости, усложняются задачи. Да и спрос на БАМ в условиях санкций вырос кратно.
Постоянно говорю коллективу, строителям: то, что сегодня делается в рамках модернизации БАМа по поручениям президента, сопоставимо с подвигом первопроходцев. Советские строители, республиканские бригады в неимоверно сложных условиях проложили путь, соединили в единую линию. Но с момента «золотой стыковки», с восемьдесят четвертого года, прошли годы, прежде чем дорога по-настоящему поехала. Северомуйский дожали к исходу две тысячи третьего года. Теперь новые задачи — второй Северомуйский, второй Кодарский, еще один Кузнецовский тоннели и новый мост через Амур. Все это будет построено новыми строителями БАМа уже через каких-то восемь лет. Это сверхзадача для настоящих характеров.
Вообще, на БАМе самое главное — это люди. Уникальные люди! Готов это подтвердить из собственного опыта знакомства со многими бамовцами, с некоторыми выпала честь даже поработать вместе. Бамовское братство, бамовская напористость, подчеркнутая независимость в поведении, абсолютная уверенность в себе. Ефим Басин, Феликс Ходаковский, Салман Бабаев, Иван Варшавский, Александр Бондарь — их много, всех и не перечислить. Трудовые бойцы и надежные товарищи.
БАМ для меня не просто работа. Это воплощение юношеской мечты, невероятное мужество, торжество человеческого духа, подвиг во имя Родины, символ труда многих народов России и наших ближайших соседей. Сегодня мы знаем, что они смогли, справились, преодолели. А значит, сможем и мы.
Колонка опубликована в журнале "Русский пионер" №121. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
Комментарии (2)
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников2 4775Танцы. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников2 9252Февраль. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 13696Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 15664Коллекционер. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова14359Литературный загород
-
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
Безумье – и благоразумье,
Позор – и честь,
Всё, что наводит на раздумье,
Всё слишком есть.
М.И. Цветаева
Коль зная, что создано холодом, чудо это не на века,
пусть золотом теплым хоть молодо, выглядя лишь издалека,-
как молодо холода золото, серебром ни стало пока,
что из-под седых бровей, уж смотря на мир грустней,-
и веря в чудо воскресенья, под взором ласковым весны,
хотят ли осени растенья, вдыхая запахи зимы?
Неровен нрав иных времен, что норов женщины изменчив,-
но чьей-то страстью покорен, порой покладист и доверчив,
поэзии основ причастен он, когда трагично гуттаперчив,-
не зря пока к концу, ни подойдет тепла уж рассказ,
во власти разве тут, сердец и душ ведь раз же у нас,-
легко расстаться вдруг, с чудинкою задумчивых глаз?
Как и в полет уходят снег и лед, парами влажного тумана,
над зыбкой колыбелью вешних вод, что над волнами океана,-
хоть зная, что за чудо воскресенья,
сочтут уж не его, а лист весенний,-
ища в движенье, может быть, себе спасенье,
слетает вдруг здесь так же ведь, и лист осенний.
Но пусть по кривой октября, листва входя уж в штопор,
вспоминает, что есть земля, переходя на шепот,-
да как искренности же без истины,
мелодий трагедий раз нет без тревог,-
так мир в зыбкости красок немыслимых,
вдруг лиственной медью не зря занемог.
Причудлив чуда полет, опять коль переучет,-
не солнцу уж, что не печет, холодной печали почет,
не вспять же время течет, неужто тепло не в счет,-
да в хлад назад вдруг наугад, слетая куда глаза глядят,
чему-то ведь как будто рад, по-праздничному одетый сад,-
причудлив предзимний наряд.
Ветерок лишь чуть куражится, а желтые уже дрожат листы,
в сероватой дымке кажется, что даже небеса вокруг желты,-
хоть осень равно на всех скажется, вдруг у роковой черты,
но лишь же желтый лист отважится, на потерю высоты,-
да пускай листы упадут, холод тоже раз не вечен,
осень с садом всегда в ладу, что и время с точной речью.
Пусть прозрачность влажная желтого леса,
вдруг в переменчивых из-за туч лучах,-
словно по почившему лету уж месса,
под куполом неба, при желтых свечах,-
но затейливая тленья вязь, порой что благодать,
не случайно чистота и грязь, всё осени под стать.
Точно горечью счастья, подсвечник подсвечен,
где ярче лишь мечется пламя свечи,-
не случайно вдруг ясен, и очень беспечен,
обманчивый свет, беспечальный почти,-
к ней приходя нередко на встречу, по делу ль, без дела,
не зря родной природою лечим, ведь душу и тело.
Но пусть приятно по припеку, ранней утренней порой,
чуть ощущая тепло с боку, просто так пройтись тропой,-
да раз уж до света охочих, здесь дней не бывает без ночи,
ночных же не лучше коль уз, немеркнущих сумерек груз,-
ведь лечит и запада злато, великое чудо заката,
как бы ни давала вдруг много, дорога дорога порогом.
Другой возражал: "Не до жиру".
Один говорил, мол, мы - машинисты,
Другой говорил: "пассажиры".