Классный журнал
Ким
Фью-фью
Оттепель пятидесятых-шестидесятых годов дала дружный всход бардов на клумбе русского искусства. Я тут не уточняю — музыкального или поэтического, так как бардовская песня есть неразделимый сплав музыки и стиха. Среди взошедших и расцветших оказалось несколько славных имен, засиявших в сонме бессмертных. И первым я называю Булата.
Теперь как-то впроброс поминают оттепель — а для меня ее величина с годами только вырастает. Ведь это же был первый глоточек свободы после чудовищных лет войны, голода, лагерей, неволи — вдруг стало можно кукарекнуть: не обязательное «ура», а свое собственное «фью-фью».
Оттепель — это начало свободы в России, пока еще небольшая форточка, у которой оказалось природное свойство расширяться, и с тех пор она так и расширяется — и в застой, и (особенно) в перестройку, и в девяностые, и посейчас, невзирая на возвраты и откаты.
Оказалось, стало можно думать, говорить и петь вслух.
Началось обретение собственного голоса во всех видах творческого существования, отсюда и произошли барды, и раньше и лучше многих с этим справился Булат. И его «фью-фью» послышалось сразу везде, а дальше только усилилось, и разнообразилось, и, таким естественным образом, всеми запелось.
Тогда же прорезались еще два голоса: тоска о свободе (Высоцкий) и справедливости (Галич). Тут я замечу, что обе эти темы имеют относительную актуальность — в отличие от темы виноградной косточки (актуальность бесконечна).
Свободное лирическое высказывание нашего поколения лучше всего удалось Булату, да будут бессмертны его лира и имя его!
Колонка опубликована в журнале "Русский пионер" №120. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
Комментарии (2)
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
на песке
от волн
речных,-
чем
тешит
рябь
неутомимо,-
на
шрамы,
ни похожи ль
от мечты,-
что
обнадежит
лишь,
и мимо?
Да коль
было бы
на свете
всё так,-
как
какой-то
вдруг задумал
чудак,-
то разве
такую
играли бы
роль,-
здесь Бог,
улыбка,
любовь,
и боль?
Что
на закате
небо
голубое,-
над
золотой
глубокоокой
болью,-
ведь сердца
интонации
лишь музыка
изысков,-
по-над
непредсказуемою
музыкою
смыслов.
Антон Палыч Чехов однажды заметил,
что умный любит учиться, а дурак - учить.
Скольких дураков в своей жизни я встретил -
мне давно пора уже орден получить.
Дураки обожают собираться в стаю.
Впереди их главный - во всей красе.
В детстве я верил, что однажды встану,
а дураков нету - улетели все!
Ах, детские сны мои - какая ошибка,
в каких облаках я по глупости витал.
У природы на устах коварная улыбка..
видимо, чего-то я не рассчитал.
А умный в одиночестве гуляет кругами,
он ценит одиночество превыше всего.
И его так просто взять голыми руками,
скоро их повыловят всех до одного.
Когда ж их всех повыловят - наступит эпоха,
которую не выдумать и не описать..
С умным - хлопотно, с дураком - плохо.
Нужно что-то среднее. Да где ж его взять?
Дураком быть выгодно, да очень не хочется,
умным - очень хочется, да кончится битьём..
У природы на устах коварные пророчества.
Но, может быть, когда-нибудь к среднему придём.
БУЛАТ ОКУДЖАВА, 1979