Классный журнал

Ольга Ускова Ольга
Ускова

Дирижер реки

18 марта 2023 12:00
Основательница компании Cognitive Technologies Ольга Ускова вспомнила про то, что забывала, пыталась забыть тридцать лет. Про то, что когда-то она была Рекой. Про то, что у нее, у Реки, был Капитан. И теперь опять все в сборе. Вот-вот грянет музыка, которой не будет конца.




Воспоминания и предчувствия впервые, только для «РП»

 

— Ты попользовалась мной и пошла дальше… Ну что тебе нужно? Что не так-то? — Виталий нудно тянул разговор, раскатывая мякиш черного хлеба по столу большим пальцем и растерянно косясь на девушку.— Что не так-то?.. что не так-то!.. что не так-то?!

Девушка мягко и насмешливо звенела голосом на разные лады и собирала чашки со стола, показывая парню, что аудиенция подошла к концу. Виталик наконец разозлился и, хлопнув об пол мякиш, не прощаясь, пошел вон.

 

— Пожалеешь! — не оборачиваясь, брякнул парень в дверях.

 

— Пожалею…пожалеешь… пожалеем…— кружилась в пустой комнате девушка. Она знала это свое состояние, когда очередной претендент на нее, пришедший с серьезными намерениями, чтобы оформить и застолбить все, что внутри переливалось и искрилось и чем она и так делилась совершенно бескорыстно, хватал пальцами воздух и очень злился, а у нее внутри возникал светящийся столп брызг, и она уже двигалась дальше, оставляя далеко позади растерянную мужскую фигуру.

 

— Ты меня использовала! — удивленно и обиженно звучало из-за поворота, но уже совсем ничего для нее не значило.

 

Сегодня она понесет свои стихи в «Рок-кабаре». Подвальное помещение в районе кинотеатра «Ударник» уже стало культовым в андерграундной тусовке набухшей переменами Москвы, и девушку очень волновала реакция местных заправил на ее поэтическое творчество…

 

Из вечернего выступления запомнился какой-то мальчик с гитарой цвета хаки и бессовестно синие глаза Дидурова, который, конечно же, сразу предложил перенести прослушивание девичьих виршей к нему на дачу, так как в «Кабаре» трудно сосредоточиться. Это было скучно и предсказуемо. Дидуров был толст, пьян и понятно похотлив.

 

Про свои стихи она и так знала — ничего особенного, просто повод позиционирования в тусе. Энергии и потоков в этом зале не наблюдалось вовсе. Девушка двинулась к выходу.

 

— Капитан! Разрешите представиться, я — Капитан! — Очень худенький парень с огромными глазами выткался прямо перед девушкой в портвейновых парах дидуровского кабаре.— Вы же — Река? Я правильно почувствовал! Меня тянет к водным стихиям! Профессиональное!

 

Это был Сергей Курехин. Это был исток моих потоков. С этого знакомства в конце 80-х все силы, будоражащие меня и окружающих меня людей, начали оформляться в единый поток. И я окончательно превратилась в Реку!

 

Несколько лет между Москвой и Петербургом. Несколько встреч и бесед с Курехиным. Что я помню? Переливы. Разговоры-переливы.

 

Москва. Когда-то тогда. У меня дома.

 

— Ты — мещанка!  — Это Сергей кружит по спальне и зависает над полкой с музыкой. — Ты — мещанка! Выставила напоказ «Аквариум» и мнишь себя авангардисткой. Убери эту показуху. Пошли слушать музыку метро!

 

И мы спускались в метро и слушали стук колес вагонов, в который вплетались обрывки разговоров и звяканье бутылки. Бутылка была у нас с собой. И из этого рождалась композиция «Поп-механики» — Голоса Подземной Реки, а по рельсам подземелья убегал в туннель и мой ручеек, потому что я — Девушка-Река!

 

Петербург. Когда-то тогда. На старой барже. Белая ночь.

 

— Ты знаешь, что такое катарсис?

 

— Я знаю, что такое классный оргазм, Капитан!

 

— Ни черта ты не знаешь! Оргазм — это финал. А катарсис длится, сколько пожелаешь. На сколько хватит твоей внутренней музыки. На сколько хватит оркестра вокруг тебя.

 

— А ты — солист, типа?

 

— А я — дирижер. И я — двигатель. Я — запускатель энергий.

 

— А я — подружка дирижера?

 

— А ты сама энергия и есть. Поэтому тебе все равно на всех дирижеров мира.

 

— Ну-у, я надеюсь, сейчас не начнется: ты-ы-ы меня-я-я использовала-а-а-а… у-у-у-у-у!

 

— Ха-ха! Я на тебе играю, пока ты течешь в мою сторону! Мне важен только процесс твоего движения!..

 

Петербург. 1995 (?). Сергей только вернулся из Европы. Скоро конец. Его не будет. Но мы не знаем про это.

 

— Ты с Дугиным? Тебе интересно?

 

— Да. Там жизнь. Движение. Только на крайних формах можно задать разницу потенциалов для новой музыки.

 

— И будут опять бабушки в леопардах, вуалях и валенках, как на последнем концерте? Зачем тебе такая массовка, разве нельзя просто звуком раскачать? Подмахиваешь формой?

(Задумался. Смеется. Но глаза серьезные.)

— Все-таки плеснула в лицо. Ты Тетка-Река! Не можешь не обдать холодной водой на перекатах. Стоит зазеваться, и… За это и ценю…

 

…Прошло почти тридцать лет. Сергея Курехина не стало в июле 1996 года. Не стало с каким-то фантастическим диагнозом — саркома сердца. Инопланетяне затребовали обратно на планету Нибиру, не иначе. Больше никто и никогда не звал меня Рекой. Я постепенно забыла. Убрала подальше и не доставала наши разговоры, музыку, даже картинки. Прошло почти тридцать лет. И вдруг недавно в течении возникло возмущение в силе и потоки, текущие через меня и вокруг меня, начали просить новое русло с невероятной силой. Остро, ярче, чем в том, далеком и уже почти мифическом, 1989 году, начали зарождаться и клубиться энергии. И опять начал собираться под руками Дирижера и Капитана великий Оркестр.

 

Кого мне в нем видно?

 

Ну, с моего угла Зала Очень Большой Всемирной Консерватории компания все та же:

Сережа Курехин, вернувшийся из космоса;

 

Лимонов, совсем ненадолго отлучившийся с земного дежурства;

 

Дугин, ответственный за всех ушедших и погибших (но что такое смерть для настоящих музыкантов и философов?);

 

моя ритм-секция, Cognitive Pilot, со своими стишками и роботами;

 

старушки в леопардовых шубах с вуалями и валенками;

 

солдаты, чистые, как ангелы;

 

дети и животные, играющие сразу на всех инструментах;

 

коза;

 

все остальные…

 

Грядет великий концерт. Мы все сыграны идеально. И у этой музыки не будет конца. Никому не удастся заточить ее в винил и налепить ценник на пластинку. Поток будет литься великой Рекой. Девочка-Река, Тетка-Река, Бабушка-Река станет просто Рекой, и Дирижер благодарно постучит мне палочкой по пюпитру за непрерывность исполнения.

 

…Каждый помнит какую-то русскую реку,

но бессильно запнется, едва

говорить о ней станет: даны человеку

лишь одни человечьи слова.

А ведь реки, как души, все разные… нужно,

чтоб соседу поведать о них,

знать, пожалуй, русалочий лепет жемчужный,

изумрудную речь водяных.

Но у каждого в сердце, где клад заковала

кочевая стальная тоска,

отзывается внятно, что сердцу, бывало,

напевала родная река…

В. Набоков. «Река», 1926  


Колонка опубликована в  журнале  "Русский пионер" №113Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".

Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Владимир Цивин
    18.03.2023 14:16 Владимир Цивин
    Все мы сени своей тени

    И всюду клевета сопутствовала мне.
    Ее ползучий шаг я слышала во сне
    И в мертвом городе под беспощадным небом,
    Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
    А.А. Ахматова

    Уж синевой вечерней различен,-
    плывет пусть величаво лунный челн,
    что на ночную участь обречен,-
    да низвергая однажды кумира, за плохое всё вдруг и пошлое,
    не в том же ли и трагедия мира,-
    что в нем лучшее враг хорошего?

    И когда поет в оперенье времен, тленья прель,-
    ведь не соловьиная то сладким сном, льется трель,
    не ему нас носить на руках, мир не будет витать в облаках,-
    раз уж воск искусства, вдруг растаял в словах,
    значит снова грустный, день созрел в небесах,-
    что ж ты всё не проснешься никак, утопающий в чуде чудак?

    Душою крошечной, как ни роскошничай,
    ничего же хорошего, сердцу от чувства пошлого,-
    зови его, как хочется,
    не имени, не отчества, ведь нет у одиночества,-
    непредсказуем мир и случаен, уму и душе вопреки,
    когда в нем вдруг дичают печали, и нечем унять уж тоски.

    Но как то, что нас колышет, не зря коль стучится в мозги,
    пусть всегда есть отсвет свыше, в истоках высокой тоски,-
    да что у неверной тьмы по утрам, где забрезжится рассвет,
    раз уж у реальности данной нам, здесь границы резкой нет,-
    умов не случайно же ведь гений, в ее обитает полутени,
    что по веленью далекого зова, ловя гармонию духа земного.

    Обманом ли оковы сомкнуты,
    иль думы пусть сдавят вдруг грудь,-
    бывают коль такие минуты, когда согревает и грусть,
    метнется минута случайно, в туманную муть,-
    да сердце захочет печалью, тоску обмануть,
    трагичная чтоб изначально, ясней стала суть.

    Точно каплей печали леча, море тоски и горя,
    что горит, догорает свеча, с ночью почти не споря,-
    пускай что тонкая тростинка, на берегу реки,
    в душе у нас растет грустинка, на берегу тоски,-
    да словно легкая тростинка, колеблется слегка,
    пока в душе лишь та грустинка, в ней не слышна тоска.

    Невластный же над ласкою света, в летящем мире и человек,
    коль лишь пыл мимолетного лета, по берегам речений и рек,-
    как под песенной сенью весенней, преодолевая вдруг недуг,
    воскресают и тени хотений, на стене окаменелых мук,-
    случайно ль и зимы проявленья, не раз красотой завлекут,
    кого же ни пленяли сплетенья, следов и теней на снегу!

    Пока же ничему застыть на месте не дано,
    раз уж всему лишь исчезать на свете суждено,-
    не свет и не тьма, интересней всё ж тени,
    ведь жизнь и сама, лишь теней сплетение,-
    да хоть подвижны и нервны, не без нашего ведома,
    но наши тени двумерны, и жизнь их нам неведома.

    Что быть не трудно мудрым, там где дружат свет и тень,
    пусть тянет тени утро, да рождает снова день,-
    не зря же тени испугано жались, за камни прячась и пни,
    когда вдруг утра лучи улыбались, читая печали земли,-
    сколь бы ни было ступеней, неизбежен раз уж предел,
    коль своей мы сени тени, перейти в нее наш удел.

113 «Русский пионер» №113
(Февраль ‘2023 — Март 2023)
Тема: река
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям