Классный журнал
Петров
Долгое литературное плавание
Литературу можно сравнить с рекой.
Ведь «литература» не просто слово. Слово, как известно, у Бога, а то, что произносится и пишется на нашей грешной земле сейчас, — все чаще вода.
Тихие заводи. Совсем не крутые, пологие берега. Вот она, литература сегодня. Течение тут одно — полное соответствие представлениям издательских воротил о литературной моде, которую сами они и задают. Следование по такому течению гарантирует спокойствие, подобие комфорта, придает уверенности в писательском завтра. Воротилы же все знают, с ними не пропадешь.
Вниз по течению. Как в старой доброй песне с рок-н-ролльным гитарным проигрышем. Вниз! Всякое следование течению есть путь вниз. Как тут не поддаться искушению? Как не поплыть вверх, против?
…Три-четыре года назад я начал писать сатирический роман. Объектом едких нападок стал современный литературный процесс, те его воротилы, что захватили книжный рынок и занимаются грандиозным литературным надувательством, выдавая откровенную чушь за гениальность.
Где логика? Не было ее. Был литературный азарт, бунтующий сарказм. И слабая вера в то, что всякая река непредсказуема. Кто знает, может, и вынесет мою лодку на крутой берег? Может, найдется в издательском мире человек, который сядет в мою лодку, и мы погребем против течения вместе? Под скрип уключин.
Не всякому читателю может быть интересно происходящее в мире современной литературы, я понимал это. И потому подселил в книгу персонажей из мира интернета и телевидения. В них легко угадывались завсегдатаи политических ток-шоу, блогеры, большие и маленькие политики, прочие дамы и господа. Был еще и шаман Саша. Он шел пешком из диких степей Забайкалья, намереваясь добраться до Москвы и навести порядок в современной литературе. Из персонажа второстепенного он переродился в одного из основных.
Книга получалась одновременно веселой и пронзительно-грустной, и любовь там была, и детектив, ну а проживание в ней шамана, само собой, окутывало будущий бумажный кирпич туманом мистики.
…Издатель, с которым я имел в последние годы дело, прочитал рукопись быстро.
«Здорово! Я, — признался он, — ржал! Берем!»
Какие слова могут быть лучше, когда речь идет о сатирическом произведении? «Ржал», «ухохатывался» — более чем похвала. Приятнее для писательского уха — «смех сквозь слезы», конечно, но я слишком многого хотел. Не Салтыков-Щедрин, не Гоголь. Того, что сказал издатель, было вполне достаточно. Осталось лишь дождаться выхода книги и бури в литературном стакане воды. Я расслабился. А с литпроцессом так нельзя. Когда вы слышите про свою книгу «берем», это еще не означает «издаем» или «выпускаем». Слова в сегодняшней литературе вообще не значат ничего.
И вот прогремел тревожный звонок: «У издательства возникли финансовые проблемы. Поищи другие варианты, товарищ».
Знакомые слова. Такое уже случалось. И не только у меня. Многие писатели затвердили их как строевой устав и почти не пугаются. Двигаемся дальше, работаем, ага… Меня вдруг посетили, выражаясь по-горьковски, несвоевременные мысли.
В книге было слишком много издевательств над теми, кто рулит современной литературой, над их «крышами», «медийной обслугой». Подавляющее большинство героев (точнее, антигероев) угадывались на раз, несмотря на замену фамилий, регалий и прочего. И если мой издатель еще мог пуститься во все тяжкие, затеяв шутиху под названием «мы не вас имели в виду», то остальные на такое могли и не отважиться. Какими бы независимыми они ни были. Тише едешь — дальше будешь. Не нужно ссориться с литературными воротилами. Себе дороже.
Вот такие у меня были мысли — действительно несвоевременные. Об этом следовало задуматься раньше, как только брался за перо. Я и задумывался. Однако немедленно эти мысли прогонял, ибо литературный азарт — штука неуправляемая.
…Мои близкие нередко упрекают меня: не держал нос по ветру.
«Ты угрохал целый год, — говорят мне, — а книгу не издали. Написал бы что-нибудь другое».
Резонное замечание. Но сожалею ли я о сделанном? Да, угрохал год. Эта рукопись и впрямь прорвалась сквозь выстроенную мною очередь из других литературных замыслов, растолкала их, и в 2021-м у меня вышла одна книга вместо двух, а в 2022-м ничего не вышло. Но я не сожалею.
Во-первых, другие замыслы не убиты. Час их пробьет, и у них куда больше шансов быть изданными. А во-вторых, мне было интересно наблюдать за этим долгим литературным плаванием.
Кто-то из немногочисленной нашей армии издателей ожидаемо отмолчался. А кто-то подумал «куда-то не туда», если можно так выразиться. И это было более чем забавно. Наверняка они прочли рукопись по касательной, первые страниц двадцать — внимательно, а по остальному их внимание прошлось галопом. Они ознакомились с рукописью и не увидели той бомбы, что в ней заложена. Эх! Мне бы отвечать на их письма короче и более односложно, что ли, так нет же…
«Сергей! — писали мне из одного издательства, достаточно солидного. — Книга нам очень понравилась. Но у нас такой вопрос: а как мы будем ее продвигать?»
Обычному человеку такие слова покажутся как минимум чудаковатыми. Может ли издатель спрашивать такое? Это же их работа — издавать и продвигать. Так? Спешу заверить: не так. В современных литературных реалиях это задача прежде всего автора, а не издателя. Как в полиции. Вы приходите в отдел с заявлением, а вам отвечают, что для возбуждения уголовного дела слишком мало доказательств. И призывают собрать кучу справок, найти свидетелей и притащить их к следователю. Еще чуть-чуть, и вас попросят, чтобы вы сами вынесли постановление о возбуждении дела, всех допросили, задержали преступника, предъявили ему обвинение и направили дело в суд. В книгоиздании — такой же принцип. Если автор не Лев Толстой и его не забыли. Но тут тоже делать ничего особенно не надо, все катится само.
Знающий все эти «принципы» досконально, я не удивился такому зову о помощи и накатал слишком подробное письмо. В этом была, наверное, моя чудовищная ошибка. Помимо всяких пиар-предложений я написал, что на книгу непременно откликнутся как сторонники и подхалимы издательницы Х., против которой направлены главные стрелы, так и те, кто уже пишет критические отзывы на ее продукцию. Пошумим.
«Издательница Х.? — изумились мои собеседники. — Разве вы ее имели в виду? Вообще-то мы относимся к ней с громадным профессиональным уважением…»
…А после был еще забавный ответ, но уже от другого издательства. Господа тоже подумали «не туда», но совсем в другую сторону.
Мой добрый знакомый, что трудился там редактором, переправил рукопись главреду и зачем-то предупредил его: «Там есть она, Х. Ее контора подана не в лучшем свете». Главред ответил, что его это не страшит.
Ответ, как и положено, последовал спустя несколько месяцев.
Добрый знакомый написал мне:
«Главред читает очень внимательно. Читает и перечитывает. Извел всю редакционную бумагу. Ищет Х., но не может найти. Зато обнаружил критика К. и министра культуры… Сомневаюсь, что даст добро…»
Весь этот сатирический абсурд, получалось, прыгнул из жизни в книгу, а потом выпрыгнул обратно. И дело не в том, что главред не нашел свою коллегу (Х. была выведена как хромой мужчина с бородой). Просто ни о критике К., ни о министре культуры я не писал! Кстати, для справки: к изданию книг у нас отношение имеет скорее Минцифры, чем Минкульт.
Словом, судно мое после долгого литературного плавания село на мель. Никчемная переписка в какой-то момент утомила меня. Потом и вовсе случилось страшное. В нашей жизни стали происходить события, о которых я написал. Какие-то просто оказались похожими и нуждались в маленьком «додумывании», но свершились и те, что воспроизвелись чуть ли не с абсолютной точностью.
В моей книге благодаря свержению литературных монстров и массовому изменению литературного вкуса меняется социально-политическая реальность. Страстные сторонники ЛГБТ, например, превращаются в патриотов и поборников православных ценностей. Многочисленные «украинские эксперты» покидают политические ток-шоу. Прототип персонажа — довольно известного литератора подается в политику, и тут я вообще попал в десятку, угадав политическую партию.
Был предсказан и международный конфликт! Правда, наши его предотвратили. Необычным, оригинальным, литературным способом.
Пусть по мелочам, пусть не многое, но сбылось. А что-то совсем не сбылось. Но именно первое охладило мой пыл. Никому не докажешь теперь, что я это аж два года назад написал! Все подумают, что я просто пошутил над прошлым. Это теперь не оригинально, это не то.
Ну да ладно. Дальше-то что?
Кто знает. Быть может, так и будет отсвечивать мое творение одиноким парусом в нашей литературной реке, видимое лишь немногим. А может, и прав другой издатель — время его пока не пришло, как бы ни напоминали его слова деликатную отговорку.
Но стоит напомнить еще один момент.
Книга-то не только сатирическая, книга еще и о Любви. И она ЕЙ понравилась.
Что может быть лучше?
Колонка опубликована в журнале "Русский пионер" №113. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
- Все статьи автора Читать все
-
-
03.03.2024Кто матери истории ценен 1
-
23.01.2023Слоновье счастье 1
-
13.10.2022Тайна кирзовых сапог 0
-
13.05.2022Мент родился 0
-
28.02.2022За кадром 0
-
23.11.2021Мистика хрустальной мечты 1
-
28.09.2021Рулетка смирения 1
-
27.08.2021На роман не тянет 1
-
30.04.2021Нормозатворничество 0
-
09.03.2021Бревно в глазу 1
-
06.01.2021Внутренняя анархия, и никаких! 0
-
23.12.2020Она — пароль и отзыв 0
-
Комментарии (2)
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
иронией
тронут,-
не чураясь
ничего
ни сколько,-
но что
низвергнутом
троном,-
изумленно
улыбаясь
горько,-
лишь шествуя
жестом
жестким,-
исполненное
силы
действие,-
очерченное
пусть
четко,-
нуждается
не зря
в содействии,-
со щекотливой
тщательностью
тщетно,-
излучаясь
изучающим
участьем,-
коль всё же
что окажется
чудесным,-
вдруг, увы,
покажется
не настоящим.
Сорвали романиста лавры,
Издатели - плезиозавры.
Они шипели не по-русски:
«Все литераторы – моллюски!»
Коль ты поэт «Пиши — пропало,
Уже трещит твоё забрало»
Коктейльный соус есть для устриц
И уксус критики напустим,
Шел мезозой рукопожатий,
Лимонный сок пролив на скатерть,
Сейчас большой кусок отхватим.
Плезиозавры, лишь бы жрать им!
Но я же сам себе издатель!
Безгонорарный рифмователь!
Взорвал бесплатно мегатонны-
Литературы электронной!
Смотрю кругом – Криптоклидиды
Загнулись сами от обиды,
Затихли Атиходраконы
Назло профессорам Сорбонны.
И лишь одно меня тревожит,
Как Дронт читатель вымер тоже.