Классный журнал

Александр Рохлин Александр
Рохлин

Всем по щам!

27 декабря 2023 21:56
Тут искусственному интеллекту можно только посочувствовать. Каких бы пядей во лбу он ни был, но никогда он не заценит аромат и вкус суточных щей от нашего щивара шеф-повара «Полевой кухни» «РП» Александра Рохлина. Но автор так аппетитно расскажет историю щей, что даже самая бесстрастная нейросеть поверит на слово. И протянет виртуальную тарелку за добавкой.



 

Рано или поздно я открою в своем селе щиварню. Она же будет чайной, и котлетной, и вообще центральной культурообразующей точкой села с мощным гастрономическим притяжением. Денег нет. Но этот слабый момент меня не смущает. Деньги придут. Они всегда приходят, рано или поздно, вслед за правильно сформулированной идеей. А идей, правильных и неправильных, сформулированных и не очень, в моей голове так густо, что от них тесно и в них можно ложку стоймя ставить, как в домашней сметане или суточных щах.

 

Вернемся ко щам. Одной из гениальных идей, пришедших ко мне в голову однажды на излете зимы, была следующая. Наварить щей, литров пятьдесят, и накормить народ, свой и окрестный, дабы они не ослабели в предстоящем долгом и изнуряющем пути Великого поста. Щи должны были стать основой, так сказать, краеугольным камнем в деле возрождения народной сельской культуры. На меньшее мы замахиваться не умеем.

 

В помощь благому делу немедленно был подтянут граф Александр Федорович Чернышев-Безобразов. Последний владелец села и хозяин усадьбы с церковью и пристройками. Известно, что граф был мощным хозяйственником, содержал усадьбу в образцовом порядке — занимался инновациями. Отсюда родилась идея, что где-то в архивах или в еще ненайденных кладах хранится кулинарная книга графа Безобразова, в которую он собственноручно записывал наиболее интересные рецепты. Понятно, что некоторые из них нам уже были известны — счастливо и тайнообразующе обретены. А как по-другому?

Итак, щи по рецепту вице-губернатора Херсона и Вильны графа Безобразова, чья могила находится за южной стеной Знаменского храма, были приготовлены. К утру следующего, празднично-масличного, дня щи сами собой, как полагается, сделались суточными и приобрели кондицию, прямо скажем, вдохновляющую и одуряющую. Внешним видом, количеством и ароматом. Все было заготовлено для трапезы — и столы, и лавки, и глубокие тарелки, и ложки, и черный хлеб, и сметана, и мелко порубленная зелень. Над семидесятилитровым котлом развевался рекламный баннер-плакат в стилистике конструктивизма — «Всем по щам!».

 

В щи ушла последняя тайнообразующая деталь — рюмка первоклассного домашнего самогона.

 

Это было полное фиаско. Народ на празднике праздно шатался между увеселениями, поделками, слушал самодеятельность и кормил детей сладкой ватой, блинами и мороженым. «Безобразовских» щей испробовали человек пятьдесят, не более. Скорее всего, причиной неудачи стало неудачное время. Праздник устроили в полдень. Все люди дома выспались и позавтракали, на праздник явились сытыми. А щи требуют от человека вдохновения, то есть пострадать до вкушения хоть немного.

 

В конце мероприятия я кормил несколько экипажей ППС, ГИБДД, МЧС и скорой помощи, обеспечивавших тишину и порядок и порядком замерзших. Задаром, конечно, от чистого сердца, но внутренне обливаясь слезами. Целевая аудитория не пришла. Провал миссии был очевиден. Но не об этом горестном моменте я хочу рассказать. Был в тот день другой момент, на который я не обратил внимания по причине его незначительности. А теперь понимаю, что Бог послал мне знак. До сих пор, кстати, неразгаданный. Но — очевидный.

В какой-то момент к нашей раздаче подошла пожилая интеллигентная женщина. Я знал, что она служит библиотекарем в нашей городской библиотеке. Она откушала щей, попросив налить ей «полполовничка», сдержанно похвалила, ушла и вернулась с книжкой. Это был томик Грэма Грина, между прочим. Но внутри английского классика, между страниц, лежала газетная вырезка, или похожая на газетную, один узенький столбец текста. Ее-то и протянула на ладони библиотекарша. Я ее сфотографировал. Поэтому привожу, можно сказать, в подлиннике:

«В 1889 г. в дер. Шухтовская Череповецкого уезда крестьяне праздновали закладку новой церкви. В этот праздник собралось много народу, в том числе с соседних приходов. Перед праздником собрали церковно-приходской сход, на котором постановили: наварить пива по 2 ведра с души, собрать 50 рублей на покупку мяса и по караваю хлеба с каждого дома. Во время утрени и обедни были сварены щи в двух больших котлах и наскоро устроены столы на церковном погосте. Щи с мясом приносили гостям в деревянных блюдах, подкладывали ломти хлеба и подносили кружки с пивом».

 

— Да, — сказал я женщине, — теперь мне все понятно. Щи с мясом в больших котлах — это одно. Но пива мы никому не подносили.

 

Женщина спрятала страничку обратно в томик Грина. Но любопытство мое было раззадорено, и я спросил, откуда материал такой.

 

— Реликвия, — тихо ответила библиотекарша. — Мой дед служил в Ленинграде в Публичной библиотеке.

 

Дальше — со слов, как я успел запомнить.

 

У дедушки был коллега и товарищ — Владимир Владимирович Майков. Оба из старорежимной профессуры, которая не уехала за границу, а доживала свой век худо-бедно при новой власти. В чине великих и почти безвестных знатоков своего дела. И у них на двоих существовало что-то вроде игры, интеллектуального развлечения. Они собирали разные прикольные факты из российской жизни и присылали друг другу в виде коротенького письма или открытки. Вроде наших мемов. Сообщения должны были касаться темы, над которой работал коллега. Тогда я не спросил, над чем работал профессор Майков, которому дедушка нашей библиотекарши прислал сообщение про щи на погосте и два ведра пива с каждой души. Спросил о другом. Что прислал в ответ Майков? Мне кажется, что женщина ждала моего вопроса, и если бы я его не задал, то сильно упал бы в ее глазах. Она опять открыла томик Грина и достала еще одну страничку текста. Вот он:

«Крестьяне также звали щами и сами зеленые листья капусты: “Белые клубни зовут капустой, а серые листья — щами… У крестьянина Ивана Иванова из с. Покровского, семья которого состоит из 3 взрослых и 3 детей, ныне осенью заготовлено щей 24 ушата по 4 ведра каждый”.

 

Материалы этнографического бюро князя В. Н. Тенишева».

 

Тогда я решил, что профессор Майков писал диссертацию о кислых щах. И выражение «профессор кислых щей» приняло для меня совершенно новый, документальный смысл. Почему бы нет? Слава Богу, я не успел поделиться этой дурацкой мыслью с доброй женщиной.

 

Она собралась уходить и, прощаясь, сказала, что профессор Майков и ее дед умерли в осажденном Ленинграде в феврале сорок второго года. От голода.

 

И вот спустя энное количество лет ваш покорный слуга, неунывающий щивар и писатель-почвенник, оказался в Великом Новгороде. По служебной надобности. Надобность эта требовала и указывала мне обязательно очутиться на правом берегу Волхова в Антониевом монастыре — памятнике всего русского, что может быть в природе, начиная с самой природы и заканчивая историей архитектуры, научного образования, религиозного просвещения и проч. и проч. И вот случай. Cтоять на топком берегу, к которому приплыл на камне прп. Антоний Римлянин (то ли грек, то ли ирландец по происхождению) и краем уха слышать рассказ экскурсовода — преподавателя Новгородского университета. Слушатели были обычные балбесы туристы. А экскурсовод был необычным «балбесо-водителем». Каждое сообщение о монастыре было лишено заученной поверхностности и словно дышало прошлым, рассказывая о нем как о сегодня, в крайнем случае — о вчера. Слово звало за собой дальше, идти в глубину времени, где факты сплетаются друг с другом в живые узоры времен, имен и судеб, изменяясь до неузнаваемости. Так рассказывать и зажигать умеют только люди науки. Достаточно одного неравнодушного вопроса, и в ответ вы получаете билет в прошлое. Я и получил такой билет. И еще кое-что. Когда он закончил рассказывать об истории семинарской библиотеки, в которой в том числе хранилась библиотека Феофана Прокоповича, крайне неоднозначного и незаурядного деятеля Русской православной церкви времен Петра Первого, я поинтересовался, что же стало с библиотекой Прокоповича, когда власть стала советской. Вопросом этим я остановил бег времени и вызвал нервный зуд у балбесов туристов. Наш ученый прирос к месту и, взглянув на меня с пронизывающей благодарностью, выдал вдохновенный, подробный и временами невероятно горестный рассказ о судьбе древних книг. Пересказывать его я не буду, чтобы избежать нервного зуда у читателя, но в нем я услышал смутно знакомое имя и вздрогнул.

 

Владимир Владимирович Майков, старший библиотекарь питерской Публички, археограф, профессор и проч. и проч. Весь семинарский «хлам» Прокоповича, шесть с половиной тысяч томов и рукописей, из библиотеки при новой власти собирались выкинуть. Двести девятнадцать лет пребывания в стенах семинарии должны были бесславно закончиться. Но Божьим промыслом их не выкинули, а перевезли в Ленинград и отдали на хранение в фонды библиотеки. Но это лишь полдела. Старые книги — мертвые книги, пока они не описаны и не систематизированы, пока не обретут лиц. И именно этот труд по «обретению лиц» совершил Владимир Владимирович Майков за пять лет, с двадцать шестого по тридцатый год.

 

Я вспомнил свои щи. С ними графа Безобразова и князя Тенишева, а с ними и женщину-библиотекаря с томиком Грина и сообщением про двадцать четыре ушата серых щей.

История — это невообразимое крошево. Русская история — это щи из крошева.

 

Родом из Великого Новгорода.

 

Щи да щи — хоть портянки полощи.

 

Рецепт настоящих, аутентичных, народных, великоновгородских, серых щей прилагается.

Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
118 «Русский пионер» №118
(Декабрь ‘2023 — Январь 2023)
Тема: Разум
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям